Оставим в стороне размытую или просто некорректную формулировку и остановимся на идее, которая давно витала в воздухе. До настоящего момента в Казахстане действовало законодательство, которое напрямую не стимулировало привлечение иностранных специалистов.
Приоритет отдавался казахстанским специалистам. Чтобы взять на работу иностранца, работодателю приходилось преодолевать множество формальных и неформальных ограничений. К примеру, искать необходимого специалиста среди казахстанцев, и, только убедившись в его отсутствии, привлекать иностранца. При этом работодателю приходилось заполнять большое количество документов, один список которых мог повергнуть любого даже самого стойкого руководителя компании в шок.
А на самом деле?
На практике иностранные нефтяные компании в особенности, и другие иностранные компании в целом - с большим удовольствием работали с иностранными специалистами. Казахстанские компании также активно привлекали иностранцев в советы директоров и топ-менеджмент.
С проблемами легализации иностранцев в Казахстане никто особо не заморачивался и не считался. Это было связано с тем, что для иностранных компаний иностранные специалисты - родные. И дело даже не в том, что "своя рубашка ближе к телу". Крупные иностранные компании на постоянной основе работают со своими коллегами из разных стран мира, и в основном представлены на мировом рынке. Казахстан для них - лишь еще один рынок, где можно заработать. Не более.
И нет ничего удивительного в том, что все подтягивают "своих". Их не нужно переобучать, преподавать азы профессионального отношения к работе - не надо делать многое из того, что необходимо, когда на работу берешь казахстанца.
Хотя труд иностранцев оценивается дороже, чем труд отечественных кадров. "К примеру, в китайском АО "Петро Казахстан Кумколь Ресорсиз" средняя зарплата отечественных инженеров составляет 170 тысяч тенге, тогда как оплата труда их китайских коллег в 10 раз больше и составляет более 2 миллионов тенге. Кроме того, в отличие от казахстанцев иностранцы получают ежемесячные премии в размере от 600 до 800 тысяч тенге", - сообщил в конце мая прошлого года официальный представитель Генеральной прокуратуры РК Сапарбек Нурпеисов.
Непонятно…
21 сентября в кулуарах круглого стола, посвященного вопросам кадровой политики энергетических компаний, проходящего в столичном Дворце независимости сопредседатель координационного совета по вопросам образования, подготовке кадров и управления персоналом ассоциации KazEnergy Асан Нугманов говорил: "Мы предлагаем ускорить замену иностранной рабочей силы и направить наши усилия на квалификационный отбор, чтобы иностранные специалисты, прибывающие к нам на работу, отвечали самым высоким требованиям. Мы, совместно с министерствами образования, труда и социальной защиты населения, сейчас работаем над решением этой задачи. Намечено подписание соглашения по очень крупным вопросам, которые ранее не затрагивались, в частности, по планированию рабочего персонала, по качеству, все эти вопросы сейчас отрабатываются в рабочем порядке. На протяжении 15 лет не решена проблема технических стандартов, никем не утверждены стандарты обучения персонала для нефтегазовой отрасли, то есть, в общем, они есть, но конкретно до уровня предприятий не доведены, мы сейчас будем над этим совместно работать".
Если вдуматься, выходит, что упрощение процедуры привлечения иностранных специалистов будет предпринято для того, чтобы можно было их потом побыстрее заменить на казахстанцев.
Как увязать эти два взаимоисключающих друг друга процесса?
Процесс не для слабонервных
Согласно казахстанскому законодательству иностранные граждане могут прибыть в Казахстан и зарегистрироваться первоначально на 3 месяца (90 дней), однако такие граждане не имеют право осуществлять трудовую деятельность. В том случае, если они прибыли в командировку, в соответствии с Правилами выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан, иностранные специалисты могут работать у своего работодателя только в течение 45 дней в году. Если дольше, то работодателю необходимо получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.
