Семь граней Великой степи

Позитивный взгляд с высоты науки

В своей статье Лидер нации затронул глубинные вопросы прошлого и настоящего, подчеркнув, что история Казахстана должна быть понята с высоты современной науки, а не по ее отдельным фрагментам.

– Европоцентристская точка зрения не позволяла увидеть того реального факта, что саки, гунны, прототюркские этнические группы были частью этногенеза нашей нации… Речь идет об истории Казахстана, которая является общей для многих этносов, проживающих на нашей территории длительное время, – отмечает Елбасы.

Именно поэтому нам сегодня необходим позитивный взгляд на собственную историю, который не должен сводиться к избирательному и конъюнктурному освещению того или иного исторического события, уверен Нурсултан Назарбаев.

В первом разделе статьи – “Пространство и время национальной истории” – Президент обозначил семь граней Великой степи.

Первой гранью Президент назвал всадническую культуру.

Одомашнивание лошади человеком впервые произошло на территории современного Казахстана, о чем свидетельствуют раскопки поселения “Ботай” на севере страны. Это положило начало культуре всадничества. Ботай – история через тысячелетия

Всадническая культура в свою очередь стала предтечей современной одежды, создав первые прообразы штанов и введя мягкую обувь с голенищем и каблуком. Также Президент напоминает о других величайших изобретениях степной цивилизации: высоком седле, стременах, сабле и других.

Золотое наследие

Второй гранью Великой степи Нурсултан Назарбаев называет древнюю металлургию. Очаги горнорудного производства и выплавки бронзы, меди, свинца, железа, серебра и золота, изготовления листового железа появились на территории Цент-рального, Северного и Восточ-ного Казахстана.

Третья грань – звериный стиль – является символом взаимосвязи человека и природы, духовных ориентиров степняков, отмечает глава государства.

– Наверное, совсем не случайно одним из символов суверенного Казахстана стал снежный барс – редкий и благородный представитель местной фауны, – замечает в этой связи Президент.

Найденный в Казахстане в 1969 году в Иссыке “Золотой человек” – четвертая грань Великой степи.

Искусное золотое обличие воина указывает на уверенное владение древними мастерами техникой обработки золота. Оно также открыло богатую мифологию, отражающую силу и эстетику Степной цивилизации. Так степняки возвеличивали личность вождя, возводили его в ранг солнцеподобного божества.

Колыбель тюркского мира являет собой пятую составляющую.

– Большое значение для истории казахов и других народов Евразии имеет Алтай. Именно здесь в середине I тыс. н. э. зародился тюркский мир, и наступила новая веха в жизни Великой степи. История и география сформировали особую модель преемственности тюркских государств, великих степных империй, – подчеркивает Президент.

Освоив пространство в широких географических границах, тюрки сумели создать симбиоз кочевой и оседлой цивилизаций, что привело к расцвету средневековых городов, которые стали центрами искусства, науки и мировой торговли.

К примеру, средневековый Отырар дал человечеству одного из величайших умов мировой цивилизации Абу Насра аль-Фараби, в Туркестане жил и творил один из великих духовных лидеров тюркских народов Кожа Ахмет Яссауи, напоминает Лидер нации. Алтын мадам. Золотой человек был женщиной?

Шелковое сердце

Расположенный в сердце Евразийского материка, Казахстан с древнейших времен развивал транзитные коридоры между странами и цивилизациями. Они трансформировались в систему Великого шелкового пути – это шестая грань Великой степи. Именно во времена господства тюрков в Центральной Евразии Великий шелковый путь достиг наивысшего расцвета и способствовал экономическому процветанию и культурному подъему в международном масштабе.

И, наконец, седьмой гранью Великой степи Президент назвал то, что Казахстан является родиной яблок и тюльпанов.

По древним маршрутам Шелкового пути на территории Казахстана яблоко попало в Средиземноморье и потом распространилось по всему свету. И, как символ этой долгой истории популярного плода, один из красивейших городов на юге нашей страны носит название “Алматы”.

А в Чу-Илийских горах до сих пор можно встретить в первобытном виде жемчужины казахстанской флоры – тюльпаны Регеля. Появившиеся в полосе пустынь и предгорий Тянь-Шаня, эти цветы постепенно расселились по всему свету.

Листая страницы, оцифруем историю

Вторую часть своей статьи Нурсултан Назарбаев посвятил вопросу модернизации исторического сознания, которую необходимо провести в рамках нескольких проектов. Первый из них – “Архив-2025”.

