Сердце Усть-Каменогорска хранит молитвы

– Сердце города здесь, – говорит главный архитектор проекта реконструкции Александр БОГУШЕВИЧ.

Над головой мастера – открытое небо, под ногами – влажная после дождя земля, вокруг – стены из голого кирпича… Каменной кладке – больше 200 лет. Как подметил настоятель храма епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, участники реконструкции словно оказались в соборе, который еще не построен.

Как свидетельствуют летописи, храм был заложен в 1789 году на месте сгоревшей при пожаре деревянной церкви. Его поставили в центре форпоста Усть-Камень, рядом с казармой и тюрьмой – основными строениями всех военных укреплений тех лет. Отсюда, с крепости над земляным валом на Иртыше, и началась история будущего центра цветной металлургии. Здесь – историческое сердце города.

– Мы убрали кровлю, разобрали пристройку, которую в послевоенные годы поставили на месте алтаря под кинобудку. По сути, это даже не реставрация, – считает Александр Богушевич. – От родных конструкций здесь осталась примерно треть. Сейчас мы восстанавливаем исторический облик.

За основу архитекторы взяли чертежи, выполненные еще в XVIII веке. Они, к счастью, сохранились. Бесценными при расчетах размерностей и пропорций храма оказались также архивные дореволюционные фотографии собора. С их помощью фасад и внутренняя “начинка” старинной постройки были очищены от чужеродных сооружений.

– Свято-Троицкий собор строился 20 лет, – рассказал клирик, исследователь истории собора отец Иустин. – Чем была вызвана такая медлительность? Одна из возможных причин – неоднократные изменения проекта. Изначально он был задуман по образу и подобию собора Петропавловской крепости в Петербурге. Деньги на работы поступали от прихожан и инженерного департамента.

На протяжении почти всего XIX века Троицкая церковь была единственным храмом Усть-Каменогорска. Как заверяют специалисты, отреставрированное здание будет в точности соответствовать изначальному виду – с тремя престолами, пятью куполами, широкими арочными окнами.

…Мы трогаем красно-корич­не­вые кирпичи – они шершавы и прохладны. Толстые стены дышат покоем. Изо дня в день строители “лечат” старую кладку – укрепляют в стыках, стягивают, заливают трещины. Восстановлена утраченная в советское время алтарная арка… Наступит час, и храм снова примет верующих.

– Долгое время здание стояло заброшенным, – говорит архитектор. – На стенах видно, как начала разрушаться кладка. Одно время здесь было овощехранилище, потом склады военторга. Все контуры оконных проемов варварски разбиты – видимо, с силой выдирали старые деревянные рамы… Бог даст – все восстановим.

Работы по реконструкции собора уже принесли ряд исторических находок. Во время сноса пристроенной в советское время кинобудки за алтарной стеной найдены останки трех священно­служителей.

– Как правило, священников хоронили там, где они служили, – пояснил настоятель храма преосвященнейший Амфилохий. – Мы установили, что похоронены протоиерей Иоанн Тутолмин, его кончина последовала в 1851 году, иерей Николай Мухин и диакон Пушкарев. За алтарем есть и другие захоронения. Судя по сведениям из летописи, в некрополе покоятся многие знаменитые личности – генерал-майор Скобелицын, генерал-лейтенант Степан Давидович Эристов… К сожалению, все захоронения варварски разграблены.

История семьи Степана Эристова – отдельная страница в летописи Усть-Каменогорска. Генерал был выходцем из грузинского княжеского рода Эристави, что в переводе означает “предводитель народа”. Эристави имели общие корни с царствующей фамилией Багратионов. В крепость на Иртыше он был назначен комендантом в 1778 году. Для молодого знатного генерал-лейтенанта это было, по сути, ссылкой. За что? Определенных сведений, к сожалению, нет, можно лишь предположить, что князь попал в опалу как противник присоединения Грузии к России.

