Шестилетний первоклассник: почему у таких детей бывают проблемы

О подводных камнях слишком раннего обучения рассказывает алматинский психолог Анастасия СТЕБЛЯНКО.

– В науке кроме педагогической готовности существует еще очень важное понятие: психологическая готовность ребенка к школе, – начинает рассказ Анастасия. – Оно означает: готов ли малыш делать что-то под словом “надо”, а не когда захочется. И это формирует у первоклассника силу воли, умение управлять собой, внимательно, в течение 30–40 минут, слушать одного-единственного человека, своего учителя. Такие качества называют “эмоционально-волевой регуляцией”. У всех детей она формируется по-разному и зависит от уровня развития нервной системы и определенных центров головного мозга, отвечающих за силу воли. Обычно их формирование наступает примерно к 7 годам. Именно поэтому в большинстве школ мира детей на учебу принимают с 7 лет. И это верно со всех точек зрения. К сожалению, пока такой серьезный психологический нюанс известен не всем.

– Среди элементов психологической готовности ребенка к школе есть еще внимание и память, – продолжает специалист. – А что такое внимание? Это умение, не отвлекаясь, слушать учителя, писать элементы букв, слова и целые предложения, не пропуская никаких знаков.


Анастасия СТЕБЛЯНКО

К психологической же готовности относится и развитие мышления. К примеру, ребенок дошкольного возраста, обучающийся в детском саду, имеет так называемое моторно-двигательное мышление: он мыслит, когда что-то делает. В частности, когда видит счетные палочки, он может ими манипулировать: складывать, вычитать. Но для школьника после 7 лет важно владеть ассоциативным и логическим мышлением. Это когда он не видит перед собой счетных палочек, но может складывать и вычитать числа в уме. А это уже свидетельство зрелости специальных зон в его головном мозге, которые позволяют запоминать не при помощи простого повторения, а прослеживая логическую связь одной информации с другой. Такое усвоение знаний более эффективно, поскольку ученик тратит на него гораздо меньше энергии и времени. И важный момент, насколько при этом развита речь малыша. В норме к 7 годам ребенок уже может произносить и выговаривать любые звуки, последовательно излагать свои мысли, складывая слова в предложения, и выражать свою точку зрения.

Сила воли ребенка

– И здесь я обозначу одну серьезную проблему для многих нынешних мам и пап, – продолжает психолог Стеблянко. – В нашей системе образования, когда воспитаннику детского сада исполняется 6 лет, то в мае его обязательно выпускают. И получается, что 1 сентября, не достигнув 7-летнего возраста, он должен идти в школу. Но между 6- и 7-летними детьми есть огромная физиологическая разница. И вот что в результате часто получается.

Ко мне на консультацию приходит мама первоклассника и жалуется: “Каждый день мне приходится делать уроки с сыном. Чему их только учат в школе? После того как мы возвращаемся оттуда, обедаем, отдыхаем, я зову его делать уроки. А он ни в какую! За рабочий стол веду силком. Но вместо того, чтобы решать математические примеры, он лежит на столе, плачет или сердится, или считает на пальцах, но сам задания по математике не делает! Мне приходится за него читать и вместе с ним их выполнять”.

Вот это как раз тот самый случай, когда у ребенка еще не сформировалась эмоционально-волевая регуляция. Он не может управлять собой, самостоятельно достать учебники и взяться за уроки. А функцию силы воли за него выполняет мама.

Дальше в лес – гуще деревья: если эта история началась в 1-м классе, то с большой вероятностью она будет продолжаться всю начальную школу. Во 2-м, 3-м и 4-м классах мама так и будет выполнять за сына эту функцию.

