Но что хотел выразить словами неизвестный поэт и мудрец древности? За много веков здесь побывали миллионы людей. И каждый из них безуспешно пытался ответить на столь простой вопрос. А, может быть, разгадка на виду?.. Мы стоим у мавзолея. Осень... Тучи... Ярко-желтые кроны деревьев. Слышен шум подъехавшей машины – и вновь ослепительно молодая счастливая пара вступает на дорожку, ведущую к Айша-биби... Земля прекрасна...
До сих пор из поколения в поколение передают версии легенды об Айше. Их 28. По одной из них молодой батыр – правитель Тараза Карахан Мухаммед полюбил красавицу Айшу, дочь мусульманского святого Зенги-баба и Анвар-бегим. И та ответила ему таким же пылким чувством. Вскоре Карахан возвращается в Тараз. Затосковала красавица. Решив во что бы то ни стало увидеться с любимым, она просит благословения у родителей. Поступок Айши противоречит законам ислама, и рассерженный Зенги-баба дает ей терс-бата, то есть запрещает ехать к Карахану.
Поздно. Уже ничто не может остановить отважную девушку. Ночью с няней Бабаджи-хатун она незаметно покидает дом. Путь их лежит в Тараз. На берегу Асы они останавливаются, чтобы передохнуть и привести себя в порядок. И здесь Айшу укусила ядовитая змея. Оплакивая возлюбленную, Карахан хоронит ее на холме. А над могилой приглашенные им мастера строят чудесный мавзолей, равного которому не было и нет во всей Средней Азии...
И есть у этой трепетной легенды не менее волнующее и прекрасное продолжение. Похоронив свою воспитанницу, няня Бабаджи-хатун остается до конца своих дней хранительницей могилы Айши... В знак признания этой необыкновенной любви и верности растроганные современники после смерти Бабаджи-хатун причислили ее к лику святых и похоронили в двадцати шагах от той, которую эта женщина так нежно и преданно любила. И над могилой тоже воздвигли мавзолей. А заботу о памятниках взял на себя род Тойшибековых. Дом их стоит сразу за оградой, окружающей это священное место...
К середине ХХ века от мавзолея Айша-биби осталась только стена со стрельчатой аркой входа и двумя колоннами, украшенными почти семьюдесятью видами орнаментов с растительно-геометрическими мотивами в основе. Но даже эта сохранившаяся часть шедевра поражает высочайшим мастерством, богатейшей художественной фантазией. А декоративное убранство усыпальницы, ее архитектурные пропорции уникальны.
Секрет долголетия памятника – по-прежнему тайна за семью печатями, хотя кое о чем исследователи догадываются. В мире немало древних сооружений, которые время не смогло разрушить. Например, мавзолей Тадж-Махал в Индии. Или архитектурные исполины народности майя в Перу. Но они построены из крепчайших природных минералов – красного и бордового песчаника, мрамора... А «Айша-биби» – из жженых глиняных кирпичей. Ученые по молекулам разложили его состав. Ничего особенного – только глина и песок. Но их частицы сцеплены друг с другом с чудовищной силой. Предполагают, что в качестве цемента средневековые мастера использовали неизвестный состав природного происхождения, который со временем улетучивался.
Если же легонько постучать по старинному кирпичу чем-нибудь металлическим, то он отзовется тихим мелодичным звоном. Долгое время утверждали, что это звучит золото, которое добавляли в глину. Все тайное обрастает вымыслами. Что ж, наука исследовала и этот феномен – увы, золота в глине не обнаружено. Мавзолей по-прежнему не раскрывает своих главных тайн...
И все же кое-что сегодня мы знаем. «Айша-биби» – единственный в Казахстане и Средней Азии памятник архитектуры, полностью облицованный резными терракотовыми плитками. Но уникальность его еще и в том, что плитки древние зодчие не «приклеивали» к кирпичам, как это делали мастера, возводившие, к примеру, мировую известность – мавзолей Санджар-Султана в Туркмении. Плитки являлись лицевой частью удлиненных элементов – румп. И эти 20–40-сантиметровые «хвосты» защемляли в кладке. Вот почему узоры не отвалились от стен и колонн, а дожили до наших дней и рассказали нам о непревзойденном мастерстве зодчих того времени.
