Они, как и все родители, ищут для своих чад подходящую школу, учат вместе с ними уроки, ходят на родительские собрания…
У кого-то из звезд чада уже без пяти минут студенты, у других – малыши, которые только переступят школьный порог.
Но хоть дети и звездные, а пожелания и переживания у их родителей – самые что ни на есть обычные.
ГЛАВНОЕ – ЧТОБЫ НЕ ЗАБИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Динара ЕГЕУБАЕВА, телеведущая, главный редактор глянцевого журнала:
– У нас идет очень серьезная подготовка, потому что мой сын Ади в этом году идет в первый класс. Это, конечно, очень волнительный момент, потому что выбрать в Алматы школу, которая устраивала бы и ребенка, и родителя, очень сложно. Кроме того, существует масса обстоятельств, как, например, пробки в городе. Поэтому хочется, чтобы школа была в твоем районе и отвечала всем твоим пожеланиям. Но угадать очень сложно, потому что нужно посмотреть, как ребенок будет себя чувствовать в этой школе, как там все сложится – отношения с преподавателями, учениками…
А что касается волнительных моментов, то у казахов есть такой обычай – тiлашар, когда взрослые дают напутствия, пожелания. Это событие у нас прошло в воскресенье. Правда, Ади расстроился, что все это происходило во взрослом кругу. Он хотел, естественно, всяких клоунов, спайдерменов и так далее.
Конечно, теперь вся жизнь перестраивается под школу. У нас она – с утра до вечера. Это очень хорошо, потому что Ади весь день будет занят. Я специально выбирала частную школу, чтобы там занимали ребенка и он делал бы там уроки.
Мое главное пожелание связано с тем, чтобы в школе не забили индивидуальность сына. В этой жизни и так очень много всяких условностей, рамок, куда нас всех с удовольствием "забивают". И мне бы очень не хотелось, чтобы то же самое происходило с ребенком. Важно, чтобы к каждому ребенку был индивидуальный подход и он не закрылся. Ну, посмотрим…
УЧИТЬСЯ НАДО ВЗРОСЛЫМ!
Казбек СПАНОВ, лидер группы JCS:
– В эти дни идет обычная подготовка, покупаются форма, учебники, другие школьные принадлежности. Никакой суеты нет, тем более что Иса идет уже в шестой класс. Но в самом начале учебы он заставил нас…
Первый класс, второй день занятий. Отсидел три-четыре урока и пришел домой. Без портфеля. Он просто его оставил в классе. Потом пришлось с мамой бежать назад и искать портфель.
Особой любви к каким-то предметам у него сейчас не замечается. А вот родителям нужно понять, в какую сторону больше тянет их ребенка, физик он или романтик. Я думаю, что наш ближе к романтике.
Иногда, конечно, приходится помогать ему в учебе. Но я включаюсь, только когда уже никто не может помочь. Математика, русский язык, литература. Эти предметы я люблю. И вообще сейчас бы пошел сам с удовольствием в начальную школу. Считаю, что, когда люди уже становятся зрелыми, нужно еще раз пойти в школу, чтобы восстановить пробелы. И мне кажется, что именно в зрелом возрасте учеба интересна, просыпается жажда знаний. А детям, конечно, хочется играть…
БЕЗ МЕЧТЫ НЕТ УЧЕБЫ!
Еркеш ШАКЕЕВ, поэт и композитор:
– У нас с женой Жанной четверо детей. Старший сын Сафар идет в последний, двенадцатый класс в Сан-Франциско. Старшая дочь Меруерт – в девятый, в 35-й школе. Младшая дочь Сафи поступила одновременно в первый класс общеобразовательной и музыкальной школы. А младшему сыну только год.
При том, что Сафар демонстрирует серьезные успехи в спорте – он чемпион мира по карате, призер первенства Алматы по плаванию, выиграл кубок Шварценеггера по боксу, – сейчас его больше интересует кино. Этим и прошлым летом он ездил в Нью-Йоркскую киноакадемию на курсы. Сначала на актерские, потом на кинорежиссерские. Снял четыре фильма. И фильм, который он снял в прошлом году, вышел в финал Международного кинофестиваля в Мичигане.
