Шанс стать интеллектуалом есть у каждого казахстанского ребенка

И вовсе необязательно отправлять за рубеж. В Казахстане есть все возможности вырастить маленького гения, причем даже без существенных дополнительных затрат.
Задумываться о том, кем станет чадо, когда вырастет за пару месяцев до выпускного бала и силой заставлять его днем и ночью зубрить школьную программу - занятие не только неблагодарное, но и бесполезное. Гораздо правильнее будет научить его думать, повышать IQ и развивать кругозор, ведь правильные ответы на многие вопросы любого теста можно вычислить логическим путем.
Чтобы выяснить, как обеспечить ребенку блестящее будущее мы пошли двумя путями сразу: побеседовали с детским психологом Ириной Мельник и изучили, какие возможности для дополнительного внешкольного образования есть в г.Алматы.
Чем раньше, тем лучше
За полчаса удалось найти координаты алматинских 76 центров, где занимаются развитием малышей. В большинстве из них существуют по несколько групп - в зависимости от возраста детей. Минимальный возраст - до трех лет, а самая конкретная в этом отношении цифра - занятия для детей от трех месяцев (правда, посещать такие уроки и набираться новых знаний придется как малышам, так и их мамам).
Психолог Ирина Мельник не считает, что это слишком рано для того, чтобы начинать заниматься развитием ребенка.
- Я считаю, что развивать малыша нужно еще до его рождения, - говорит она. - Находясь в утробе матери, ребенок учится воспринимать окружающий мир через звуки, эмоции. Если мама будет слушать классическую музыку, читать сказки, или просто разговаривать со своим животиком - это уже будет влиять благоприятно на развитие ребенка. Еще до рождения малышу важно знать, что он действительно желанен, что его ждут и любят. Уже в этот период закладывается его характер, вкусы, и отношение к окружающему миру.
Классическая музыка прививает хороший музыкальный "вкус", а также способности к творчеству. Спокойная, благоприятная обстановка во время протекания всей беременности - большая вероятность к тому, что и малыш будет расти спокойным, уравновешенным. Отношение к окружающему миру у ребенка сложится положительное, он будет более уверенным в себе, в своих близких.
- В каком возрасте начинать развивать какие-то определенные способности уже поздно?
- Все основы развития в ребенке закладываются до 6-7 лет. Это как фундамент для дальнейшего роста. Если фундамент был основательный - то и ребенку будет легко в школе, и дальнейшем обучении. А если детям уделялось мало внимания, то, конечно, им тяжело учиться дальше. Самое главное, что если с младенчества никто не занимается развитием ребенка, то у него просто нет навыков для дальнейшего самостоятельного обучения. До 6 лет дети схватывают все, как говорится, на лету. Они легко запоминают любую информацию - цифры, буквы, иностранные языки. У малышей просто огромная жажда познания. В 6-7 лет ребенку информация дается сложнее, и если нет базы - то таким деткам нужно зазубривать стихотворения, буквально вдалбливать в голову буквы, цифры. Конечно, есть дети, которые и без должной подготовки учатся потом на отлично, но это скорее исключение. Таким деткам очень трудно догонять сверстников, а главное, уже и не получится. Они всегда в чем-то будут отставать от более развитых детей.
- Что на самом деле могут малыши при правильном обучении?
- Маленький ребенок способен на многое, если его обучением занимаются постоянно. В 2-3 года такие детки спокойно собирают логические цепочки, находят сложные последовательности, сами придумывают синонимы и антонимы, умеют считать до 10 и показывать соответствующие цифры, хорошо запоминают буквы. Чем младше ребенок, тем больше его желание познать мир. Он впитывает в себя информацию как губка, можно научить его всему. Главное не переусердствовать, и не отбить желание обучаться. Для этого нужно следить за тем, чтобы обучение проходило не дольше 10-15 минут 3-4 раза в день. И смотреть за настроением ребенка. Если у малыша нет желания заниматься - лучше отложить занятия, никогда не нужно отрывать ребенка от игры, пусть сначала доиграет. Иначе у малыша сложится негативное отношение к занятиям.
