Их обозначил сам президент. Он же и предложил методы их разрешения. Но здесь, как всегда, реализация будет зависеть от качества исполнения министерствами и ведомствами. Глава государства даже возложил персональную ответственность за исполнение.
На 2005 год поставлены семь конкретных, блочных задач для казахстанских финансистов, которые они пообещали принять за основу в своей деятельности.
Первая: формирование фондового рынка. С этой целью предлагается совершенствование корпоративного управления, увеличение прозрачности деятельности компаний.
В этом году глава государства поручил правительству выделить крупные государственные компании в отдельный блок и передать контрольные пакеты их акций в управление специально создаваемых государственных холдинговых компаний. Сделано это с целью совершенствования фондового рынка. А также для того, чтобы акции национальных компаний могли бы приобрести пенсионные, инвестиционные фонды и брокерские компании.
Следовательно, акционерами смогут стать как институциональные, так и индивидуальные инвесторы. Благодаря этому на рынке могут появиться акции первоклассных эмитентов, появится институт независимых директоров в составах советов директоров национальных компаний.
Данное управленческое новообразование призвано для улучшения корпоративного управления.
Президент отметил, что со стороны руководства национальных компаний было встречено достаточно плотное сопротивление. Что, в принципе, понятно.
Главам национальных компаний в предложенных условиях будет гораздо сложнее принимать выгодные только лишь для них решения. В данном случае придется учитывать интересы третьей стороны. В результате, произойдет совмещение правительственного сектора с частным, где правительственный сектор будет определять основную политику национальных компаний, совершенствовать законодательство и т.д.
Основным условием развития вторичного рынка ценных бумаг является увеличение ликвидности государственных ценных бумаг. Глава государства посетовал на то, что Минфин не решает данный вопрос, несмотря на то, что получил полномочия по покрытию бюджетного дефицита за счет внутренних резервов.
Президент также отметил, что по части деятельности недавно созданных инвестиционных фондов также требуется решение ряда вопрос по правовому обеспечению, создание дополнительных финансовых инструментов. Речь в данном случае идет о создании проектных облигаций.
Для их создания требуется отобрать несколько значимых для экономики страны инвестиционных проектов. И такие проекты есть: строительство железных и автомобильных дорог, вокзалов, морских портов, а также в сфере нефтегазового сектора. На взгляд президента, подобного рода проектные облигации станут высокодоходными и высоколиквидными.
Однако, все это пока в перспективе, все это еще только предстоит создавать. Для выпуска и хождения проектных ценных бумаг потребуется создание специальных законодательных нормативов. Нурсултан Назарбаев смотрит на реализацию данных задач с большой долей оптимизма, потому что для этого "есть большие возможности". Персональную ответственность по созданию данных и реализации данной реформации глава государства возложил публично на Кайрата Килимбетова, Анвара Сайденова и Болата Жамишева.
Второй блок связан с работой фондовой биржи с населением. Как сказал президент, в первую очередь необходимо приступить к созданию соответствующей инфраструктуры для работы с населением на фондовом рынке. Для этого потребуется создать законодательную базу по деятельности трансфер-агентов. Подобное агентство следует создать на базе "Казпочты". В этом отношении требуется создать единое трансфер-агентство, которое могло бы обеспечить доступ к финансовым инструментам для всех граждан Казахстана.
Глава государства подчеркнул, что государственным финансовым учреждениям потребуется наладить широкую разъяснительную работу для населения по работе с ценными бумагами. Нужно сказать, что задача эта является весьма широкой и сложной.
С развитием финансового рынка, расширением числа финансовых институтов, планов по привлечению сбережений населения на фондовый рынок, возникла необходимость в разработке и принятии законов о защите прав инвестора. Как сказал Нурсултан Назарбаев, к созданию такого закона необходимо приступать немедленно. Отечественный или зарубежный инвестор, должен быть уверен, что его права с законодательной точки зрения защищены. Кроме того, необходимо выстроить информационную защиту о его финансовом состоянии, операциях и т.д.
Третий блок - пенсионная система. Из 16 существующих пенсионных фондов, критически подавляющее число - 13 имеют отрицательную доходность. А фактически они потеряли жизнеспособность. И это, в свою очередь, несет угрозу смерти для всей пенсионной системы.