У Меруерт – способности к рисованию и литературе. Кстати, сейчас она пишет книгу. А также изучает японский язык, неплохо разговаривает на нем и мечтает поехать учиться в Японию. Она вообще очень любит эту страну. Как-то давно, глядя на брата, она стала заниматься карате. И получилось так, что взяла бронзовую медаль на международном турнире, на котором даже Сафар никогда не брал ничего…
А если говорить о Сафи, то у нее две больших мечты. Первая – это музыка. Уже сейчас она хорошо сочиняет, поет. Так что преподаватель Людмила Федоровна Русинова, которая занималась с Сафи в подготовительном классе, ею очень гордится. Также ее пригласили как солистку для работы над мюзиклом в ТЮЗе. Вторая же мечта дочери – быть многодетной матерью. Уже остановилась на десятерых детях. Не знаю, как получится совместить эти две мечты.
Мы особо не подталкиваем детей к той или иной стезе. В том-то и дело, что они сами мечтают и сами делают. Мы просто стараемся поддерживать их по пути достижения этой цели. А люди, которые не мечтают, их нет смысла обучать.
СЕЛИ ЗА ПАРТУ ВМЕСТЕ
Ирина ЛЕБСАК, актриса Русского драматического театра имени Лермонтова:
– Моя дочка Женя пойдет в третий класс. Если говорить о ее любимом предмете, то тут зависит от того, какой сегодня предмет удался, тот и любимый. Но, как это было и у нас, все профилирующие предметы не вызывают большого восхищения. Гораздо больше нравятся труд, физкультура, рисование…
Были моменты, когда Женя говорила, что ей очень нравится математика. Я с этой дисциплиной никогда не дружила, и для меня это стало открытием. Был момент, когда ей очень нравился русский язык. Сейчас мы следим за тем, чтобы она развивала технику чтения. Недавно меня просто удивил ее выбор книги для чтения: она начала читать не просто какую-то сказку, а энциклопедию.
Одна из главных тем, которые любят обсуждать все родители, – это форма и учебники. Я за то, чтобы была единая, элегантная форма. Мы выросли в форме, но, к сожалению, ее цвета были такие советские – коричневый, черный. А сейчас есть очень благородные, хорошие цвета. И когда я вижу детишек, одетых в школьную униформу, если, конечно, это хорошая форма, у меня это вызывает радость. Я за чистые, белые рубашки и темный верх и низ.
А что касается учебников, то это пусть, наверное, решают в Министерстве образования, насколько они совершенны. Вдаваться в подробности я не буду, потому что, во-первых, ничего не смогу изменить. А во-вторых, и без меня у учителей хватает проблем. Они что могут решить? Им приходит разнарядка, по какой программе они должны преподавать, по каким учебникам…
Сейчас Женя уже отправится в третий класс, но когда три года назад ребенок дорос до такого возраста, что надо было идти в школу, у меня это вызвало мандраж и шок. Могу сказать, что с того момента и по сей день я тоже сижу с ней вместе за партой. То есть мы учимся вместе. И думаю, я не исключение.
ДЕЛЬТАПЛАН ДЛЯ ДОЧКИ
Ильяс АУТОВ, лидер группы Motor-Roller:
– Детей у меня трое, но в школу ходят двое из них. Младшая дочка пока в садике.
Старший сын Аким в этом году перешел в 11-й класс, и по моим музыкальным стопам идти пока не думает, хотя играет в школьной команде на барабанах. А вообще, мне кажется, что он серьезней, чем я был в этом возрасте. Он хочет заниматься международным правом или юриспруденцией, а может, – пиаром. Эти устремления проснулись буквально в последние год-полтора.
Причем я его никак не направлял – так же как и мои родители, которые никогда на меня не давили и давали мне право определиться самому. Но единственное, что папа требовал всегда, чтобы я учился хорошо и читал книги постоянно. Этого и я хочу от своих детей. Я дал Акиму посмотреть мир, в прошлом году отправил в Англию на курсы. В этом году он ездил по городам России.
Средняя дочь Карина идет во второй класс. Кроме того, она занимается гимнастикой в цирковой школе, выступает на манеже. Также ведет передачу на канале КТК “Взрослые отдыхают”. Заработала там путевку в лагерь “Горное солнце”.
Карина – тоже ребенок серьезный, но своенравный. В основном занимается с ней мама. Но иногда приходится с боем что-то объяснять, если она чего-то не понимает и стоит на своем. То есть девочка с характером. Она смотрит на мир и не со всем соглашается.
