Шесть Красных Шапочек

Жанр: приключение.

Платформа: PC.

Разработчик: Tale of Tales.

Издатель: 1C.

Системные требования: CPU 1,4 ГГц, 512 Мб оперативной памяти, 128 Мб 3D-ускоритель, 500 Мб на винчестере.

Детские сказки – какой простор для переработки и переосмыслений таят в себе простенькие, но страшноватые сюжеты. Скромные независимые бельгийцы из Tale of Tales решили в пятитысячный раз переработать сказку про… Красную Шапочку. Теперь в артхаусную игру.

Давно прошло то время, когда компьютерная игра была простым развлечением и ни на что больше не претендовала. Сегодняшнего игрока сложно удивить. Захватывающий сюжет? Тысячи. Классная графика? Объелись. Разработчики, особенно независимые, часто стремятся поднять свои проекты до уровня вечных культурных ценностей, чтобы потешить самолюбие и не затеряться в серой массе. Однако очень немногим удается создать нечто действительно стоящее, сочетающее в себе и искусство, и развлечение. The Path – настоящее искусство, но как в него играть?

…Где-то позади шумный-шумный город с небоскребами из стекла и бетона, повседневной суетой и полированным асфальтом. “Цивилизованная” дорога здесь обрывается, превращаясь в грунт, – до бабушкиного дома ведет тихая проселочная тропка. Лес – великолепный, страшный, сумрачный, безжалостный и непонятный – полон вещей и существ. Строгий порядок взаимодействия с объектами, традиционный для приключенческих игр, тут невозможен в принципе – предметы, люди и локации меняют местонахождение с каждой новой загрузкой. Изучать территории можно в любой последовательности. Свобода? Ха! Как раз права выбора нам почти не оставили. Все зависит от Красной Шапочки, которых на выбор нам дадут аж шесть штук! Все девчушки с характером. Наша задача – отпустить клавишу W и ждать, пока путешественница сама обнаружит палатку, кресло, детскую площадку, заброшенное кладбище или рояль в кустах. Реакции юных туристок на одно и то же явление будут в корне разными. Изображения найденных вещей попадают в специальную корзинку для сбора воспоминаний. Нет, это не инвентарь. Найдя в пути нож, не рассчитывайте потом напасть с ним на волка или перерезать веревку.

И вот мы у пресловутого домика. Пора дергать за веревочку. Внутри – зловещее освещение, галерея сюрреалистических помещений, полуоткрытые двери... Мелькание тревожных кадров, неожиданная смена ритма и… Финал, независимо от предыдущих событий, всегда хрестоматийно трагичен. Медленно опускающийся кроваво-красный занавес и издевательская надпись Success! (“Успешно!”). Зверь съел девочку, ура! Причем Волк у каждой Шапки свой. Конечно, насилия и зверств не будет – даже кошмар должен быть изысканным.

В Tale of Tales отлично понимали, что недосказанность страшнее определенности. Поэтому и графика в The Path необычна, как и все остальное. Перед нами – сон, видение, слегка расплывчатое, странное. Изображение постоянно обволакивают полупрозрачные тени: цветы, люди, следы на песке...

Резюме. К сожалению, The Path – не игра в привычном понимании слова. Ценитель прекрасного и любитель искать тысячи смыслов в таинственной недосказанности будет счастлив. Игрок бросит ее после десяти минут блуждания по лесу. И оба будут правы. Поэтому и нет привычной авторской оценки.

Bizon ДМИТРИЕВ