Все выступают за то, чтобы наши дети знали как минимум три языка. Но когда речь заходит о преподавании в школе некоторых предметов на трех языках, все начинают возмущаться. И в этих баталиях больше эмоций, чем здравого смысла. Давайте попробуем разобраться без истерики.
Сначала – о пятидневке. Сегодня ученики государственных школ учатся по шесть дней в неделю. Думаю, каждый родитель видел грустные глаза ребенка, провожая его ни свет ни заря на субботнюю каторгу. Родители, которых он и так видит только поздно вечером, остаются дома, а он вынужден топать в школу. Конечно, никакой мотивации учиться у него нет. Могу предположить, что знания, полученные в субботу, усваиваются хуже, чем полученные в будний день. Какой тогда толк от этих субботних бдений?
День сурка
Об этой проблеме известно всем и давно. И учителя, и родители решали ее как могли. Во многих школах на субботу поставили предметы, которые не требуют особой усидчивости, не требуют значительных интеллектуальных усилий. В результате суббота в школе превратилась в своего рода тусовочно-физкультурно-трудовой день. И родители каждую неделю вынуждены решать для себя вопрос: а надо ли отправлять ребенка в школу, если он не рискует отстать по программе? Как правило, вопрос решается просто: если родители заняты и ребенка деть некуда, его отправляют в школу, а если родители дома, ребенок тоже остается.
Получается, шестой день как бы есть, но его как бы нет. Номинально в школах шестидневка, фактически – пятидневка.
Чуть больше повезло ученикам частных школ. Там давно поняли, что субботний день приносит учебному процессу так мало пользы, что от него можно спокойно отказаться. Поэтому в таких школах, как “Хэйлибэри Астана”, Международная школа “Мирас” в Астане, “Школа Архимеда”, “Престиж” и “Магистр” (в Алматы), и других работают по пятидневной модели. И их выпускники показывают не худшие, а лучшие знания. Понятно, что не только фактор пятидневки здесь играет роль, просто хочу сказать: пятидневка не ведет к ухудшению успеваемости, даже, скорее, наоборот.
Если говорить о международном опыте, то пятидневная учебная неделя есть в США, Великобритании, Германии. Согласитесь, не самые отсталые страны в мире!
Открытые горизонты
Теперь давайте посмотрим, что получат дети, их родители и учителя от пятидневной учебной недели.
Во-первых, это дополнительный день. Этот день можно использовать для отдыха, для подготовки уроков (которые приходилось делать в воскресенье, как правило, уже поздним вечером), для общения в семье. Даже если просто школьники будут проводить часть субботы на свежем воздухе вместо класса – это уже плюс. Значит, дополнительный выходной день – это хорошо как для психофизического состояния наших детей, так и для их образовательного уровня, потому что приведет к улучшению качества подготовки домашних заданий.
У родителей появятся дополнительные возможности для общения со своими детьми. Можно куда-то сходить всей семьей, выехать на природу, просто пообщаться. Раньше для этого был всего один день, теперь будет два. Плюс можно отправить чадо в какой-то кружок, в секцию и т. п.
Не забудьте, что учителя тоже получают дополнительный день отдыха. А значит, выходные пройдут не только за проверкой тетрадей и подготовкой тематических планов – появится возможность уделить время своей семье, которая у педагогов тоже, как ни странно, есть. Да и подготовка к урокам будет лучше – у учителей появится наконец возможность прочесть какие-то новые материалы по своему предмету.
Ландон из зе кэпитал оф Грейт Бритн
Но возникает другой вопрос: откуда этот дополнительный выходной взять? Программа есть, она утверждена, и изменение ее – процесс длительный. Недаром министр образования поначалу попросил 3–4 года для перехода на пятидневку. Но общественность зашумела, запротестовала: мол, чего там мудрить, неужели так трудно сделать субботу выходным в школах? Даешь, мол, пятидневку прямо сейчас!
Однако, так или иначе, предметы из школьной программы не выбросишь, их надо изучать, и если это не делать в субботу, надо делать либо в будни – это ведет к увеличению количества уроков ежедневно, либо в другие дни – это ведет к увеличению продолжительности учебного года.
Ничто ниоткуда не берется и никуда не пропадает. Если мы убрали субботу, эти часы надо куда-то прибавить.
Мы же хотим, чтобы наши дети знали больше, а учились меньше. Мы хотим, чтобы уровень образования был выше, но нагрузка постоянно снижалась. Мы хотим, чтобы они были и теоретически подкованы, и к практической жизни готовы, но при этом чтобы количество изучаемых дисциплин не росло, а уменьшалось. Но так не бывает!
Простой пример: каждый родитель хочет, чтобы его сын (дочь) владел как минимум тремя языками. Но каждый язык – это учебные часы. В советской школе были уроки и английского, и казахского, только их было так мало, что дальше “Ландон из зе кэпитал оф Грейт Бритн” и “Кел, балалар, окылык!” дело не шло. Чтобы получить хорошее знание английского, например, надо было учиться в спецшколе, где уроки английского были каждый день.
