Да уж как это не назови - этикет, сетикет, или нетикет, - смысл сводится к, до боли знакомым с детства словам и нравоучениям: "Не ругайся, пиши красиво, будь вежливым" и т.д.
Такова виртуальная жизнь: на какой бы форум, блог, чат, не зашел, везде следует придерживаться правилам, если не этикета, то уж приличия точно.
Несмотря на то, что е-правила нигде не задокументированы и всенародно на рассмотрение юзерами не выносились и ими же не принимались, они существуют.
Хотя, если их игнорировать, то скорее всего каждый раз пользователя будет ожидает "бан", "бэк", "своп" одним словом все то, что запрещает посещать данную страницу. Чтобы не оказаться в offline, предлагаю рассмотреть, как говориться, что называют основой правил е-общения.
Для начала остановимся на виде коммуникаций, с которого в принципе и начинается вхождение в е - общество - e-mail (оно же мыло, или электронный ящик).
В данном случае трудно выставить приоритеты, что напрягает пользователя больше, чем письмо от ламера (пользователя новичка) с картинкой с весом в 500 метров (Мб.), или как в стихотворении у Леонида Ивонина: "…Когда купил себе модем, сто тысяч писем в день отправил и досадил ужасно тем…".
Пожалуй, давайте начнем с регистрации ящика. Самое первое, что видит получатель - это имя отправителя, поэтому, создавая электронный ящик для деловой переписки, не стоит в буквальном смысле выбирать оригинальное имя, как предлагает почтовая система, типа: "Малышка" или "apofios_germogen". Ведь, когда получаешь письмо от лица с таким именем, напрашиваются определенные сомнения, например в его психическом здоровье.
Следующее и немаловажное - "тема" письма. Это некая нить смысла всего сообщения, поэтому, придумывая название письма, надо учитывать, чтобы оно было кратким и определяющим содержание.
Например, отправляя резюме, в теме можно так и указать, что сообщение содержит резюме, но никак не писать предполагаемому работодателю: "самый лучший хакер", "учитель от Бога", "самый продажный менеджер по продажам" и т.д.
Определившись с названием "темы" приступаем к содержанию письма. Здесь работают те же самые правила, что и на уроках грамматики в школе. Разбивайте текст на логические абзацы и используйте несколько коротких предложений. Стройте фразы как можно более грамотно с точки зрения орфографии и грамматики. Избегайте "флейма" - сообщений, написанных в состоянии гнева, аффекта или просто плохого настроения.
Помимо выше изложенного, есть еще один важный момент, это размер и вес письма. Что особенно важно при отправлении картинок, фотографий, презентаций. Считается не совсем прилично отправлять письмо с приложением больше 1 мегабайта (размер файла можно определить, посмотрев опцию "свойства"), хотя конечно бывает, что просто невозможно поступить иначе. В таком случае нужно предупредить получателя, что сейчас придет "тяжелое" письмо.
Как-то мне пришлось на собственном опыте "ознакомиться" с реакцией на "большие" письма, сделав рассылку более чем 300 пользователям с фотографией весом более 2 мегабайт.
Пришедшие от подписчиков отзывы, находились в промежутке от "будьте аккуратней, отправляя картинки" и заканчивая…э- э- э …Одним словом, очень быстро я научилась пользоваться графическими программами.
Помимо почтовых сообщений, существуют форумы и чаты, где тоже есть свои правила. По большому счету они описаны, и их обязательно читает (пробегает глазами, или игнорирует) новый пользователь при регистрации на ресурсе. Они не сильно отличаются друг от друга, самое главное в них следующее:
"Вы соглашаетесь НЕ РАЗМЕЩАТЬ:
а) оскорбительные сообщения;
б) угрожающие сообщения;
в) клеветнические сообщения;
г) порнографические сообщения;
д) призывы к национальной розни;
е) прочие сообщения, которые могут нарушить соответствующие законы.
Попытки размещения таких сообщений могут привести к вашему немедленному отключению от форумов (при этом ваш провайдер будет поставлен в известность)".
Несмотря на правила поведения на форуме на каждом ресурсе есть модератор. Его основная задача - поддержание порядка в сообществе, создание комфортной атмосферы для присутствующих, недопущение ругани, оскорблений, перехода на личности, отслеживание и пресечение всевозможных технических нарушений.