Но, возможно, все было как раз наоборот – назначив князя в отдаленную, но очень перспективную для государства местность, императорский двор связывал с офицером особые надежды. В то время уже начинались разработки открытых Филиппом Риддером рудных месторождений, и во власти края должны были стоять умные и деятельные люди, способные помогать развитию рудного дела.

Большую работу священнослужители и краеведы проделали по уточнению женского погребения. Останки были обнаружены случайно, когда под сдвинутыми экскаватором камнями обнажилась яма. Специалисты сразу определили: похоронена молодая женщина примерно 30 лет.

– Мы предположили, что это останки Варвары Эристави, или, как записано в летописи, Эристовой, жены коменданта крепости, – заметил настоятель собора. – Явных доказательств у нас нет – надгробие утрачено, могила ограблена. Но, судя по найденной серебряной нити из бахромы гроба, захоронение было богатое. Варвара Эристова скончалась в 1785 году в 37-летнем возрасте, в захоронении мы обнаружили монету с этой же датой – 1785 год.

Сама Варвара принадлежала к не менее знатному грузинскому роду Бараташвили, или, на русский манер, Баратаевых. Как же сильно княгиня любила своего супруга, если согласилась поменять Петербург на страшное по тем временам захолустье! Причины кончины молодой женщины остаются тайной. В книге известного дореволюционного краеведа, священника Бориса Герасимова, сохранились сведения о хуторе в 20 километрах от Усть-Каменогорска. Здесь Варвара проводила почти все свое время. Люди с тех пор так и прозвали это место – Княжий хутор.

Когда некрополь Усть-Камено­горской крепости подвергся разграблению? По мнению священнослужителей, скорее всего, это произошло в послевоенные годы, когда из собора начали делать складскую базу. Как заметил епископ Амфилохий, таким было то время: страдали верующие, вместе с ними страдали и храмы.

– Начатая нами реконструкция собора – это дань памяти, – заключил владыка. – Все найденные останки будут перезахоронены на том же месте, где были найдены. Как и подобает по отношению к благочестивым предкам. Недавно было 200-летие Бородинского сражения, а ведь мало кому известно, что сибирские казаки, которые базировались в Усть-Каменогорской крепости, перед тем как уйти в боевой поход за несколько тысяч километров, совершали молитву в только что открывшемся Свято-Троицком соборе.

У настоятеля храма есть заветное желание – открыть на территории бывшей крепости парк. Чтобы горожане могли прийти сюда всей семьей. Увидеть сохранившийся до наших дней крепостной вал – пусть только фрагмент, но подлинный. Прикоснуться к святым стенам… Рядом с собором действует двухэтажный братский корпус монастыря. Это старейшее здание города, которое изначально было сооружено как гостиный двор. При обследовании его подземного хода священники обнаружили в кладке кирпич с клеймом “Усть-К” и датой – 1762 год.

– Кирпич хороший, прочный, – говорит владыка, – здание больше двухсот лет простояло и еще простоит столько же.

Свято-Троицкий мужской монастырь открыт ровно 20 лет назад по указу Священного синода. Сегодня в нем 16 человек. Одни работают на восстановлении храма, другие ухаживают за посадками.

Еще одна постройка – корпус бывшей казармы, сделанный из вековой лиственницы, ему тоже больше 200 лет. Сейчас здесь хозяйственные склады и мастерские монастыря. Назвать деревянный дом памятником архитектуры сложно – никакой эстетической ценности он не имеет. Но сколько событий повидали его стены! Сколько исторических деятелей Усть-Каменогорска побывали в нем! Реставрацию бывшей казармы архитекторы оставили напоследок – чтобы найти лучшие конструктивные решения. А в идеале, по задумке епископа Амфилохия, на храмовой территории над крепостным валом должен развернуться действующий исторический парк. Это было бы справедливо по отношению к городу, который через 7 лет отметит свое 300-летие.

– Дай Бог, – говорит владыка, – сердце Усть-Каменогорска будет жить.

Усть-Каменогорск