– Многие документальные свидетельства о жизни предков и их уникальной цивилизации до сих пор не введены в научный оборот и ждут своего часа в многочисленных архивах по всему миру, – отмечает Елбасы. – Нам необходимо создать семилетнюю программу “Архив-2025”, в которую вошли бы серьезные фундаментальные исследования всех отечественных и зарубежных архивов, начиная с античности и кончая современностью. Однако эта деятельность не должна превратиться в “академический туризм” за государственный счет.

Архивные данные нужно не только собирать, но и активно конвертировать их в цифровой формат, делая доступными для всех заинтересованных экспертов и широкой общественности.

Еще один проект – учебно-образовательный Парк- энциклопедия “Великие имена Великой степи”. Где под открытым небом будут представлены скульптурные памятники в честь наших знаменитых исторических деятелей и их достижений.

Важной программой должна стать и “Тюркская цивилизация: от истоков к современности”, в рамках которого пройдет Всемирный конгресс тюркологов в Астане в 2019 году и Дни культуры тюркских этносов. Нужна и единая онлайн-библиотека общетюркских произведений по примеру “Википедии”, в качестве модератора здесь может выступить Казахстан. Сакральный Казахстан: возвращение к истокам

И тысячи лет звучит кобыз

Музей древнего искусства и технологий “Ұлы дала” – еще один уникальный проект, который предлагает запустить Нурсултан Назарбаев. Также он считает важным создать Общенациональный клуб исторических реконструкций “Великие цивилизации Великой степи” и проводить на его основе фестивали в Астане и регионах Казахстана по тематикам: древние саки, гунны, эпоха великих тюркских каганов и другим.

– Интересен будет туристический проект по частичному восстановлению древнего города Отырар с воссозданием объектов городской среды – домов, улиц, общественных мест, водопровода, городской стены и так далее, – уверен Президент.

Другой проект – “Тысяча лет степного фольклора и музыки”, в рамках которого должна появиться “Антология степного фольклора” – собрание сказок, легенд, преданий наследников Великой степи за прошедшее тысячелетие.

Кроме того, должен увидеть свет сборник “Древние мотивы Великой степи” – коллекция значимых произведений, созданных для традиционных казахских музыкальных инструментов: кобыза, домбры, сыбызгы, сазсырная и других.

Отдельно Нурсултан Назарбаев остановился на теме истории в кино и на телевидении, поставив задачу в ближайшее время запустить в производство ленты, демонстрирующие непрерывность цивилизационной летописи Казахстана.

Закономерный шаг

“Семь граней Великой степи” – поистине эпохальный документ, обращение к современникам и будущим поколениям, комментируют эксперты статью Президента Казахстана.

– Главное сегодня – формирование целостного исторического сознания. Мы должны научиться гордиться своим прошлым, это и есть позитивный взгляд на собственную историю, о чем в своей статье говорит глава государства. Нам еще предстоит осмыслить собственную историю, освободив ее от груза чужих стереотипов,– отмечает руководитель научно-исследовательского центра “Сакральный Казахстан” кандидат политических наук Берик АБДЫГАЛИУЛЫ.

Известный публицист, политолог Айдос САРЫМ называет “Семь граней Великой степи” качественным политико-публицистическим, историко-философским текстом, направленным на развитие и углубление программы “Рухани жаңғыру”.

– Если сделать некоторый экскурс в нашу новейшую историю, то это не разовый порыв или дань политмоде, а закономерный шаг, результирующий и направляющий работу всего госаппарата, смыслопроизводящей корпорации страны. Если хотите – некий вызов всем интеллектуальным группам, всему думающему и рефлексирующему классу, всему социуму, заинтересованному в лучшем понимании, изучении прошлого, настоящего и будущего Казахстана, – считает Айдос Сарым.

В этой связи эксперту вспоминается фундаментальный труд главы государства “В потоке истории”, написанный два десятка лет назад.

– Нынешнее выступление Президента только подтверждает верность тех прежних интуиций, правильность заложенных в книге интенций, которые сегодня обретают характер политико-философской доктрины, цельной мировоззренческой политики.

Сохранить код

Эксперт Института мировой экономии и политики при Фонде Первого Президента (ИМЭП) Жумабек САРАБЕКОВ акцентирует – в статье Президента речь идет об обновлении “исторического смысла”, который играет крайне важную роль в жизнедеятельности любого общества и отражает понимание сообществом людей своей истории.

– Именно в контексте “исторического смысла” разные общества определяют свою роль в мировом процессе. Здесь происходит и целеполагание, – рассуждает эксперт. – В свою очередь, исторический смысл, согласно видению казахстанского руководства, должен быть ориентированным на прогресс. Он должен объединять в себе разные полюсы: с одной стороны, сохранять национальный код и культуру, с другой – быть адаптированным к сегодняшнему дню, то есть современным.

