Серпом по ценнику: сможет ли новый законопроект снизить стоимость продуктов в Казахстане

Торговым сетям Казахстана могут урезать аппетиты. В правительство ушел законопроект о регулировании торговой деятельности, который призван защитить отечественных производителей продуктов питания. Интересы сетевых супермаркетов в нем учитывают. Но с оговорками. В них разобрался корреспондент медиапортала Сaravan.kz.

Как этот документ скажется на ценах?

Председатель рабочей группы мажилиса по подготовке проекта Нуржан Ашимбетов отметил, что проект «прошел непростой этап предварительных обсуждений». Как на эту версию закона отреагируют в министерствах? Сегодня трудно сказать. «Нужно использовать все механизмы защиты внутреннего рынка. Казахстанские производители должны иметь приоритет… Теперь дело за экспертами правительства, которые должны одобрить его дальнейшее рассмотрение в парламенте. Это в интересах государства».

А вот тут ожидаются яростные споры. Не секрет, что родственники некоторых министров, депутатов парламента и акимов владеют крупными торговыми сетями. Им эта новация – как серпом по ценнику.

Между тем документ обсуждали все заинтересованные стороны: представители торговых сетей, министерств, НПП «Атамекен», производители еды и общественники. Задача была одна: как снизить цены на еду для покупателей без ущерба для тех, кто нас кормит. Ну и для тех, кто эту еду продает.

У любого рынка две стороны прилавка. С той стороны нам «заряжают». С нашей стороны возражения не всегда принимают. Не нравится – иди в другой магазин. Супермаркет – не базар. Здесь покупатели без базаров оплачивают чек.

Чтобы купить отечественное, сначала нужно ему поклониться

Казахстанские производители продуктов почти два десятка лет жалуются, что за места на полках ритейлерам надо платить. При этом импортная продукция занимает там самые выгодные позиции – на уровне глаз. Отечественная чаще всего - на «первых» этажах. Естественно, чтобы увидеть, что там внизу – надо наклониться.

Справка «Каравана»

По словам министров торговли и сельского хозяйства РК – Армана Шаккалиева и Айдарбека Сапарова – импортные продукты питания по основным позициям занимают на казахстанских прилавках от 35 до 65 %.

А еще иностранные поставщики платят казахстанским торговым сетям ретробонусы. Это такие премии продавцам, если те работают с поставщиком товара на долгосрочной основе и готовы продавать его большими объемами. Отличная мотивация! Но далеко не все наши производители могут позволить себе такие траты. Почему? Объяснение простое: в Беларуси и России – у основных наших «кормильцев и поильцев» – субсидии сельхозпроизводителям куда весомее, чем в Казахстане.

И это только во-первых. Во-вторых и так далее комментируют юрист Алексей Шмидт и экономист Галым Сейтжанов.

Шмидт: «Когда создавали ЕАЭС, то в документах было четко прописано о свободном перемещении рабочих ресурсов, капиталов и товаров. Первые две позиции как-то исполняются. Третья или не в полном объеме, или не всегда. Российский запрет на импорт некоторых продуктов из Казахстана случается постоянно. Потом отменяют его без извинений. Я думаю, что это связано с сезонными всплесками цен на те или иные продукты. Ну и долгосрочные ретробонусы контрактов играют свою роль. Я не понимаю, почему столько лет госорганы игнорировали этот вопрос».

Казахстанцы переплачивают за покупки в торговых сетях республики более чем в 6 раз: что происходит

Сейтжанов: «Авторы законопроекта предлагают отменить для ритейлеров все сборы и оставить только свою торговую наценку и «строить свои отношения на паритетных началах». Но мы живем в рынке. Это бизнес. Если какой-то партнер предлагает более выгодные условия сделки, то выберут именно его. Это понятно и предсказуемо. С другой стороны, когда-то был госпроект «Покупай отечественное», или как там его назвали – уже не помню. Там прописали, чтобы не только наши, но и зарубежные компании закупали услуги и продукты у казахстанских производителей. Но мясопродукты, сыр, даже овощи и фрукты они закупали за рубежом. Очень большие расходы. Можно предположить, что в этих сделках были чьи-то личные интересы. Потому что механизмы защиты наших производителей продуктов питания были плохо защищены законами».

