Школа: уроки и перемены

Выбор веры – дело каждого

– Асима Темкеновна, здравствуйте! Звоню из Костаная. Я сама человек верующий. И уверена, что выбор вероисповедания – дело самого человека. Зачем же попы и имамы ходят в школу к несовершеннолетним детям и читают проповеди? И какие специалисты эти проповеди видели?

– Вера – самое тонкое, самое ранимое понятие из тех, что связывает нас с окружающим миром и другими людьми. Я думаю, что цель введения предмета религиоведения – вы ведь о нем говорите? – помочь ученику сформировать образ мира как единого и целостного при многообразии культур, национальностей, религий. А вовсе не желание обратить его в какую-либо веру. Он сам, когда подрастет, решит для себя это вопрос.

И, кстати, у нас в столице не зафиксировано ни одного случая самовольного присутствия представителей какой-либо религии с какими-либо проповедями или агитацией.

Учитель – не надсмотрщик!

– Я – пенсионер, звоню из села Макинка Акмолинской области. На мой взгляд, необходимо ужесточить дисциплину в школах, особенно в старших классах, где, как мне кажется, очень вольное поведение. Разве в нахальстве и вседозволенности воспитывается демократическая личность?

– Не могу понять, что вы подразумеваете под “ужесточением дисциплины”?

– Воспитывать детей нужно в строгости!

– Воспитывайте! Ведь главный учитель – семья. Разве смогут нас понять родители, если мы начнем проявлять какую-либо жестокость по отношению к их детям? Конечно, учитель в школе должен быть методически и психологически грамотен, чтобы не допускать излишней вольности. Надо загрузить детей интереснейшим материалом, чтобы и мыслей, и времени не было у старшеклассников на нахальство и вседозволенность, как вы говорите.

– Здравствуйте, звоню из Аркалыка, город у нас не очень благополучный. И я насмотрелась, как беспризорничают после школы дети. И не могу понять, почему школа столь скромно защищается, когда ее обвиняют в том, что дети наши так себя ведут? А где семья? Школе надо жестче наезжать на родителей.

– Хочу особо подчеркнуть, что школа всегда стояла за сотрудничество с семьей. Порой родители настолько обижаются, когда их призывают к ответственности за проступки их детей, что дело принимает серьезный, а иногда и скандальный оборот. Но мы не должны реагировать на нетактичность и грубость поведения некоторых родителей, а уж тем более вести себя так же!

Школа – только по прописке

– Я звоню из села Талапкер. Это недалеко от Астаны. Наш сын хочет учиться в городской школе, у нас есть возможность его возить туда. А нас не берут…

– Ребенок должен учиться там, где прописан. Городская школа как возьмет на свой бюджет без прописки? Как она его будет содержать, если на него нет финансирования? Недавно специалисты управления образования совместно с работниками прокуратуры проверили школы Алматинского района. Обнаружили: дети в школу ходят, не имея документов. Если хотите подробнее выяснить этот вопрос – приезжайте в управление. В последние дни августа к нам обращается очень много людей. Например, 30 августа на приеме были 20 человек. Вопросы – подобные вашему...

– Я многодетная мать, живем в Аршалинском районе Акмолинской области. Слышала, что ученикам из таких семей дают бесплатные учебники. А где их получать?

– Обратитесь в районный отдел образования к специалисту по обеспечению учебниками. Это не проблема.

– Асима Темкеновна, я ветеран образования, заслуженный учитель. Как решается в Астане проблема с дефицитом ученических мест? Ведь такой наплыв приезжих, все дачи заняты, выросли целые поселки из наскоро слепленных домов.

– Рада вас слышать, коллега. Вероятно, в вашу бытность такой проблемы не было. Но вот смотрите: в 1997 году в Акмоле было 37 государственных школ. Сейчас их 80 – 65 государственных и 15 частных. Но острота проблемы не снята. Только в одной школе в нынешний учебный год сформировано 15 (!) классов первоклашек. А к 2015 году первоклассников в Астане будет 30 тысяч! На этой неделе уже начались занятия, а дети все прибывают с семьями из разных мест. Стали школьниками и те, кто родился в 1997 году, то есть дети первой волны столичной миграции. Поэтому в астанинских школах занимаются даже в три смены, такая переуплотненность. Но школы строятся.

1 сентября открылись две средние школы, к концу года сдадут в эксплуатацию еще четыре.

Что касается “дачных” детей, то благодаря акции “Дорога в школу” взят на учет каждый ребенок школьного возраста. Но проблема в другом – некоторые родители категорически не хотят детей пускать в школу. Тратим немало времени и сил на убеждение и даже принуждение.