Будущие физики, будущие лирики…
Педагоги, работающие в центрах детского развития, обещают постановку голоса, обучение вокалу, развитие музыкального слуха и чувства ритма, логического мышления, умения общаться с людьми, привить аккуратность, терпение, трудолюбие и уважение к старшим, научить играть в шахматы и плести украшения из бисера.
Но, как правило, хобби для ребенка выбирают родители, исходя из собственных представлений о том, какие навыки больше пригодятся их сыну или дочери. Мальчиков чаще отправляют заниматься спортом. Из двухсот опрошенных нами молодых пап, восемь заявили, что хотят отдать сына в секцию боевых искусств (самыми популярными направлениями оказались каратэ и айкидо, причем детских групп в Алматы нашлось больше, чем тех, где обучают взрослых). Два отца семейства горели желанием привить любовь к такому мужскому увлечению своих дочерей, но столкнулись с категорическим протестом жен, считающих, что для девочек больше подходят рисование и танцы.
Кстати, с этим в городе тоже никаких проблем - не считая того, что подобные предметы включены в программы многих центров раннего развития, мы насчитали еще около полусотни студий, специализирующихся именно на танцевальном и художественном направлении.
- Можно ли направлением развития определить будущие способности и склонности ребенка? Например, если с самого раннего возраста заставлять его рисовать, он станет художником? Можно ли таким образом заложить те способности, которые хочется родителям?
- Ребенок рождается уже со своим характером. И если в нем нет желания заниматься творчеством, то привить такой навык будет очень сложно, и, скорее всего, без выдающегося результата, - уверена психолог. - Для того, чтобы понять склонность ребенка, необходимо предоставить ему выбор. Начиная с 1,5 лет в зоне его досягаемости должны находиться карандаши, бумага, краски, конструкторы, пазлы. Если ребенок предпочитает больше времени проводить за рисованием - то у него есть склонность к творчеству. Когда ребенок выбирает пазлы - это логическое мышление, способность к математике. Понаблюдайте за своим малышом, а главное помните, что критиковать его ни в коем случае нельзя. Даже если, как вам кажется, ребенок делает что-то неправильно - дайте возможность получить ему свой опыт, это необходимо для его дальнейшего развития.
- Как ранние занятия впоследствии отразятся на жизни ребенка, когда он вырастет? Не будет ли ему скучно с теми сверстниками, развитием которых никто не занимался?
- Дети, чьим развитием занимались в детстве, будут всегда существенно отличаться от сверстников. Учеба им будет даваться легко, им будет интересна не только школьная программа, но и дополнительная литература. Таким деткам легче определиться в жизни, они чаще всего знают, чего хотят добиться. По натуре развитые детки - лидеры, и поэтому им легко руководить сверстниками. Но при этом они целеустремленные, скорее всего им будет не по нраву просто средняя школа. Поэтому они будут учиться в лицеях, гимназиях - где их сверстниками будут такие же школьники. И конечно круг общения будет уже среди "своих".
- Что нужно развивать у дошколенка - творчество, логику и т.п.?
- Для дошколенка важна подготовка к школе. Для этого необходимо развивать мышление, логику, память. Но также немаловажно обратить внимание на развитие моторики. Если моторика слабо развита - то и все остальные навыки будут даваться сложнее. В кончиках пальцев находятся нервные импульсы, которые подают сигналы в мозг, влияют на мышление и логику. Поэтому развитие моторики важно не столько для красивого письма, сколько для успешного обучения.
Развитие творческих навыков также важно для ребенка. Тут главное не ограничивать его в подборе цветовой гаммы. Если малыш хочет нарисовать зеленого слона - пусть рисует. Это не повод для волнения, поверьте мне, дети прекрасно знают какого цвета на самом деле слон. Часто сами взрослые загоняют детей в рамки, не дают им раскрыть свой внутренний потенциал. Развитие творческих способностей больше и заключается в том, чтобы позволить детям творить. И снова никакой критики, ребенок очень восприимчив к таким вещам, особенно когда они исходят от родителей или бабушек с дедушками. Напротив - нужно похвалить, удивиться, восхититься. В таком случае ребенок будет с большим удовольствием и наслаждением рисовать, лепить, мастерить - и кто знает, возможно, получится действительно создать шедевр?
- Как подобрать баланс между интеллектуальным и физическим развитием?
