Сентиментальный "Оскар"

Можно, конечно, вспомнить “Английского пациента” и “Влюбленного Шекспира”, но там солидная доля участия американцев, несмотря на тематику, не позволяла считать эти фильмы британскими. Можно также заметить небезызвестных братьев Вайнштайнов в числе создателей “Короля”, но они там только исполнительные продюсеры, и “Оскары” им не положены. Так что впервые почти за 30 лет Американская академия кинематографических искусств и наук полновесно поделилась славой с британскими коллегами, не сумев устоять перед обаянием картины Тома Хупера, который в свою очередь получил “Оскар” за лучшую режиссуру.

Это была лучшая церемония за последние года три точно, а то и за все пять. Устроители не прогадали, пригласив в качестве ведущих молодых Джеймса Франко и Энн Хэтуэй. Они “жгли” весь вечер, ничуть не стесняясь иронизировать ни над собой, ни над присутствующими.

И начали, разумеется, с первого выхода, по традиции задающего настроение всему вечеру. После показа блестяще смонтированного ролика, в котором Франко и Хэтуэй в прямом смысле прошлись по всем фильмам-номинантам, ведущие появились на сцене. Энн поздравила Джеймса с номинацией за лучшую мужскую роль в “127 часов” и весьма оригинально посетовала на то, что сама осталась без номинации: “Раньше было просто: раздеваешься в кадре и номинируешься. Но не теперь, не теперь”…

Съязвив таким образом над своей же ролью в картине “Любовь и другие лекарства” и “слегонца” проехавшись по “Оскару” Холли Берри за “Бал монстров”, Хэтуэй неожиданно обнаружила в зале собственную маму, которая иронично посоветовала… дочке выпрямить спину и не сутулиться. Тут же среди публики нашлась бабушка Франко, с восхищением сообщившая внуку: “Я видела Марки Марка”! Марк Уолберг шутку оценил – если кто забыл или не знал, Уолберг – исполнитель главной роли в фильме-номинанте “Боец”, на заре карьеры был рэпером Марки Марком.

Апофеозом конферанса Хэтуэй и Франко стал сдвоенный номер. Сначала Энн, переодевшись в смокинг, припомнила их с Хью Джекманом дуэт на церемонии 2009 года. Но так как австралиец, по словам актрисы, на этот раз кинул ее в последний момент, она исполнила песню соло, попутно просклоняв “неверного” и назвав его Hugh Jackass (в дословном переводе Хью Джекзадница или на сленге – Хью Придурок).

Когда же песня закончилась, на сцене появился Франко в образе… Мэрилин Монро: “Ну раз ты в смокинге, должен же был я примерить платье!”.

Шутили на церемонии не только ведущие. Так, Шерлоку Холмсу досталось от доктора Ватсона: представляя номинацию “Лучшие визуальные эффекты”, Джуд Лоу припомнил Роберту Дауни-младшему давнишний эпизод, когда пьянствовавшего (и не только) актера застукали с проституткой в мотеле.

Британцы Расселл Бранд (новоявленный муж Кэти Пери) и Хелен Мирен, вручавшие “Оскар” за лучший фильм на иностранном языке (победила датская “Месть”), разыграли номер про иностранку и плохого переводчика.

Джастин Тимберлейк, вместе с Милой Кунис представлявший номинантов в категории “Лучший документальный фильм”, заявил, что он – Бенкси, но ему никто не поверил. Тут нужно пояснение: Бенкси – это известный британский граффити-художник, снявший картину “Выход через сувенирную лавку”, однако, как он выглядит, никому неведомо. Бенкси пообещал, что в случае победы на сцену выйдет он и еще несколько человек в одинаковых масках. В итоге устроители решили вообще не приглашать “мистера икс” на церемонию.

Джеймс Франко в образе Мэрилин был не единственным ретроотсылом вечера. Он весь прошел под знаком воспоминаний… При помощи Билли Кристала и современных технологий вспомнили легендарного комика Боба Хоупа – неоднократного ведущего оскаровских церемоний. Под Smile в исполнении Селин Дион по традиции вспомнили всех кинематографистов, ушедших из жизни в 2010 году… Вручение статуэток проходило под видеодекорации, стилизованные под легендарные голливудские фильмы.

А 94-летний (!) Керк Дуглас сам заставил себя вспомнить, когда с палочкой появился на сцене для вручения “Оскара” за женскую роль второго плана. Лучший Спартак в истории кино выглядит молодцом. Он не только произнес трогательную речь, но и порвал зал самоиронией, когда, уже открыв конверт, несколько раз нарочно, словно в маразме, уводил разговор совсем в другую сторону, но затем все же объявил: “Мелисса Лео!”. Да, еще “старик-разбойник” успел пофлиртовать с победительницей, которая, подражая Дэнилу Дей-Льюису в 2008 году, перед получением статуэтки преклонила колено перед легендарным коллегой.