Не хочу учиться!

– Асима Темкеновна, здравствуйте! Хочу поделиться с вами тревогой. Мой сын идет в пятый класс в другую школу. Я беспокоюсь, как сложатся отношения с одноклассниками, учителями? Подготовить психологически заранее не смогла – один прием у детского психолога стоит семь тысяч тенге. Если возникнут проблемы, можем ли мы рассчитывать на помощь в школе?

– В каждой школе есть педагог-психолог. Вы обязательно получите помощь специалиста – и, заметьте, бесплатно! – по результатам диагностирования и коррекционной работы. Но очень важно, чтобы родители вовремя обратились за помощью, если ребенок будет чувствовать дискомфорт в новом коллективе. Именно психолог школы выступит звеном между школьником и педагогами.

– Апай, не буду говорить, как меня зовут. Хочу просто посоветоваться. Я люблю помогать маме и папе по дому. Чего не могу сказать об учебе. В школе приходится делать много того, что неинтересно и не хочется. Об этом я не могу поговорить со своим учителем. И в школу не хочу!

– Часто бывает так, что школьник не может откровенно рассказать родителям и педагогам об истинной причине нежелания учиться. А может, и сам до конца этой причины не понимает. И здесь на помощь придет психолог, который поможет разобраться. Главное – не оставаться с сомнениями наедине. Давайте так, юноша: если вы не решитесь подойти к школьному психологу – приезжайте ко мне в управление, поговорим по душам.

Форменная дисциплина

– Асима Темкеновна, звоню из Астаны. Хочу сказать вам, что я очень довольна тем, что ввели общую форму для учителей. А то ходят молоденькие учителя в мини-юбках, декольте. Слышу, как мой сын-старшеклассник с одноклассниками обсуждают между собой наряды преподавателей.

– Каждый человек имеет право выбора одежды, у каждого устоялись свой стиль и вкус. Но учитель – категория особенная. Я считаю, что педагог должен строго соблюдать рамки приличия. Не должны наши учителя отвлекать внимание детей яркостью и откровением наряда. Когда учитель одевается экстравагантно, сначала половину урока класс рассматривает ее и только потом начинает слушать. Одежда на работе должна иметь официально-деловой стиль – это необходимо в воспитании прежде всего самого себя.

– Исатай Рахманович из Петропавловска вас беспокоит. В Астане есть школы, где введена единая форма, и это правильно. Но многие считают, что таким образом мы воспитываем однообразную серую массу…

– Исатай Рахманович, я уверена, что здесь все очень просто. Надо изменить отношение взрослых к ней. Школьная форма – это проблема взрослых, а не детей. И я считаю, что она напрямую связана с общением. Никому не нравится, когда что-то навязывают, приказывают. Я лично наблюдала, что, если в школе налажен контакт взрослых с детьми, проблемы внешнего вида как таковой не существует. Опыт некоторых школ показывает, что подростки с большей готовностью принимают правила профессионального стилиста в вопросах одежды и внешнего вида в целом.

Я не консерватор, но считаю, что школа – серьезное учреждение, куда дети ходят за знаниями. По существу, это их каждодневная работа: умственная, физическая. А для развлечений и отдыха есть клубы, парки, кинотеатры: там и можно демонстрировать свой гардероб.

Школьная форма дисциплинирует, обязывает к определенному поведению и социальному восприятию, то есть если идет по улице ученик, то все должны видеть, что это ученик.

С насилием бороться сообща

– Асима Темкеновна, вы же не будете отрицать, что в школах среди самих учеников есть насилие? И педагоги изо всех сил скрывают это, стараясь не выносить сор из избы. Я с этим столкнулась сама. У сына отобрали мобильник, поставили на счетчик. Обращение к классному руководителю ничего не дало. Тогда я пошла к директору школы и сказала, что сама проведу собственное расследование. Испугались, но это был конец учебного года. Посмотрим, что будет в этом. Уверена, что ничего не изменится!

– Не буду отрицать, есть случаи насилия в наших школах. Но они пресекаются. Во всех организациях образования имеются социальные педагоги, которые ведут тщательную работу по предупреждению правонарушений, и инспекторы по делам несовершеннолетних.

Но давайте говорить откровенно: это проблема не только школы. На ребят воздействуют семья, улица, да и Интернет с телевидением обрушивают на него поток информации о насилии. И родителям нужно тоже занять активную позицию в этом вопросе, ограждая своих детей от негативных влияний! Только вместе мы можем справиться!

Людмила ЛЕЕВА, Астана