Шахтеры пошли по судам

Поводом для судебных разбирательств стал пункт 8.10 коллективного договора, заключенного 1 июня 2010 года профсоюзом угольщиков “Коргау” с администрацией АО “АрселорМиттал Темиртау”. Данный пункт предусматривает выплату работникам, утратившим трудоспособность по вине работодателя, компенсации морального вреда.

Казалось бы, отлично! Нечасто работодатель готов добровольно возмещать моральный вред своему работнику. Но! Тысячи шахтеров, получивших инвалидность на производстве до введения “поправок” в коллективный договор, оказались лишены права на получение компенсации за моральный вред. Поскольку пункт 8.10 в прежней редакции предусматривал эти выплаты лишь для тех, у кого степень утраты трудоспособности составляла не менее 80 процентов. А начислять компенсацию по-новому стали лишь тем, кому профзаболевание или травму медики установили впервые.

Шахтеры, получившие инвалидность до 2010 года и не попавшие под действие колдоговора в новой редакции, увидев, как их коллеги, которые потеряли здоровье после вышеозначенного события, получают неплохие компенсации, пошли за помощью в профсоюз.

Но в “Коргау” только руками развели: мол, хотели, как лучше, а получилось как-то не очень… И направили рабочих в суд.

Первым воспользовался советом профкома угольщиков 52-летний шахтер, инвалид II группы Василий КОЛОМЕЙЦЕВ. Проработав в течение 28 лет проходчиком на шахте “Тентекская” и “заработав” 70 процентов утраты трудоспособности, компенсации за моральный вред он так и не получил. Поскольку в 2006 году, когда медики впервые обнаружили у него грыжу позвоночника, связанную с профессиональной деятельностью, в колдоговоре действовал старый пункт 8.10, и 29 процентов утраты трудоспособности, констатированные медкомиссией, не давали ему права на получение компенсации за моральный вред. А когда в 2012 году та же медико-социальная комиссия установила, что болезнь прогрессирует и достигла уж 70 процентов утраты трудоспособности, работодатель сослался на то, что болезнь горняка установлена “не впервые”.

В Шахтинском городском суде, куда с помощью правозащитной организации ОО “Шахтерская семья” обратился бывший проходчик “Тентекской”, его исковые требования были удовлетворены частично. А требовал Василий Дмитриевич от АО “АрселорМиттал Темиртау” и профсоюза угольщиков “Коргау” выплатить ему компенсацию морального вреда в размере не меньше предусмотренного в коллективном договоре (а это 3 млн. 500 тыс. тенге). А также компенсировать заработок, который шахтер потерял из-за того, что работодатель при молчаливом согласии профсоюза и вопреки Трудовому кодексу уволил его в одностороннем порядке “по состоянию здоровья”.

Шахтинский городской суд обязал работодателя выплатить истцу задолженность по утраченному заработку, но компенсацию по возмещению морального вреда снизил до 800 тысяч тенге.

Апелляционная инстанция оставила это решение суда без изменений.

– Мы будем подавать жалобы в вышестоящие судебные инстанции, – говорит Василий Коломейцев. – Ведь это несправедливо: те, кто потерял трудоспособность после 1 июня 2010 года, получают 3,5 млн. тенге за моральный вред, а те, кто стал инвалидом до этой даты, – гораздо меньше.

– Пункт 8.10 дискриминирует права шахтеров-инвалидов, – прокомментировала ситуацию представитель истца, председатель ОО “Шахтерская семья” Наталья ТОМИЛОВА.

По словам Натальи Владимировны, сегодня еще десять горняков-инвалидов с разных шахт, принадлежащих Лакшми Митталу, готовят аналогичные иски в суды первой инстанции.

Лариса ЧЕН, Караганда