Шахматная королева

“ГОСЭКЗАМЕН” ДЛЯ МЕНЯ И… РОДИТЕЛЕЙ”

Сейчас первая чемпионка мира среди девушек работает старшим тренером по шахматам города Алматы. Недавно в Семее прошел чемпионат республики, на котором удачно выступили ее ученики.

– Чемпионат Казахстана – это своего рода госэкзамен, – говорит Флюра Сиреньевна. – Для меня, ребят и их родителей это показатель – правильной ли дорогой мы идем. В Семее среди девушек до 18 лет победила моя ученица Дайана Шангараева. Хотя конкуренция в этом возрасте была очень высокой – по крайней мере, шесть девушек могли стать чемпионками. При этом Дайана занимается шахматами всего три года. Такой же срок занятий и у Даната Тилесова (до 14 лет), проигравшего только в дополнительном матче за первое место. Еще одна ученица, прошлогодняя чемпионка среди девочек до 12 лет, Ботагоз Кошкарова поделила второе-третье места в категории до 14 лет.

– Вы сами начинали очень ярко, еще школьницей выигрывая чемпионаты Узбекистана. Кто привил вам любовь к шахматам?

– Моя мама никогда не была профессиональной шахматисткой, но на уровне первого-второго разряда играет по сей день. В Чирчике меня заметил в то время старший тренер юношеской и взрослой сборных Узбекской ССР Сергей Пинчук. Он приложил большие усилия к тому, чтобы я попала в сборную республики. Под его руководством я приобрела большую базу знаний. Сергея Тимофеевича с супругой я считаю своими вторыми родителями. Конкретные же результаты пошли, когда я по совету тренера поступила в институт физкультуры (ГЦОЛИФК) в Москве. В те времена, чтобы прорваться, надо было ехать в центр, потому что во всей Средней Азии не было турниров. Первым моим успехом в Москве стал выигрыш чемпионата СССР 1982 года среди девушек.

ПОСОЛЬСКАЯ ДАЧА И ОПЕКА ИЗ КГБ

– Та победа позволила вам поехать в Мексику на первый в истории чемпионат мира до 20 лет?

– Нет. Тогда, чтобы попасть на чемпионат мира, даже чемпионке СССР надо было дополнительно пройти жесточайший отбор. В начале 1983 года в Вильнюсе прошел мини-турнир с участием четырех шахматисток, на котором я поделила первое место с Камиллой Багинскайте из Литвы. Поэтому нам летом пришлось сыграть дополнительный матч. Помню, проиграла первую партию, но затем досрочно выиграла весь матч. Только после этого я получила шанс поехать в Мехико на чемпионат мира.

– Кто был там вашим основным соперником?

– Мы шли нога в ногу с девочкой из Чили. Я даже отставала от нее на 1,5 очка, недооценив и проиграв сопернице из Эквадора. Однако перед решающим отрезком турнира во время дня отдыха посол СССР в Мексике любезно предоставил мне свою дачу. Там я отдохнула и в последнем туре оформила чемпионский титул. Вообще, нашим спортсменам всегда было тяжело выступать в Мексике в силу непривычных климатических условий. К тому же в Мехико я поехала без своего тренера: меня сопровождал человек, который считался старшим тренером по шашкам, хотя на самом деле это был чиновник, возможно – из КГБ.

КАК ГРУЗИНКИ БЕЗ “ВОЛГ” ОСТАЛИСЬ

– Насколько морально тяжело было молодой девушке, впервые выехавшей за рубеж, выступать в столь крупном турнире без поддержки тренера?

– Живя уже в Москве, я постоянно контактировала с Сергеем Тимофеевичем. Так, во время чемпионата столицы, который завершился моей победой, после каждого тура заходила на главпочтамт, звонила тренеру и советовалась с ним. С годами я поняла, что без тренера, конечно, очень сложно, но многое зависит и от самого шахматиста.

– В свое время вы много раз играли в одной команде Центрального совета “Динамо” со знаменитой Майей Чибурданидзе, чемпионкой мира 1978–1991 гг…

– Да, в Кубке СССР свои команды выставляли спортивные общества: ЦСКА, “Буревестник”, “Спартак”, “Зенит” и другие. От каждого общества играли сильнейшие спортсмены со всего Советского Союза. С Майей мы общались достаточно хорошо. Тогда грузинские шахматистки были для всех авторитетом. Они настолько доминировали в шахматах, что конкурировать с ними было сложно. Но в 1986 году в Минске на Спартакиаде народов СССР мы с сестрами Сахатовыми обыграли в полуфинале сборную Грузии со счетом 3:0. За нее играли Нана Иоселиани (дважды претендентка на звание чемпионки мира. – Прим. автора), Нино Гуриели и Кетеван Арахамия. Как-то я случайно встретилась с одним из тренеров той команды. Он сказал, что до сих пор помнит тот матч, поскольку за победу в турнире им обещали по “Волге”. Для них это поражение стало трагедией.

