Школы Алматы лишаются своих территорий: чем это угрожает местным жителям

Возмущение алматинцев понять можно: стадионы – места для прогулок взрослых и детей, которым негде гулять в каменных джунглях. А еще это – точки сбора в случае землетрясения и других ЧС, ведь бежать больше некуда!

“Люди со стороны наших проблем не чувствуют, не видят”

Плотная городская застройка вынуждает многие школы расширяться, жертвуя стадионами и своей территорией. А на территории отдельных учебных заведений строительные компании положили глаз – хотят сделать к ним пристройку, вроде как благое дело, чтобы рядом воткнуть очередной ЖК.

Около года жители микрорайона “Самал-2” следят за тем, чтобы никто не посягнул на территорию школы-лицея № 131, не возвел рядом с ней новый “человейник”.

Со слов местных жителей, территория школы – единственное место для прогулок среди высоток, и лишиться его люди не хотят. Ранее часть территории уже ушла под детсад. А сейчас имеются предпосылки к тому, что застройщик сделает пристройку к гимназии, чтобы рядом поставить новые высотки.

– Мы были на встрече с застройщиком и возмутились – пристройку к школе негде делать, и самое печальное, что вокруг всё застроено, случись ЧС, нам некуда бежать, – говорит жительница микрорайона “Самал-2” Акыл. – На территории школы весь микрорайон гуляет, дети играют. Я подозреваю, что работающие в акимате люди не понимают реальной ситуации. Когда принимают такие решения, нужно проводить общественные слушания с населением. Ведь люди со стороны наших проблем не чувствуют, не видят!

“Стадион – кислород”, “Стадион – детям!” – с такими лозунгами в мае прошлого года около 500 жителей микрорайона “Таугуль” вышли на стадион, что за забором педколледжа и рядом со школой № 127. На популярном месте отдыха и сбора при землетрясении планировалось построить корпуса педколледжа.

В комментариях под постом городской активистки Салтанат ТАШИМОВОЙ, запустившей движение с хештегом #стадионДетям, алматинцы написали, что на территории школ №№ 113, 121, 18, 5 построили детсады, пристройки к школам появились в микрорайоне “Айнабулак”, к школам №№ 79, 22, 117, 146 и других. Список растет.

“Проще назвать учебные заведения, на чьих территориях еще ничего не построили и не собираются это делать”, – написали пользователи соцсетей.

Застраиваются места сбора при землетрясении

Выступление активистов в защиту стадионов и школьных территорий – вовсе не прихоть людская. В разгар пандемии, в 2020 году, жители микрорайона “Аксай-4” узнали, что на территории гимназии № 132 будет возведено здание начальной школы. В тот момент все сидели по домам. Приличная часть спортплощадки, стадиона ушли под постройку.

Как житель этого микрорайона с 1986 года, я много раз во время учебы в школе, институте участвовала в сейсмотренировках. Этот стадион, а также территорию другой аксайской школы, № 126, чеэсники рекомендовали как “безопасное место”, расположенное вдали от строений, линий электропередачи.

К слову, просторным территориям многих учебных заведений отводилась важная роль, и об этом чеэсники говорили в середине 2000-х годов (смотрите материалы по теме: "КАРАВАН", “Если завтра беда?” от 20 июня 2008 года, “Проверка на прочность: выдержат ли ее дома южной столицы?” от 4 июля 2008 года, “Зловещее предупреждение” от 18 марта 2011 года, “В ожидании апокалипсиса” от 6 мая 2011 года и другие).

Сейчас о сейсмоугрозе город вспоминает всё реже. А зря! Алматы расположен в опасной сейсмозоне, нас трясет каждый день, час, а может и тряхнуть по-крупному. И не нужно думать, что нас это не коснется. Пример – январские события в Алматы, ставшие для всех полной неожиданностью, заставшие многие службы врасплох.

Как решать проблему с классами по 40–50 человек?

– Захват территорий школ, по-другому не могу назвать, особенно для строительства ЖК – это преступление, – комментирует ситуацию депутат мажилиса парламента РК Ирина СМИРНОВА. – В советское время территории были рассчитаны на определенное количество детей, с тем чтобы они имели возможность заниматься спортом, активно двигаться во время перемены. Когда строился Алматы, расположение домов, учебных заведений было продумано и обосновано. Когда на ту же территорию, старую инфраструктуру сажают многоэтажки, а рядом не остается скверов, проблемы с парковкой, всё это приведет к коллапсу. Если взять нормы градостроительства развитых стран, то в Южной Корее на квадратный метр застройки положено 6 квадратных метров парковой зоны.

Наши городничие, я даже градоначальниками не могу их назвать, мыслят такими категориями, как застроить каждый клочок. Понятно желание застройщиков строить в центре города, здесь вопрос касается только денег.

Если город находит возможности для передачи под застройку территорий, не лучше ли выкупать частные, ветхие дома, идущие под снос, и на том месте построить школу, а не ЖК?

– Но строительство нового жилищного комплекса принесет больше денег в казну…

– Городничий – не капиталист. Он должен думать о горожанах, их комфортной жизни, возможности вести здоровый образ жизни. А не преследовать только интересы застройщика, который захватывают территорию, не думая о будущем. А сам, его семья живут где-нибудь в Англии, где сохранены скверы, парки, не застроены берега Темзы, низкоэтажное строительство. Опять двойка: чиновникам выгодно строить не школы, а "человейники"

Я была в Англии и видела школы в городах. Огромные территории отданы под спортивные поля, никто не придумал там построить детсад или уплотнить детей. Та же картина в Швейцарии: почти в центре города стоит двухэтажная государственная школа с большой территорией…

– На все возражения жителей чиновники парируют – а как тогда решать проблему с классами по 40–50 человек?

– Не делать точечную застройку, как сказал Президент. Кто строит незаконно – сносить. Если уже построили, часть здания отдавать под школу, при условии, что рядом есть земельный участок для занятий спортом.

Наверное, в северной части Алматы есть огромные территории, которые можно застраивать, делать благоприятными для жизни.

К тому же у нас хорошо развиваются частные школы на 100–150 человек. Минобразованию надо поддержать частное образование, чтобы можно было работать, не взимая денег с учеников, и это было бы дешевле, чем строить новые школы. В пандемию частные школы проявили себя беспроблемным обучением в онлайн-режиме, чего нельзя сказать о государственных.

Предупреждали же!

Сегодня дефицит мест в алматинских школах составляет 33 812, в детсадах – почти 40 тысяч. Для решения проблемы скорректированы планы открытия социальных объектов с акцентом на форсированное строительство новых школ и детсадов. Так, в текущем году ведется работа по открытию 48 школ, в том числе за счет бюджета – 16, через ГЧП – 4, по меморандумам со строительными компаниями – 16, за счет частных инвестиций – 10 школ. Также город выкупает ранее приватизированные здания 2 школ в Ауэзовском и Бостандыкском районах.

Мы прекрасно понимаем, как сложно находить земли, возвращать здания в госсобственность. Но все эти вещи можно было предвидеть, ведь о них эксперты предупреждали, выступали в СМИ еще 10, 15 лет назад!

И отбирать у школ их территории – последнее дело, особенно стадионы. Ерболат Аскарбекович, надеемся, вы это поймете. Застройщик построил, сорвал куш – и всё. Его не волнует, чем будут дышать жители, где гулять, заниматься спортом. Не забывайте про бич современности – гиподинамию, особенно у молодежи. Ее последствия еще дадут о себе знать в будущем. И что мы будем иметь – город полных, больных людей и сплошные “человейники”?

АЛМАТЫ