Семейное неблагополучие – причина детской преступности, заявил психолог

Детская преступность - в чем причина и решаема ли эта проблема? Об этом корреспонденту Caravan.kz рассказала психолог городского перинатального центра Алматы Гульнара Дощанова.

- Каковы основные причины детской преступности?

- Детская преступность обусловлена рядом причин. Детской преступности присущи два вида криминальной мотивации. Это корыстная и насильственно эгоистическая мотивации.                                                                              

Корыстные мотивы носят незавершенный детский характер. Большинство правонарушений совершается из озорства, любопытства или желания развлечься, показать силу, ловкость и смелость, утвердить себя в глазах сверстников, получить их признание. Иногда играет роль стремление к чему-то необычному, жажда приключений и острых ощущений. На незрелость корыстных мотиваций указывает и тот факт, что большая часть подобных правонарушений  носит групповой характер и совершается в ситуативно-импульсивной форме. Мотивация в этом возрасте обычно имеет предметную определенность, то есть их интересуют музыкальные инструменты, спортивные принадлежности, сладости, вино, табачные изделия, небольшие суммы денег и т.д.

Насильственно-эгоистическая мотивация подростков характеризуется высокой эмоциональностью и ситуативностью. Главное в структуре побуждений этого вида – потребность в самоутверждении. Самоутверждение через насилие – типично подростковая ситуация. И обычно такая мотивация сочетается с жестокостью поведения.

Истоки детской преступности связаны главным образом с семейным неблагополучием, которое выражается не только и не столько в антисоциальном поведении родителей, сколько в отчуждении детей в родительской семье с первых этапов развития их личности. Это отчуждение означает, что родители, а особенно мать, не устанавливают эмоционального контакта с ребенком, не включают его в свои эмоциональные отношения. Такое может иметь место даже в случаях гиперопеки. В результате ребенок не приобретает ощущения защищенности, испытывает постоянную тревожность, иногда доходящую до страха смерти.

Тревожность, постоянное ощущение враждебности среды, развивающие соответствующие черты личности, лежат в основе мотивации насильственных преступлений, хулиганских действий, которые генетически связаны с психологическим отчуждением личности в детстве

- Может ли, на ваш взгляд, государство искоренить это явление, что для этого нужно?

- Детская преступность всегда вызывает и вызывала повышенное внимание. И проблема детской преступности является одной из самых существенных социально-правовых проблем в нашей стране. Искоренить, конечно, очень сложно, но нужно. Нужна профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности. Нужна подготовка специальных кадров, социальных работников, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания. Нужно усилить роль медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации. Нужны признание семьи в качестве ведущего института социализации несовершеннолетних и медико-психологической помощи семьям группы социального риска.

Какие продукты убивают поджелудочную железу

- Какую роль в профилактике детской преступности играет семья?

- Семья была и будет важнейшей средой формирования и воспитания личности. В воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим для их полноценного развития. Для ребенка самый действенный образец - это его родители. Подростки во всем следуют семейным традициям, подражают родителям. Трудные дети вырастают в тех семьях, где родители безразличны к внутреннему миру своих детей. Решающим фактором является не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между ее членами. Поэтому детей надо любить и быть им личным примером. Излишняя суровость, авторитарность, использование возможных и невозможных запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, которые нередко толкают детей на преступления.