- Физическое развитие для ребенка также важно, как и интеллектуальное. Поэтому конечно нужно уделять должное внимание спорту. Как минимум 3 раза в неделю по одному часу занятий в какой-либо секции достаточно для ребенка. Растущему организму необходима и физическая подготовка. Также ребенок должен иметь возможность скинуть с себя накопленное эмоциональное напряжение.
Дешево, надежно и практично
Итак, выбор для организации полезного досуга любимого чада у родителей большой - из нескольких сотен студий, кружков, детских центров сложно не подобрать что-то, что придется по душе как родителям, так и самим детям. (Это не считая еще внеклассных занятий в школах). Правда и обойдется такое удовольствие недешево - от нескольких тысяч в месяц, не считая дополнительных расходов в виде кимоно, танцевальных костюмов, кисточек, красок и т.п., а также необходимости сопровождать ребенка на занятия и обратно.
Если родители заявляют, что лишних денег и времени у них нет, и вообще все зависит только от самого человека, невзирая на его возраст, то это не более, чем отговорки. Вырастить интеллектуала возможно и без больших финансовых затрат, специалисты могут подсказать способ, как это лучше сделать.
- Помогают ли развивающие игрушки для самых маленьких, всякие кубики и прочее?
- Помогают, но только в том случае, когда родители играют вместе с ребенком. Для малыша важен опыт, а для этого мало завалить его большим количеством развивающих игрушек, и ждать когда ребенок гениально с ними справится. Нужно продемонстрировать наглядно, для чего эти игрушки нужны, как их нужно собирать и т.д. Совсем не обязательно иметь большое количество таких игр. Главное чтобы направление развития каждой игрушки было свое, например - логические игры, игры для развития моторики, для развития мышления, логопедические игры и т.д. Достаточно играть играми не больше 5-10 минут два - три раза в день. Когда ребенок научиться легко справляться с такими заданиями, игры можно усложнять.
- Почему нельзя просто посадить ребенка перед телевизором и включить ему канал Дискавери?
- Если ребенка посадить перед телевизором, ему будет просто скучно - и он займется другими делами. Правильное обучение происходит именно в игровой форме. И это даже хорошо - потому что в игре можно воспроизвести все на свете. Если родители хотят более глубоких знаний для своего ребенка, то игра просто незаменима. Можно поиграть в подводный мир, в космос, и даже перенестись в эпоху динозавров. А при хорошем воображении родителей и игрушки не понадобятся. Даже энциклопедические знания дети запомнят легко - если придумать хорошую игру.
- Можно ли заниматься развитием ребенка самостоятельно, не отдавая его в элитные, дорогие школы?
- Конечно можно, если сами родители в состоянии соблюдать режим таких занятий. Здесь очень важно найти баланс между родительским желанием - и реальной возможностью ребенка. Часто родители чересчур требовательны к своим детям, тогда как воспитатели точно знают возможности каждого возраста - и не требуют сверх его способностей.
Также важно родителям, решившим самостоятельно развивать своего малыша, ознакомиться с методиками обучения. Их очень много, и все они разные - тут уж каждый выбирает сам, что ему больше нравится. Главное, что родители, работающие по методике, будут знать результат, которого можно достичь, и способы движения к нему. Также в любой методике описываются возможности детей - соответственно возрасту.
Поэтому родителям будет легче понять - справляется их малыш, или стоит еще раз пройти какой-то материал, - пояснила нам Ирина Мельник.
Возможность развить свои способности и заниматься любимым делом есть даже у детей из многодетных и малообеспеченных семей. Несколько лет назад городской акимат Алматы вынес постановление о возрождении в городе дворовых клубов. Сейчас их уже около 30 и они есть в каждом районе Алматы. Аналогичная программа существует и в Астане.
В таких клубах у детей есть возможность заняться спортом (это и футбол, и бокс, и борьба), туризмом, художественной самодеятельностью, получить психологическую помощь, развить логическое мышление, изучать казахский и английский язык.
Узнать адрес ближайшего дворового клуба можно в Интернете или по телефону, позвонив в районный акимат. Финансируются клубы за счет бюджетных средств.
Так что у любого маленького казахстанца есть возможность в будущем стать одним из тех, кого называют интеллектуальной элитой страны, было бы желание у родителей...