Нурсултан Назарбаев сказал, что необходимо (создать) и принять программу развития накопительной системы до 2007 года. Она должна предусмотреть конкретную ответственность пенсионного фонда и управляющих активами перед вкладчиками, определить порядок исполнения государственных гарантий по сохранности взносов с учетом инфляции на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты.
Необходимо предусмотреть меры по охвату пенсионной системой людей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
Четвертый блок "замешан" капитализацией финансовой системы. В настоящее время идет бурный рост активов банков второго уровня. При неадекватном росте капиталов увеличиваются риски для банковского сектора. Необходимо обеспечить повышение капитализации банка, который будет соответствовать росту активов. Банки, для увеличения своего капитала, должны будут выйти на фондовый рынок. Президент выразил мнение о том, что пенсионные фонды будут с удовольствием приобретать их акции и другие инвесторы.
Глава государства дал поручение правительству в лице Нацбанка, Агентства по финнадзору оценить возможные последствия слишком быстрого роста внешних заимствований частным сектором и спрогнозировать, как это скажется на ситуации в стране.
Опасение республиканского руководства в связи с увеличившимся объемом иностранного заимствования казахстанскими банками связано с анализом азиатского кризиса. Именно в тот период произошел перекос в получении кредитов и неспособностью расплатиться за них. В результате бремя долгов взяло на себя государство. Но все это обернулось плохими последствиями.
Медленное развитие инвестиционного банкинга руководство страны связывает с низкой активностью брокерских компаний: не имеют достаточного капитала, осуществляют незначительное количество операций. В то же время, необходимо сделать упор на развитие именно этого сектора финансового рынка, тем более что планируется привлечь население для активности в этой сфере.
Необходимо в течение двух-трех лет увеличить капитализацию брокерских компаний первой категории минимум до 1 млрд. тенге. "Мы не можем допустить того, чтобы оставались неустойчивыми финансовые институты, работающие с населением".
С экономическим ростом возрастает роль страхования, которая стимулирует развитие рыночных отношений и деловой активности, улучшая инвестиционный климат. Глава государства высоко оценил развитие сферы страхования, сказав, что в последнее время она далеко продвинулась вперед. Однако большая доля перестрахования рисков осуществляется за рубежом по причине низкой капитализации отечественных страховых компаний. Следовательно, по словам президента, необходимо повысить капитализацию страховых компаний.
Глава государства отметил, что в стране недоразвита система медицинского страхования и страхования жизни. По его словам, в данных сегментах рынок практически отсутствует.
Пятый блок связан с внедрением системы управления рисками. Как было сказано выше, отмечена большая активность работы отечественных финансовых институтов с иностранными ценными бумагами. Отечественные банки вкладывают средства на рынках соседних стран.
В связи с этим финчреждениям, которые работают с иностранными ценными бумагами, следует ужесточить требования по управлению рисками. Также необходимо обеспечить прозрачность в процедуре принятия решений по инвестированию пенсионных активов. Вновь создающимся инвестиционным фондам необходимо сразу внедрять современные системы управления рисками. Это только повысит рейтинги и доверие со стороны населения и иностранных партнеров.
Шестое: развитие кредитных товариществ и микрокредитования. В настоящий момент в республике действуют 157 микрокредитных организаций. Микрокредитов было выдано на сумму 2,8 млрд. тенге.
Одним из главных участников этой системы является Фонд поддержки малого предпринимательства. Президент посчитал важным разработать государственную программу микрокредитования, которая должна будет определить основные направления развития кредитных услуг, а также создать систему мониторинга микрокредитования.
Седьмое: создание в Алматы международного финансового центра. Об этом говорилось очень много. Создание финцентра превратилось в задачу стратегического плана. В связи с этим предстоит решить большой блок задач, который включает в себя такие сферы, как связь, транспорт, коммуникаций и досуга. Президент сказал, что создание его в большинстве зависит именно от отечественных финансистов.
Как известно еще планируется привлечение иностранного опыта, к примеру, Арабских Эмиратов.
В заключительном слове президент Назарбаев сказал, что развитие страны зависит от участников рынка. Наши вчерашние и сегодняшние достижения позволяют с уверенностью строить планы на будущее и отвечать вызовам времени. Задачи поставлены сложные, и чтобы их решить потребуется много знаний и умения. Сегодняшнее бизнес-сообщество накопило достаточный ресурс для решения поставленных задач.
Электронный адрес автора: peternnp@yahoo.com