Первый класс Карина окончила на отлично, я ей пообещал за это купить хороший самокат. Купил. А она мне говорит: “Я второй класс окончу, ты мне, папа, купи дельтаплан”.
В общем, в следующем году ближе к лету у меня ожидаются сложности – поступление старшего сына и покупка дельтаплана для дочери.
ЗА ВНУКА СПОКОЙНЫ
Нуржамал УСЕНБАЕВА, оперная певица:
– В этом году в первый класс у нас идет внук Исатай. Это сын старшей дочки Куралай. Первый класс для любого человека – это новая жизнь, новый этап. И Куралай решила, что сына надо отдать в гимназию №159. Там когда-то училась наша дочь Карлыгаш. И мы хорошо знаем эту школу.
Исатай занимается плаванием, рисует, читает и уже решает примеры. У него вообще хорошие способности к математике. Это передалось ему от мамы. Она финансист, работает в крупной иностранной компании, сама занимается с Исатаем и дает ему различные упражнения. Так что в школу он пойдет подготовленным.
КОНЕЦ БЕСТОЛКОВЫХ ДНЕЙ
Толкын ЗАБИРОВА, певица:
– Наш старший сын Шахрияр пойдет во второй класс. А средний – Дияр – поступает в подготовительный. Шахрияр больше тяготеет к точным наукам, его интересует математика. А Дияр больше лирик. Видимо, он пойдет по маминым стопам – то есть по музыкальной части. Мы с мужем видим его человеком искусства. Естественно, он в таком возрасте еще не понимает, чего хочет, но мы, как родители, направляем его. Не уверена, получится ли из него Рихтер, но тем не менее задатки есть. Дияр сильно отличается и от старшего, и от младшего нашего сына. В нем меньше каких-то бойцовских качеств, он больше созерцатель. Сейчас он пока идет в школу №12, потому что подготовительный класс в Байсеитовской школе в этом году закрыли. А через год я все-таки мечтаю отдать его туда.
Сначала мне казалось, что все мои дети будут учиться в МКНО, Международном колледже непрерывного образования. Там есть садик, школа. Но практика показала обратное. Нужно иметь индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывать особенности его характера, нравы, поведенческие черты.
Для меня очень важно, чтобы 1 сентября был для моих детей особенным днем. Когда старший только пошел в школу, мы его всячески готовили к тому, что садик закончился и наступил первый день осени, первый день учебы. Объясняли, что меняется сфера общения и начинается совсем другая жизнь, отличная от тех бестолковых дней, которые дети проводили до этого.
ФОРМА – ПРОСТО УЖАС!
Баян ЕСЕНТАЕВА, телеведущая, продюсер:
– Моя старшая дочь Айсауле в этом году идет в седьмой класс. Она сама любит учиться, я ее не заставляю. Больше всего ей нравится английский язык. Но при том, что она у меня круглая отличница, существует одна большая проблема. Айсауле учится в государственной школе, где администрация заставляет их одеваться в форму установленного образца. А форма эта – ужасная! Нас постоянно вызывают в школу, постоянно объясняют, что нужно надеть именно этот пиджак, а при этом его плечи в два раза шире, чем у дочери. Если мы находим нужные плечи, то рукава получаются до локтя. Я не знаю, кто продумывал эти лекала, это просто убожество, а не форма. Я уже не говорю о ткани, которая постоянно скатывается. Как мы приучим детей и к прекрасному, и к патриотизму, если их заставляют так одеваться?! Я сама слежу за тем, как выгляжу, и стараюсь, чтобы мои дети всегда хорошо выглядели и приучались к хорошему вкусу.
Доходило до скандалов и истерик преподавателей. Но сколько ни объясняй, все равно бесполезно. Причем когда я просила показать какое-то постановление или приказ министерства носить именно эту форму, мне его не показали. Просто говорят, что рубашка не должна быть в кружево, туфли не должны быть яркого цвета. Но это вообще глупость. А, извините, как мы будем растить личность? Я не зацикливаюсь на внешнем виде, но это тоже составляющая в развитии человека. А то, что детей в шестом классе заставляют носить бантики, это же маразм!
Артем КРЫЛОВ