Если сейчас просто сократить учебную неделю вместе с учебными часами, мы потеряем в качестве образования. Увеличить учебный день, как это делают в частных школах, в государственных трудно – это и суточная нагрузка на учителей, и нехватка кабинетов (до сих пор в некоторых школах учатся в две, а то и в три смены), да и родители будут не в восторге – дети будут голодные и уставшие.
Значит, единственный вариант – сократить каникулы. Собственно, это и предлагает министерство образования. Предполагается, что летние каникулы будут начинаться в школах 1 июля и составят два месяца.
Нагрузка дней моих суровых
Первая реакция: как же так! Так много было сказано о детях, и вдруг – отобрать у них месяц отдыха?! Но мы же договорились без эмоций. Давайте глубоко вдохнем, выдохнем и попробуем посмотреть на ситуацию объективно.
Летом мы не знаем, куда деть своих детей. Кто-то отправляет к бабушке и дедушке, и три месяца ваше чадо болтается на улице. К сентябрю у него в голове не остается ничего, более того, выветривается даже навык учения. Кто-то отдает своего ребенка в пришкольный лагерь, и ваше чадо вынуждено еще и летом ходить в ту же школу, которая и так надоела за несколько месяцев учебного года.
Мы в лучшем случае умудряемся вытащить детей в отпуск на две-три недели куда-нибудь на море. А оставшиеся 9–10 недель дети маются от безделья. Зачастую они просто сидят дома либо носятся по двору, и вы, находясь на работе, переживаете за своего ребенка: как он там, все ли нормально, ничего не случилось?
Положа руку на сердце, надо признать, что три месяца каникул – это слишком много. За эти три месяца не происходит ничего такого, что оправдало бы такие длинные каникулы – мы не используем этот период целиком. По сути, что два, что три месяца – большого значения не имеет.
Есть и другие проблемы, которые решаются в результате сокращения летних каникул. Например, короткая четвертая четверть. Зачастую она решающая. Но настолько короткая, что заболей ребенок на неделю – и вот уже первая тройка, схваченная в начале четверти, фактически определяет его четвертную оценку по этому предмету. После перехода на пятидневку количество учебных часов в четвертой четверти станет еще меньше, а значит, проблем у детей и родителей – еще больше. Продление четвертой четверти до 1 июля эти проблемы решает.
В общем, если посмотреть на этот вопрос без эмоций, непредвзято, то очевидно, что переход на пятидневку с одновременным продлением учебного года до 1 июля – идея правильная. Конечно, нужно ее еще и правильно реализовать – хорошенько продумать нагрузку, правильно распределить предметы по добавленным дням, продумать график перехода, проанализировать, как это совместить с ЕНТ, но все эти проблемы решаемы. Главное, чтобы министерство учло пожелания родителей и учителей.
Без истерики и эмоций
Ровно то же самое относится и к идее перехода на трехъязычное обучение. Здесь тоже надо учесть все интересы, и важнее не столько стратегия, сколько тактика.
Вряд ли кто-то будет против знания нашими детьми трех языков. Все понимают, что трехъязычное образование откроет для школьников доступ к большему количеству новой информации и технологиям. Это приведет к повышению конкурентоспособности наших детей – у них, говоря простым языком, увеличиваются шансы пробиться в этой жизни.
Преподавание на английском языке – прекрасная возможность овладеть языком в достаточной степени, чтобы потом продолжить образование на английском и получить работу в компании, где английский очень важен.
Преподавание некоторых предметов на казахском языке даст серьезный импульс для развития и расширения сферы применения государственного языка. Прежде всего, это позволит изучать его более системно, что в конечном итоге будет способствовать овладению языком неказахами.
Есть ли такой опыт в Казахстане? Да, есть. Трехъязычное обучение уже внедрено в практику 117 школ республики. Таким обучением охвачено 63 тысячи учащихся, что составляет 2,3 процента от общего количества школьников. А значит, есть методики, есть пособия, есть поурочные планы. И теперь надо этот опыт распространить на другие школы.
Конечно, здесь важно все как следует продумать. Есть проблемы, связанные, например, с тем, что для преподавания на казахском или английском и учитель, и ученики должны одинаково хорошо владеть и языком, и терминологией. Поэтому важно до перехода на трехъязычное преподавание довести уровень владения языками до приемлемого. А на это нужно время.
Конечно, если ввести трехъязычное обучение повсеместно с 1 сентября 2016 года – хорошее дело провалится. Невозможно за лето сделать из учителей, десятки лет преподающих на русском, специалистов, умеющих так же хорошо преподавать на английском. Именно за эту спешку критиковали предыдущего министра (в том числе и мы).
Однако внедрение трехъязычного обучения будет происходить постепенно, в привязке к языковой подготовке учителей и учеников. А полное внедрение ожидается только в 2023 году. Если так, то у министерства есть все шансы воплотить прекрасную идею в жизнь.
Хочется только пожелать министерству образования и лично Ерлану Сагадиеву постоянно рассказывать о планах, о том, как идет процесс, не замалчивая трудности и не выпячивая успехи. И постоянно советоваться с опытными педагогами, родителями, с общественностью, не принимая скоропалительных, волюнтаристских решений.
Тогда мы сможем оценивать те или иные инициативы министерства трезво, рационально, без истерики и эмоций.