Режиссер: Сэм Мендес.
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Кейт Уинслет, Кэти Бейтс, Ричард Истон, Майкл Шеннон, Дэвид Харбор, Кэтрин Хан, Зои Казан.
Я очень люблю Сэма Мендеса. Он тот редкий режиссер, кто по-хорошему всеяден. Три его первых фильма были совершенно не похожи друг на друга. Драма о кризисе среднего возраста, об отцах и детях – “Красота по-американски”. Гангстерская ретродрама “Проклятый путь” с новыми амплуа для Тома Хэнкса и Джуда Лоу. И, наконец, “Морпехи” – фильм о войне без войны.
И вот Мендес снял новую картину – “Дорога перемен”. Она ближе к “Красоте по-американски” по сюжету, но в ней есть и своя доля ретро, а главные роли – за Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет, что после “Титаника”, наверное, автоматически вызывает улыбку. Впрочем, веселого в “Дороге перемен” мало.
…Фрэнк и Эйприл встречаются на вечеринке. Видимо, следует бурный роман, случайная или нет беременность, решение переехать в пригород, второй ребенок... Мы вновь встречаемся с Уиллерами на седьмом году их семейной жизни. Эйприл – домохозяйка, содержит семью Фрэнк, вкалывая на фирме, производящей что-то для бизнеса (что именно, похоже, не знает даже он сам). В общем, офисный планктон, как говорят сейчас. У Уиллеров есть соседи:
Кэмпбеллы – среднестатистическая пара, и заботливый риэлтор Хелен, у которой, в свою очередь, есть полуглухой муж и полоумный сын. Уиллеры ругаются, мирятся, снова ругаются, снова мирятся, пока наконец в семье не наступает идиллия, связанная с тем, что Эйприл нашла меч для гордиева узла проблем, а именно – переезд в Париж, о чем так мечтал Фрэнк.
Сэм Мендес (к слову, муж Кейт Уинслет) в очередной раз не разочаровал, актеры не подвели, сценарий в целом не подкачал, и, что самое главное, диалоги прописаны на высшем уровне, особенно в сценах ссор, коих немало.
Тем не менее “Дорога перемен” вряд ли может понравиться всем. Кардинально перефразируя классику, – каждая счастливая семья счастлива по-своему, все несчастливые семьи несчастливы одинаково. Фактически Мендес снял живую иллюстрацию этой фразы, вернее, второй ее части. И если она для вас актуальна или просто интересна, вперед – на просмотр.
С чем не могут справиться Фрэнк и Эйприл, так это с собственным эгоизмом. Когда Эйприл предлагает переехать в Париж, она делает это не только и не столько для Фрэнка, сколько для себя. Наверняка держа в уме укол: “Мы переехали в Париж только ради тебя, Фрэнк!”, но в первую очередь, чтобы самой сбежать из болота нью-йоркского пригорода.
И когда Фрэнк начинает склоняться к повышению, а не к переезду в любимый город, он тоже думает прежде всего о себе. Он боится потерять хоть какой-то статус, начать зависеть от жены... И тут появляется незаметная, но по-своему ключевая фигура сына Хелен Джона, который беззастенчиво режет правду-матку, имея оправдание в виде справки из психушки.
К чему все это приводит? Да ни к чему хорошему. Цепь случайных или спровоцированных событий, подогретая эгоизмом и нетерпимостью всех участников, влечет последствия, о которых все будут сожалеть, но никто уже не сможет повернуть время вспять, чтобы что-то исправить. И уж точно не у всех в голове есть регулятор громкости, дабы сохранить покой в семье – в этом отношении финальная сцена просто шедевральна и вызывает горькую улыбку. Все-таки все семьи несчастливы одинаково, что бы там ни писал Толстой.
Оценка зрителей на сайте www.imdb.com (Internet Movie Database) – 7,8 из 10.
Оценка автора – 9 из 10.
Интересный факт
Фильм снят последовательно, то есть от первой сцены к финальной, что в кинематографе случается не так часто, как можно было бы подумать.
Дмитрий МОСТОВОЙ