А как у «них»?

Во многих странах Европы с 2002 года действуют законы, которые сдерживают импорт продуктов питания, чтобы защитить отечественных производителей еды. Прежде всего это таможенные пошлины. Евросоюз долго согласовывал эти правила и позиции по разным видам продукции. И еще потому что это конкурентная среда. Рынок! После 2012 года на несоблюдение этих законов и правил начали закрывать глаза. Но после 2021 года, когда дешевые продукты из Украины начали заполнять европейские прилавки, а субсидии европейским фермерам стали урезать – поднялась волна сельхозбунтов. От Испании и Португалии – до Бельгии, Нидерландов, Германии, Франции, Дании, Чехии, Польши, Словакии… Дошло до того, что перед зданиями парламентов и правительств фермеры выливали сотни тонн молока и вывалили тонны навоза. А польские – перекрывали границу, чтобы не допустить украинские продукты.

Правительства этих стран начали срочно пересматривать старые документы. И пришли к выводу, что ситуация-то сильно изменилась. Где-то пришлось увеличить субсидии, где-то ограничили импорт – ввели квоты на отдельные позиции. В любом случае все эти меры как-то угомонили бунты сельхозпроизводителей.

В Казахстане, похоже, решили поступить иначе.

Импорт – да. Но сначала все-таки наши

Эксперт по ритейлу Гульжана Нысанбаева:

«Я не понимаю, как юридически можно заставить наши торговые сети «поднять» отечественные товары и «опустить» импортные? Есть договорные обязательства. Они юридически оформлены, ретробонусы выплачены. Все детали прописаны в соглашениях. В том числе и о высоте полок. Потребителя интересует только одна сторона вопроса – цена и качество. Все остальное – мимо. Вот лежат на прилавке две похожие колбасы. Одна, условно, 1000 тенге, другая 2000. Вы какую возьмете? (смайлик)… Если говорить не о продуктах питания, то вот свежий пример: США подняли пошлины на китайские электромобили. Это государственная мера защиты своего рынка. Нерыночная? Да. Но страны как-то должны защищать своего производителя. Мы все сейчас в рынке. И нам тоже надо как-то защищаться. Но у меня сомнения: все ли мы делаем правильно? Я не исключаю, что после принятия этого закона цены на продукты питания вырастут».

У всякого продукта и закона есть срок годности

Если верить европейской статистике, то граждане этих вполне толерантных себе стран отправляют в помойку 29-36% вполне съедобной еды. В США - до 38-45%. В Казахстане по разным данным – до 12-15%. Это чаще всего овощи-фрукты, молочные и мясопродукты. На помойки эта еда попадает по одной причине: кончился срок годности.

Как казахстанские чиновники и компании выталкивают отечественных производителей с рынка

Формально – да. Но фактически эти продукты можно употреблять. И вот тут комментарий эксперта, который пожелал остаться анонимом.

«Импорт тоже может быть «залежалым». Но есть договоры и ретробонусы. Это другая история. Наши поставщики продуктов тоже не раз попадали в этом вопросе впросак. Были случаи, когда в супермаркетах меняли дату «просрочки». Об этом не раз сообщали СМИ. Кого-то наказывали. Так, для примера. Но в целом у нас нет законов, которые бы регулировали торговлю в современном контенте. Возможно, то, что предлагает мажилис, как-то урегулирует ситуацию. Но я думаю, что это только спровоцирует рост цен на продукты питания. Большие торговые сети понимают, что в случае принятия этого закона им придется пойти на это. Да, почти все они в этом году сильно помогли пострадавшим от паводков».