Познакомить нас с театром изнутри с радостью согласился его художественный руководитель Дунай ЕСПАЕВ, который сразу повел нас в режиссерский пункт. Здесь он работает на протяжении двадцати лет:
– Сейчас здесь все автоматизировано, – говорит Д. Еспаев. – Никто никому не кричит. Согласно действиям партитуры дают необходимый свет и музыку.
Навстречу нам идет заведующая костюмерным цехом Зинаида АВЕРКИНА. Она работает здесь почти полвека.
– Вот наша ходячая энциклопедия, – говорит Дунай. – Она единственный работник в театре, у которого имеется нагрудный знак “Деятель культуры Республики Казахстан”. Мы ее “наша мать” называем. Обо всех закулисных секретах она только мне рассказывает (смеется).
Зинаида Ефимовна с улыбкой ответила:
– Конечно, мне нравится тут работать. Я здесь уже 47 лет. Всю историю нашего театра могу рассказать.
В новом здании Казахского драматического театра – шесть этажей:
– Три этажа занимает гримерная, здесь есть звукозаписывающая студия, – разъясняет Дунай Еспаев. – На пятом и шестом занимаются хореографией. В административном корпусе изготавливают декорации. Готовые изделия поднимаются через лебедку в люк, а потом отправляются на сцену. Никаких тяжестей никому таскать не приходится.
Заведующая швейным цехом Меруерт ЖУМКЕШОВА в театре 22 года.
– Недавно мы шили костюмы для главных героев в современном стиле. В спектакле “Жулынкурт” есть отрицательные герои. Поэтому мы изготовили черные платья для девушек. Правда, костюмы облегающие и вульгарные, но мода требует того на сцене и показывает характер героини.
На предстоящую премьеру сказки про Карлсона здесь тоже шьют новую одежду:
– В ней будут интересные, яркие и веселые костюмы. Возьмем, к примеру, всем известную фрекен Бок. У нее будут специальная юбка и нарощенные бедра. Дети любят этот сказочный персонаж. Даже иногда подражают ей. Помните слова: “Я сошла с ума. Вот какая досада”. У нее будут специальные грим и обувь. Все костюмы придумывает художник. Сначала он знакомится с тем, что планируется показывать на сцене, затем все “переваривает”, и общими усилиями получается вот такая красота.
С переездом в новое здание театра все работники стали больше вкладываться в любимое дело.
– Когда на сцену выходят актеры в костюмах, мы видим все плюсы и минусы, без них, конечно, не бывает, – делится “технологическими секретами” Меруерт. – Какие-то детали подчеркиваем, что-то убираем, учитываем пожелания актеров.
Следующий большой зал, куда нас провел Дунай Еспаев, – декорационный цех. Именно здесь по замыслу режиссера, художника и сценографа отбираются нужные материалы:
– Вот это дерево желаний было изготовлено к спектаклю “Лунное затмение”. К нему также были сделаны гнезда. В какой-то момент они спускаются на сцену. Символически это обозначает, что разрушаются семья и мечты. Без декораций спектакль на сцене будет неинтересным. Поэтому все тщательно продумывается.
Иногда в декорационном цехе раскладываются огромные половики. Их размеры превышают двадцать метров. Их сначала по крупицам разрисовывают, а потом собирают в единое целое. В этом же цехе занимаются оформлением головных уборов казахских батыров и восстанавливают старые вещи:
– Когда наши мастера работают, тут всегда пахнет краской. Мы уже привыкли к такому запаху.
Что касается планов Казахского драматического театра имени Сакена Сейфуллина – они у коллектива традиционно большие и, по заверениям художественного руководителя Дуная Еспаева, скоро претворятся в жизнь. Ведь для этого есть все: талантливые актеры, умелые мастера, а главное – преданные зрители!
Караганда