Северный Эдем: весна в саду и в душе круглый год

Лавр благородный и император

Летопись знаменитой оранжереи Петропавловска начинается 1 марта 1912 года с указа российского императора Николая II о строительстве Второго Сибирского консервного завода для нужд Первой мировой войны. Там в параграфе номер 3 было сказано о “русском глубоком парнике”, переросшем в Ботанический сад.

“Создать хозяйственную часть консервного завода для выращивания пряностей: лавра благородного, листья которого доставляются из Индии и Греции. Выращивать в русских глубоких парниках лук головкою на делянах. Для оного найти гражданского люду, знаемых толк в растительных делах. Создать сад, огород, парник, школу, больницу, прачечную”, – отдал император приказ полковнику-интенданту Ильхаму КУРАПОВУ.

Лаврушку и лук добавляли в знаменитую петропавловскую тушенку, которой кормили сначала царскую, потом Красную и Советскую армии. Со временем зеленый цех консервного завода разросся до большого сада, с которым связаны имена целой плеяды выдающихся личностей: садовода, художника, мастера топиара Василия ОСИПОВА (благодаря его стараниям вокзал Петропавловска называли оазисом севера, которым любовался возвращавшийся из Карлага Лев ГУМИЛЁВ), династии РЯЗАПОВЫХ, связавших с Ботаническим садом всю жизнь, и многих других.

Древо желаний и Президент

Нашим современникам повезло жить в одном городе с представителем этой династии – Равилем РЯЗАПОВЫМ, главным агрономом Ботанического сада, который посвятил ему больше полувека своей жизни. Вместе с обитателями сада Равиль Хасанович пережил эпохи расцвета, разрухи 90-х, когда Петропавловск, как и другие города, замерзал без света и отопления, и эпоху ренессанса.

Сейчас на двух гектарах северного Эдема представлено более двух тысяч растений со всех уголков земного шара. Многовековые пальмы, папирусы с берегов Нила, банановые и лимонные деревья соседствуют с кипарисами, суданской розой (гибискус), фиговым деревом (инжир) и кактусами.

– В 1795 году мои предки вернулись из хаджа в Мекку и Медину с семенами финиковой пальмы. И сейчас вы можете любоваться этой красавицей, старейшей нашей обитательницей. Полагаю, ее ровесниц вы нигде не найдете. Мы называем ее древом желаний, и именно к нему обратился Нурсултан НАЗАРБАЕВ еще до своего президентства… – делится с нами собеседник. – Есть в нашем саду и именная пальма Первого Президента Казахстана, высаженная Нурсултаном Абишевичем в 2010 году во время визита в Ботанический сад, – рассказывает Равиль Рязапов.

В саду растут и подарки дочери Президента Дариги НАЗАРБАЕВОЙ, в числе которых кокосовая, тростниковая пальма, унизанная желтыми цветами-бусинками, напоминающими мимозу.

Победоносная пальма

– Чувствуете аромат каркаде? В четыре утра вьетнамские женщины собирают цветки гибискуса, из которых получается этот удивительный тонизирующий напиток. А вот с небес спускаются белые парашютики – цветы жасмина…

Уютно чувствует себя в северном Эдеме и мексиканская гостья – агава, из сока которой получают текилу.

Растение в Петропавловск в 1912 году привез полковник Курапов из Петербургского ботанического сада, – рассказывает Равиль Рязапов. – А вот здесь расположился кактус – “пожиратель энергии”, 9-метровый цереус. Рядом вы видите “бакалавров” – упавшие листья лавра. В нашем саду есть целая лавровая роща полковника Ильхама Курапова!

А вот цветут дары послов зарубежных стран – индийского, бразильского и других: фикус Бенджамина, монстера делициоза.

– Представитель посольства Канады презентовал нам пальму вашингтония. Еще вчера здесь не было проростка – за сутки растение “вытянулось”. Именно это растение использовали для мучительной смерти противника американцы в ходе вьетнамской войны – закованного несчастного клали на простыню, сквозь которую в течение суток прорастали перистые листья, медленно и мучительно убивавшие человека… – говорит Равиль Хасанович.

– С пальмой вашингтония связан другой исторический факт: прежде чем объявили День Победы, победным маршем советские войска прошли перед Бранденбургскими воротами. Среди них был мой отец, старший офицер Хасан Рязапов. В руках наших героев были веточки пальмы вашингтония. Так что ее можно считать победоносной.

Дальше мы переносимся на Канарские острова, перед нами предстает местная пальма, еще через мгновение оказываемся в Южной Африке, где растет стрелиция.

– В первый раз мы наблюдали скромное цветение стрелиции, а в этом году что-то невероятное произошло – цветки распушились, как хохолки птиц. Посмотрите, как они прекрасны! – не скрывает восторга главный агроном Ботанического сада.

Пандероза от Рауля Кастро

А вот и оливковое дерево, еще дальше – вечнозеленая араукария с чилийских гор. И лучше не попадать под шишки этого дерева – их масса достигает полутора килограммов! Уловили мы и аромат панкрациума душистого, эфирное масло которого мусульмане используют вместо духов.

– Ну а эти цветы имеют немного вульгарную форму (напоминают фаллос. – Авт.), – продолжает увлекательную экскурсию наш проводник по райскому саду. – Это ядовитейшее растение мира – алоказия. В микродозах яд алоказии способен остановить развитие новообразований. Люди по 20 лет живут, если не подверглись химиотерапии и применяли его.

Взгляните сюда – это пандероза, кубинский лимон, отличная закуска к текиле.

Я получил саженцы лимонного дерева в 1959 году из рук самого Рауля КАСТРО, когда, будучи четвероклассником, в составе группы советских пионеров посетил остров Свободы.

Мы с Раулем, кстати, тезки, мое имя по-кубински звучит так же, как его по-татарски, – улыбается Равиль Рязапов.

Спрашиваю, где моя любимая красавица сакура, долгое время олицетворявшая приход весны на север. С грустью Равиль Хасанович сообщил, что символ японского дерева несколько лет назад погиб, после того как мощным ветром с оранжереи сорвало некачественно возведенную кровлю. Но красота Страны восходящего солнца скоро раскроется в молодом деревце.

И эта молодая сакура, как и все другие обитатели Ботанического сада Петропавловска, каждым своим цветком, каждым новым побегом символизирует вечную победу жизни над смертью, напоминая, что за суровыми морозами непременно приходит весна. Цвети и дальше, вечнозеленый северный Эдем!

Вместо послесловия

За более чем столетнюю историю Ботанический сад пережил не один катаклизм. Вот и сейчас решается судьба райского уголка нашей страны. Как рассказал нам директор ГККП “Кызылжар оранжереясы” Артур РЯЗАПОВ, до 1 марта он должен быть ликвидирован.

Ботанический сад попал в список приватизируемых предприятий, трижды выставлялся на торги.

Желающих приобрести уникальный объект не нашлось, хотя стартовая цена с 272 миллионов тенге упала до 68. В итоге сроки ликвидации юрлица продлили.

– В прошлом году расходы на содержание сада составили 27 миллионов тенге, на этот заложено 33 миллиона. Тепло, свет каждый год дорожают… Мы бы хотели, чтобы наше предприятие получило статус юрлица с отдельным финансированием.

80–100 миллионов тенге – общая стоимость растений, не рыночная, а восстановительная. Власти клятвенно божатся, что хотят сохранить сад.

Надеемся, что так и будет. Сейчас сад практически не развивается, а мы хотели бы создать дендрарий, сделать Ботанический сад, как в Москве, Санкт-Петербурге, – рассказал нам Артур Рязапов.

АСТАНА