Такова основная мысль исследования антрополога Зарины Мукановой, результаты которого были озвучены в ходе Международного архивного практикума «Restore.Repair.Remain». По словам ученой, казахи до сих пор соблюдают правила «Жетi ата», которые не касаются женских линий. Однако если мы послушаем наших бабушек, то история рода будет звучать несколько иначе.
Феминистки и поклонницы куклы Барби уже потирают свои ладошки, предвкушая рассказ о женщинах, которые хотят взять судьбу рода в свои руки. Но нет! Розовые каблучки можно убрать в сторону. По мнению Зарины Мукановой, казахские традиции нельзя рассматривать сквозь призму западной культуры.
«Родство казахов патрилинейно, то есть в памяти остаются имена мужчин, но не женщин. До сих пор сохраняется строгое соблюдение правил «Жетi ата», однако женских линий это не касается. Этот момент можно рассматривать с точки зрения ущемления прав женщин. Но, возможно, в этом и была их сила. Женщина приходила в род своего мужа, включала свою кровь и меняла его. Она объединяла два рода и закрепляла имеющиеся связи», - объяснила исследователь.
Зарина Муканова отметила, что, когда женщина приезжает к мужу, ее статус и жизнь кардинально меняются.
«Женщина до замужества знает имена всех семерых своих предков, однако после замужества она должна очень быстро разобраться в иерархии родства мужа, кто кому и кем приходится, для того, чтобы правильно к ним обращаться. И, самое главное, выучить имена всех его предков. Это требуется для того, чтобы передать полученные знания детям, которые являются носителями фамилии мужа», - рассказала она.
Исследователь выделила четыре стадии жизни женщины. Первая стадия – незамужняя девушка. Молодой девице с детства прививали навыки, которые она будет использовать в замужней жизни. Вторая стадия - невестка или келiн. Это достаточно чувствительная и уязвимая позиция, в эту стадию девушка переходит после замужества. Именно тогда девушка знакомится с новыми правилами и пытается адаптироваться к новым условиям. Третья стадия – материнство. Именно с рождением ребенка женщина становится членом семьи и закрепляет свой статус. С каждым последующим ребенком она усиливала свои позиции в семье. Четвертая стадия – это бабушка или уважаемая женщина. Этот статус она получает, когда ее дети становятся родителями. Если у девушки изначально был высокий статус и свобода в доме отца, то, выходя замуж, она сталкивалась с рядом ограничений, ее интересы должны были служить роду мужа.
При этом исследователь отметила, что рассматривать женщину, как служанку в доме супруга – это больше западный взгляд. Конечно, все зависело от личных качеств женщины. Но если она из знатного рода, то служанкой точно не была!
Женщина занимала определенное место в иерархии рода супруга. Не важно, была она старшей или младшей в своей семье, после замужества к ней относились соразмерно статусу ее мужа. То есть, если сын младший, она становилась младшей невесткой. Исследователь отметила, что память об этой иерархии до сих пор сохранилась. Старшая невестка выше статусом, чем младшая невестка. Было соперничество между невестками. Чем больше у женщины сыновей, тем больше появлялось социального капитала, то есть статус становился выше.
В советский период пытались избавить женщин от «бытовухи», появились детские сады, школы, продленки. Этнографы XIX века, изучавшие казахскую культуру, говорили о практически полном бесправии женщин. Однако кочевой способ мышления отличается от оседлого. Если хорошенько покопаться в истории, то можно понять, что казахская женщина не была такой уж бесправной. Соплеменница могла стать только женой: почему у кочевников не было женщин для утех
«Кочевница была более свободна, чем оседлая, и участвовала в общественной жизни коммуны. Женщина была ключевой единицей общества. Вдова имела право на пользование имуществом мужа при одном условии: у нее должны были быть сыновья. Если муж имел привилегированное положение, вдова могла управлять аулами. Женщины, благодаря своим личным качествам, занимали важные посты. Есть такой род у найманов - Кызай. Понятно, что это женщина. Абак-керей – это тоже род, у истоков которого стоит женщина», - сообщила Зарина Муканова.
По ее словам, сейчас казахстанские женщины обладают уникальной информацией о шежире, хотя сами остаются вне генеалогического дерева. Они могут стать источником альтернативной истории, где рассказы про предков звучат несколько иначе.
«Я со стороны матери всех знаю, всех своих бабушек. И до моего рождения родословная уже была написана. История с учетом материнского рода - это не просто путь из точки «А» в точку «Б», а немного другие измерения», - подытожила исследователь.