Сам список необходимых документов для проведения данной процедуры довольно большой и требуется знатная выдержка, чтобы его собрать. К примеру, оригиналы республиканских и местных периодических изданий с объявлениями об имеющихся вакансиях с указанием квалификационных требований к должности (профессии) в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждаемые центральным исполнительным органом, на государственном и русском языках, опубликованных не менее чем за один и не более чем за три месяца до подачи заявления в уполномоченный орган.
Также необходимы информация о выполнении особых условий разрешений, выданных за предыдущий и текущий календарные годы, срок исполнения которых наступил (при их наличии), обоснование отказа работодателя казахстанским гражданам на занятие вакантной должности, оригинал разрешения (при привлечении иностранного работника), сведения о привлекаемых иностранных работниках с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, гражданства, страны постоянного проживания, страны выезда, образования и полученной специальности, наименования профессий и должностей в соответствии с применяемым в Республике Казахстан Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих.
Что же касается самого иностранного специалиста, то для его идентификации необходимо предоставить документы об образовании (нотариально заверенные переводы, копии, если документ заполнен на государственном или русском языке), информацию о трудовой деятельности работника (при наличии квалификационных требований по стажу работы по соответствующей профессии) с приложением письменного подтверждения о трудовой деятельности работника на официальном бланке работодателя, у которого ранее работник работал, заключение центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области образования и науки о соответствии профессионального уровня иностранного специалиста при привлечении иностранцев и лиц без гражданства в качестве преподавателей и научных работников высших учебных заведений и научных организаций.
Требования настолько субъективны, особенно в части доказательств отсутствия подобного специалиста в Казахстане, что однозначно стимулируют коррупцию. Если чиновник в Минтруде будет пристрастен, то работодатель никогда и ни при каких обстоятельствах разрешение не получит. Поэтому за "беспристрастие" полагается определенная сумма денег.
Работодатели ее охотно платили, а с коррупцией мирились.
Должно соответствовать
Поставленная президентом задача разработать стратегический план социально-экономического развития страны на долгие годы вперед, естественно, нуждается в соответствующем кадровом обеспечении. Решить последнюю задачу попросили Минтруда.
С этой целью министерство труда и соцзащиты разрабатывает проект новой редакции закона "О миграции", о котором и говорил господин Нурымбетов.
Но некоторые его выкладки не могут не вызывать сомнений. К примеру, о том, что на протяжении последних пяти лет в Казахстане "четко прослеживается тенденция увеличения количества трудовых мигрантов". Если в 2004 году в страну было привлечено около 17 тысяч иностранных специалистов, то в 2008 году их количество возросло до 54 тысяч.
"Больше всего иностранных специалистов было привлечено в строительный сектор, обрабатывающую и добывающую промышленность. Лидирующими странами происхождения трудовых мигрантов для Казахстана являются Турция и Китай", - уточнил представитель Минтруда и соцзащиты.
Если при таких довольно жестких условиях привлечения иностранцев, они все же все в большом количестве прибывали в Казахстан, то это может говорить о следующем: очень низкой квалификации казахстанских специалистов, в силу которой так активно привлекали иностранцев. Второе, о мощном коррупционном факторе в деле привлечения иностранцев. Видимо, обойти вышеуказанные условия, несмотря на их запутанность и высокую сложность, весьма легко.
Однако в 2009 году количество привлеченных иностранных специалистов сократилось вдвое по сравнению с 2008 годом, и составляет на сегодня 28 тысяч человек.
Если снижение количества привлекаемых иностранцев вызывает такие опасения в Минтруде, значит, оно тем самым признает главный фактор привлечения иностранцев - низкую квалификацию казахстанских специалистов. С другой стороны, снижение количества иностранцев ударило по благосостоянию тех чиновников, от росписи которых зависит легализация иностранцев.
Выходит, что под прикрытием больших государственных планов, как правило, решаются довольно локальные проблемы. Проблемы тех, кто недополучил от снижения количества иностранных специалистов.