Одним словом, модератор - "бог ресурса", которому принадлежит право решать, кого допустить к дискуссии, а кого "забанить" (лишить возможности посещения форума). Он решает какую тему поддержать, а какую - прикрыть, чьи сообщения оставить/удалить. Ругаться с модератором - не только бесполезно, но и опасно: пользователя просто исключат, заблокировав доступ к ресурсу. Не нравится модератор - найдите другой сайт или создайте свой, где все будут жить по вашим правилам.
В любом случае, перед тем как зарегистрироваться в незнакомом сообществе, прежде всего осмотритесь.
Обычно форумы или чаты посвящены обсуждению каких - либо определенных тем (психологии, музыке, юмору и т.д.). Поэтому, создавая собственную тему, стоит поразмыслить, правильно ли выбран раздел форума. Не стоит кидаться в такие разделы с предложениями о продаже "виагры" или с обсуждением футбольных матчей. И еще одна плохая идея - затевать "дискуссию о дискуссии" - обсуждать подходит ли данная тема для данного форума, что приводит ее к оффтопам (сообщениям и репликам, не относящимся к теме).
Очень часто встречаются на страницах форумов потоки сообщений без идей, именуемые флудом. Это такие сообщения, которые можно и удалить, а лучше и не писать. Обычно флудят пользователи, которым по большому счету нечего сказать, но они хотят привлечь к себе внимание, начиная отвечать почти на каждое письмо в теме.
Причем ответы не несут никакой смысловой нагрузки и обычно выглядят как короткие односложные сообщения: "ОК!", "Согласен!", "Я того же мнения!", "Ух, ты!" и так далее.
Есть одно "но" в обсуждениях, это когда теряется рациональное зерно и диалог переходит в идею спора ради самого спора. И уже не важно, что послужило причиной, главное доказать: "дурак не я!".
Понятно, что виртуальный выплеск эмоций необходим, поэтому на некоторых форумах есть раздел, который так и называется - Флейм. Но бывает, что е - эмоциональные выпады происходят и в обычных темах, поэтому к таким атакам нужно быть готовым и самое главное не поддерживать флеймера.
А личные "наезды" следует оставлять без ответа. Флеймер - это просто юзер, который хочет поругаться и его легко вычислить по следующим параметрам:
- переходит на личности. Допускает оскорбления личного, национального, религиозного, полового или профессионального характера.
- ведет дискуссию неуравновешенно;
- провоцирует скандал.
Относительно выброса каких бы то ни было но, все же е-эмоций, хочется сказать, что для этого есть смайлы, в принципе все их знают, и многие без них не могут написать даже пару строк, ведь это единственная электронная возможность выражения настроения. Самые распространенные:
;-) - шутливая и ироничная улыбка
:-( - недовольство или грусть
На мой взгляд, это замечательная возможность и дополнение к электронному общению:-).
Описывать, говорить, спорить, что еще входит в е-правила можно долго, поэтому в качестве закругляющего момента хочу остановиться на интернет-пейджерах (она же ICQ, аська, Мiranda и т.д.). В принципе в этом виде общения нет правил, здесь нет модератора, который бы все лишнее удалял и блокировал, зато имеется пользователь, который сам определяет, кто ему приятен, а кто вызывает желание занести в игнор-лист.
Итак, несмотря на то, что ограничений нет, все же есть пара/тройка, ладно, пятерка, рекомендаций для начинающих:
- Необязательно каждому в контакт-листе писать: "Привет!". Хотя, конечно, когда там всего три человека, то хочется поговорить со всеми, но как быть одному из этих трех, у которого в контакт-листе не три юзера, а значительно больше?
- Необязательно поддерживать непрерывную беседу с каждым, чей ник в данный момент активен.
Если вдруг обнаружили, что человек в данный момент находится в сети, но вам его "не видно", не воспринимайте это как личное оскорбление. Каждый имеет право побыть один даже в виртуальном мире. Именно для этого и придумали режим Invisible.
- Прежде чем дать номер "аськи" одного "контактера" другому, стоит заручиться согласием обладателя номера. Ведь он может и не захотеть общаться.
- НЕ рассылать спам, сообщения типа: "перешли этот текст всему контакт-листу и на тебя снизойдет вселенское счастье". Во-первых, это бессмысленно и отнимает время, во-вторых, подобная чушь, полученная в разгар рабочего дня, невероятно раздражает.
И самое главное, НЕ путайте расположенных рядом в контакт-листе юзеров при отправке сообщений. Можно оказаться в неудобной ситуации.
Пожалуй, это все самые распространенные правила online-приличия, которые желательно соблюдать, чтобы получать от сетевого общения только удовольствие.
Изображение с сайта http://www.wagnerur.hu