Но дожди, ветры, зной не прекращали свою страшную разрушительную работу. Впервые попытались спасти гибнущий мавзолей более 20 лет назад, спрятав его под стеклянным саркофагом. Летом 2002 года судьбу Айша-биби решило Правительство, выделив для восстановления мавзолея 76 млн. тенге. Генеральный директор РГП «Казреставрация» Канат Туякбаев доверил работу лучшему реставратору республики Нишану Раметову, 26 лет посвятившему этому искусству. И тот его не подвел.
– Меня предупредили сразу: не спешить, – вспоминает Нишан, – хотя заманчиво было реанимировать мавзолей к 2000-летию Тараза. Я был благодарен за такое понимание, и все же к юбилею самого древнего города страны мы успели убрать стеклянный колпак, который давно уже не защищал от дождей, восстановить красивейшие внешний и внутренний купола, укрепить фундамент, переделать наново три стены.
Проект реставрации архитекторы разработали более 30 лет назад. Многочисленные комиссии в Москве, Ташкенте... рассматривали его. Предлагали законсервировать сохранившуюся часть мавзолея, а рядом построить точно такой же, как это практикуется в Японии. После долгих споров утвердили проект известного казахстанского архитектора Абена Итенова.
Самые именитые туркестанские мастера отливали для Айша-биби кирпичи, вручную вырезали узоры. Им многое удалось – новые плитки почти неотличимы от старинных. Глину брали из карьера близ древнего города Саурана. Она – без вредных примесей и по составу схожа с той, которую использовали наши предки. Технология тоже максимально приближена к средневековой, хотя секрет настоящего рецепта так и не удалось разгадать.
Несколько дней глиняное тесто держат в чанах с водой, чтобы оно избавилось от соли. Затем из него формуют кирпичи, плитки, вырезают узоры и отправляют изделия на неделю в обжиговую печь. Сжигая еловые дрова, поднимают температуру до 1 000 градусов. После такого адского испытания изделия 25 дней остывают. Потом на пару суток их помещают в воду. Затем внимательно осматривают, бракуя из-за малейшей трещины, шлифуют...
Но если кирпичи и узорчатые плитки можно было изготовить, имея перед собой оригиналы, то над куполом архитектору и реставраторам пришлось пофантазировать. Есть одна «изюминка» у нового купола. Он – двойной. Первый, внутренний, который мы видим, входя в мавзолей, – ложный. За ним – пустота. Но «вакуум» этот предохраняет внутреннюю поверхность главного купола от разрушения.
Сегодня мавзолей Айша-биби, как и другие древние памятники области, охраняется государством. Дирекция Памятников древнего Тараза следит и за прилегающей территорией – озеленяет ее, облагораживает... Круглые сутки полицейские, сменяя друг друга, несут вахту. Старшина полиции Наби Афлатунов – один из них.
– Мы начали службу здесь четыре года назад, сразу после того, как мавзолей отреставрировали, – рассказывает он. – Обязанности несложные, но очень ответственные. Ночь и день вся территория, где расположены мавзолеи Айша-биби и Бабаджа-хатун, под твоим присмотром. Людей тут бывает много. Людей разных. Но ведут они себя достойно... Место святое. Все понимают...
За благополучие этого святого для всех места отвечает и смотритель Фонда памятника «Айша-биби» Женисбек Джадраев. Он же и прекрасный экскурсовод. Однако главная его обязанность – чтение Корана для паломников и туристов. Читает он необычно, нараспев. И голос его, ровный, звучный, торжественный и немного печальный, проникает в сердце...
А знаете ли вы, что по легенде мавзолей иногда в ветреные дни звучит, как орган?.. В 1998 году я находился внутри, тогда еще полуразрушенного памятника. И вдруг послышалась тихая музыка. Это продолжалось секунд пятнадцать... Говорят, так звучат души мастеров, которые создавали глиняные узоры. Узоров около семидесяти, и столько же было мастеров разных национальностей.
И все же, почему мавзолей так притягивает к себе людей? Быть может, виновата и мода? Я спросил об этом молодоженов – Улана Кутанова и Клаву Бекмуханбетову.
– Мы пришли сюда за благословением, – серьезно ответил Улан.
...Они покинули мавзолей притихшие и просветленные. С сегодняшнего дня у них начинается другая жизнь. Пусть будет она долгой и доброй.
Автор: Вячеслав Лебедев
Источник: Казахстанская правда