ГУЛЬНАРА САХАТОВА – В АНГЛИИ, ЕЕ СЕСТРА ЭЛЬВИРА – В ЛЮКСЕМБУРГЕ

– Когда вы переехали в Казахстан?

– В 1983 году, после того как вышла замуж. С тех пор я живу в Алматы и считаю Казахстан своей второй родиной. Я люблю этот город, хотя многие мои подруги по команде – Гульнара и Эльвира Сахатовы, Тамара Клинк – разъехались. У нас была очень хорошая, крепкая команда. В 1992 году в Маниле мы впервые выступали на Всемирной шахматной олимпиаде отдельной командой Казахстана и заняли восьмое место, обыграв сборную Китая. Спустя четыре года в Ереване повторили тот успех.

– В столице Армении за вас уже не играла Гульнара Сахатова…

– Да, она уже переехала в Лондон, где живет и сейчас. Гульнара полностью отошла от шахмат, посвятила себя семье. А вот ее сестра Эльвира, которая проживает в Люксембурге, немного играет вместе с мужем в различных турнирах. Для них это хобби. Тамара Клинк сейчас в Германии, а в этой стране шахматы совсем не востребованы. Так что она обрела другую профессию.

Надо прямо сказать, что я не добилась бы успехов без существовавшей в советское время государственной системы. Было много поездок, сборов. Та система давала плоды. Сейчас все гораздо сложнее, что-то делается только благодаря энтузиастам. Есть сильная шымкентская школа, ее возглавляет Григорий Ким. Он воспитал нескольких чемпионок Азии, в том числе Гульмиру Даулетову и Гулисхан Нахбаеву. Из Шымкента была и первая чемпионка независимого Казахстана – Ляззат Тажиева. Мы вместе играли в сборной: она на Олимпиаде выиграла решающую партию в матче с Китаем. В Алматы есть очень талантливая девушка, чемпионка Азии-2008 до 18 лет Айгерим Рысбаева. Ее родителям никто деньгами не помогает. Спонсоров они ищут сами, хотя Айгерим помощь очень нужна. В Астане растет способная Динара Садуакасова.

ЕСТЬ О ЧЕМ ЗАДУМАТЬСЯ

– Я смотрю, что женская сборная Казахстана достаточно молодая…

– Да, но есть и опытные шахматистки. К примеру, Лена Анкудинова из Павлодара – шахматистка моего поколения. Два года назад как призер чемпионата Казахстана она должна была играть в сборной. Но главный тренер команды Евгений Владимиров ее не взял, сказав, что ему не нужно старое поколение. Лена – человек скромный, сильно разболелась после этого отказа. Подобные вещи творятся и в мужской сборной. Со стороны Владимирова идут большие нарушения. Много лет он единолично формирует состав сборной. Понятно, что он – главный тренер и в ответе за результат. Но зачем тогда составляются положения, заверенные Министерством туризма и спорта, Федерацией шахмат, где четко указано, что состав команды формируется с учетом занятых мест на определенных турнирах. В Семее на расширенном республиканском тренерском совете многие высказались за смену главного тренера сборной. Предлагается кандидатура Павла Коцура – очень энергичного человека. Он действительно хочет поднять шахматы. Да и ряд молодых игроков написали открытое письмо о том, что они не хотят играть под руководством Владимирова. Таких историй в казахстанских шахматах никогда раньше не было. Поэтому есть о чем задуматься.

– При работе с детьми на каких вещах вы акцентируете внимание?

– На мой взгляд, главное, чтобы ребенок вырос нормальным человеком. Парадокс, но сильные, знаменитые спортсмены в обычной жизни далеко не всегда являются нормальными людьми. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание воспитательному аспекту. Понимаю, что спортсмен должен обладать волевыми качествами, быть жестким и где-то даже эгоистичным. Но я всегда пытаюсь найти в этом золотую середину. Шахматы сейчас сильно изменились. Чтобы добиваться побед, надо очень много трудиться, но, с другой стороны, шахматы – это не профессия. Я говорю своим ребятам, что они должны много внимания уделять учебе, задумываться над тем, чем хотят заниматься помимо шахмат. Женщинам прокормить себя шахматами практически невозможно. Что касается меня, то, несмотря на тяжелейший тренерский труд, я считаю себя счастливым человеком, потому что занимаюсь любимым делом.

Сергей РАЙЛЯН, Тахир САСЫКОВ (фото)