На самом деле формировать у детей силу воли в учебе призваны учителя начальной школы. Конечно, при условии, что все малыши психологически готовы к усвоению знаний. Когда начинается урок, учитель говорит, к примеру: “Достаньте учебник математики, разберем с вами задание № 4 на странице 23. Азамат, читай задание”. Ученик находит нужную страницу и выполняет. Затем задания один за другим получают другие школьники. Так идет формирование воли: учитель дает инструкции, дети выполняют. И когда через 4 года они перейдут в среднюю школу, то будут делать уроки дома, руководствуясь такими же инструкциям, но уже самостоятельно. То есть произносить задание будет не учитель, а сам ребенок при помощи своей внутренней речи.

Но! Если всю начальную школу функцию силы воли за ученика исполняла его мама, то его собственная волевая сфера так и не успеет сформироваться к моменту самостоятельных занятий. Получается, что и в 5-м классе ребенку будет трудно учиться, потому что он не умеет самостоятельно в уме проговаривать инструкции и выполнять их. И не потому, что он плохой или недостаточно развитый, а потому, что слишком рано пошел в школу.

Вынужденные каникулы между детсадом и школой

– И тут я хочу сказать мамам и папам: если возникло сомнение, отдавать ли ребенка в школу раньше 7 лет, лучше пройти тест на его психологическую готовность. У меня бывали случаи, когда родители, придя на консультацию, уверяли: “Наш ребенок в 5 лет умеет читать, писать, хорошо говорит и очень развит. Может, пора его отдать в школу?”. Но чтению и письму на определенном уровне обучить малыша легко, поскольку это обычный навык. Если долго тренировать, то механически ребенок сможет это делать. А вот в развитии памяти, внимания, мышления и речи, которые более тесно связаны со степенью зрелости центральной нервной системы, у них может обнаружиться проседание.

Не спорю, бывают одаренные малыши, у которых при паспортном возрасте 5 лет развиты все познавательные сферы личности, соответствующие уровню 7-летнего ребенка. Но это скорее исключение, чем правило.

А в норме то, на что способен 7-летний ребенок, вполне может не уметь 6-летний.

К примеру, дети в 6 лет и младше гораздо труднее формулируют свои мысли и практически не могут запоминать с помощью ассоциативных приемов. Им трудно концентрировать свое внимание и почти невозможно его переключать. Но, поскольку в этом возрасте ребенка уже выпустили из детского сада, у родителей возникает вопрос: куда ж его теперь девать? Ответ прост: если тест психолога показал, что ребенок еще не готов к школе и его память, внимание и мышление не соответствуют возрасту 7 лет, то есть смысл весь год заниматься с ним специальными упражнениями для развития этих способностей. К сожалению, такие тренинги у нас пока не входят в программу детского сада. Зато их можно подобрать индивидуально.

Особый подход к особенным первоклашкам

– Если же направить в школу не достигшего 7 лет ребенка с особенностями развития, то при таком форсированном обучении ему практически не удастся догнать своих сверстников в психологическом плане. А это значит, что родители встретятся с большими сложностями: ребенок будет с трудом воспринимать учителя, читать, запоминать правила правописания и счета, будет слишком неусидчив. И уровень скорости чтения у таких детей очень низкий. Если обычно в 1-м классе дети читают 40 слов в минуту, то такой малыш едва успевает прочесть 20–30 слов за то же время. То есть его мозговые центры не достигли определенного уровня развития, и идти в школу ему ни в коем случае не рекомендуется. Есть смысл ждать целый год, чтобы благополучно войти в учебный поток. И хорошо, если в процессе ожидания он будет посещать занятия по развитию памяти, внимания, мышления и речи, чтобы к 7 годам скомпенсировать все эти дефициты.

Иными словами: психологическая готовность ребенка к школе – это не интеллектуальный набор знаний, а база, основа для умения учиться мыслить, обрабатывать информацию, запоминать, говорить о том, что он знает, и концентрировать внимание на материале, который преподает учитель.

Впрочем, если у ребенка развитие в норме, а в мае его выпустили из детского сада в возрасте 6 лет, то при условии занятий по специальным развивающим методикам до сентября он сможет подтянуться. Да, ему будет непросто учиться в школе, но это возможно. И когда наступит его 7-летие, он успешно продолжит свою учебу в школе.

АЛМАТЫ