Лео, исполнительница роли мамаши двух боксеров в фильме “Боец”, и потом отличилась. Не припомню, чтобы в речи-благодарности кто-то из лауреатов позволял себе употреблять ненормативную лексику, проще говоря – мат.

“Оскар” за лучшую мужскую роль второго плана также достался “Бойцу” – его ожидаемо получил Кристиан Бэйл, появившийся на церемонии с окладистой бородой. Бэйл не только поблагодарил коллег по фильму и режиссера Дэвида О. Расселла, но и отдал должное человеку, образ которого он, собственно говоря, и воплотил на экране – бывшие боксеры Дики Эклунд и Микки Уорд (его сыграл Уолберг) тоже пришли на церемонию.

Что касается “Король говорит!”, то британцы свой первый “Оскар” получили за лучший оригинальный сценарий, обойдя главного конкурента – Кристофера Нолана и “Начало”.

Два героя картины “Старикам тут не место” братьев Коэнов, оставшихся в этом году вообще без наград (при десяти-то номинациях “Железной хватки”!), Джош Бролин и Хавьер Бардем вышли на сцену в абсолютно одинаковых белых ретросмокингах с черными брюками и сначала вручили “Оскар” за лучший адаптированный сценарий “Социальной сети”, а затем дали старт победной поступи ленты “Король говорит!”. Ее сценаристу Дэвиду Сейдлеру – 82 года! Он стал самым старшим из тех, кто когда-либо получал “Оскар” в этой номинации. Более того, Сейдлер, как и король Георг VI, тоже страдал от заикания, в чем зрители могли убедиться во время речи победителя.

К слову, о “Начале”. Фильм Нолана, ставший едва ли не главным событием года в коммерческом прокате, ожидаемо пролетел мимо основных номинаций, зато собрал солидный урожай в технических. Лучшее сведение и лучший монтаж звука, лучшая операторская работа, лучшие визуальные эффекты – таковы достижения этой картины, уложившиеся в четыре “Оскара”.

Две “технические” статуэтки на счету “Алисы в Стране чудес” – за лучшую работу художника и лучшие костюмы. Лучшими признали грим в “Человеке-волке” и монтаж в “Социальной сети” – ей же достался и “Оскар” за оригинальную музыку.

Вручение призов в четырех последних номинациях доказали, что, делая прогнозы, нужно прежде всего ориентироваться на призы профессиональных гильдий. Даже то, что американец Дэвид Финчер увел из-под носа у британца Тома Хупера его “домашнюю” BAFTA, не спасло режиссера “Социальной сети”. “Оскар”, как и приз режиссерской гильдии, из рук Хилари Суонк и прошлогодней победительницы Кэтрин Бигелоу (“Повелитель бури”, если кто забыл) получил именно Хупер.

С мужской и женской ролью неожиданностей не произошло. Джефф Бриджес, тепло представив всех номинанток, достал из конверта имя Натали Портман. Ожидающая рождения мальчика, актриса с помощью мужа взошла на сцену, но рыдать не стала, а спокойно поблагодарила родителей, режиссера “Черного лебедя” Даррена Аронофски и слегка запнулась на фамилиях русских балерин, помогавших ей готовиться к роли.

Актеров-номинантов представляла прошлогодняя победительница Сандра Буллок. В отличие от Бриджеса она не сентиментальничала, а стебалась, в том числе над самим Бриджесом, номинированным второй раз подряд (“Джефф, ну дай уже шанс другим!”), и Джессом Айзенбергом из “Социальной сети” (“Я все еще жду, когда ты добавишь меня в друзья на “Фейсбуке”). Но шутки шутками, а “Оскара” ожидаемо и заслуженно получил Колин Фёрт.

Как уже было сказано вначале, лучший фильм 2010 года объявлял Стивен Спилберг. И этот фильм заслуженно – “Король говорит!”. Американские кинематографисты, сыграв в патриотизм в прошлом году (“Повелитель бури”, если кто опять забыл), теперь по достоинству оценили работу своих британских коллег. Равно как и американская гильдия кинопродюсеров.

Завершала церемонию с прекрасной атмосферой и очень сильным составом номинантов совсем уж непривычная вещь. Обычно после речи продюсеров лучшей картиной года все заканчивалось. Теперь же детский хор со Стэйтен-Айленда на прощание спел знаменитую песню Over The Rainbow из “Волшебника Страны Оз”. На 84-м году жизни “Оскар” стал еще более сентиментален…

Алматы

Автор: Olga Borissova