В этой связи одной из первых задач на пути модернизации общественного сознания выступает актуализация собственной истории, уверен Сарабеков.

– Ее суть в том, чтобы сделать многовековую хронику Казахстана понятной и конкурентоспособной с точки зрения ее востребованности. Последнее очень важно для работы с казахстанской молодежью. И идеи, озвученные в статье главы государства, как раз преследуют данную цель. В частности, документ примечателен указанием конкретных крупных проектов, которые планируется реализовать. Среди них я бы особо отметил инициативу Президента о запуске специального цикла документальных и художественных фильмов, посвященных богатой истории Казахстана, – говорит эксперт. Женщина без украшений как будто мертва: какие секреты скрывают древние драгоценности казахских девушек

Помимо развлекательной составляющей кино может послужить эффективным образовательным инструментом, считает собеседник.

– И с точки зрения скорости донесения исторических месседжей кинопродукция уже доказала свои преимущества. Вместе с тем в ходе реализации кинопроектов казахстанским властям важно уделить повышенное внимание качеству выпускаемых картин, что требует проведения честного и конкурентного отбора режиссеров, – дополнил Сарабеков.

Рельефы прозрачности

Другой эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента, историк Радик ТЕМИРГАЛИЕВ уверен: анонсированные главой государства новые проекты будут способствовать развитию исторической науки и популяризации исторического знания среди казахстанцев.

– В архивах Китая, Ирана, Турции, России и других стран хранится большое количество источников, еще не изученных исследователями. Введение их в научный оборот будет способствовать более глубокому и рельефному пониманию отечественной истории, – говорит эксперт. – При этом важно не просто найти и привезти в Казахстан такие документы, но и выложить их электронные копии в открытом доступе, чтобы было видно, какой исследователь какую работу проделал.

Прозрачность поможет избежать ошибок, допущенных в ходе реализации некоторых предыдущих программ и проектов.

А при съемках художественных и документальных фильмов, издании научно-популярной литературы важно предусмотреть конкретные механизмы контроля над качеством, чтобы эти проекты воплощали в жизнь настоящие профессионалы. Это поможет не допустить дискредитации идей главы государства, выдвинутых в новой статье, подчеркивает Радик Темиргалиев.

Открытые сборы

Его коллега, эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Жаксылык САБИТОВ в свою очередь выделяет проект “Архив-2025”.

– Он подразумевает сбор различных первоисточников и архивных материалов и последующий за этим этап открытия доступа всем желающим к данной коллекции. Здесь можно полностью согласиться с тем, что часто поездки в архивы для некоторых коллег становятся “академическим туризмом” за государственный счет, когда привозят либо то, что уже давно известно и хранится в Казахстане, либо то, что не касается истории Казахстана вовсе, – говорит Жаксылык Сабитов. – Помимо этого, часто то, что уже привезено и лет десять хранится в Казахстане, недоступно другим историкам.

Часто люди, которые привезли данные рукописи, воспринимают их как свою собственность и не допускают к ним других ученых, ожидая десятилетиями получения гранта на изучение. Такой научный феодализм за государственный счет только тормозит прирост научного знания.

Для примера историк приводит ситуацию с переводами первоисточников. Казахстан не может вернуть свои исторические ценности из других стран

– В 1969 году вышел сборник материалов по истории казахских ханств (МИКХ). В неизданном предисловии один из главных востоковедов того времени Вениамин ЮДИН писал о планах перевести еще около 15 источников по истории Казахского ханства, но из-за некоторых обстоятельств ненаучного характера эти планы так и остались нереализованными. В 2019 году будет уже 50 лет с момента издания МИКХ, но многие источники до сих пор не переведены, – констатирует историк.

По мнению эксперта, необходимо произвести полный перевод и издание таких источников по истории Казахстана, как Таварихи Гузидайи Нусрат-наме, Маджму ат-Таварих Сейф ад-Дина Ахсикенди, Бахр ал-Асрар Махмуда Бен Вали и других.

– Также нужно издать критические тексты (после сверки разных копий) Родословного древа тюрков Абулгази и Джами ат-Таварих Кадыргали Жалаири, Муизз ал Ансаб (с привлечением лондонских и индийских списков). Ранее эти сочинения частично переводились, но на основе одной копии рукописи, без привлечения других копий.

Нужно также сделать извлечения из 43 томов русских летописей (ПСРЛ – Полное собрание русских летописей) по истории наших предков и издать их отдельными книгами.

Данные источники содержат массив информации по разным тюркским народам, начиная от печенегов и заканчивая Золотой Ордой. Необходимо также привезти документы из российских архивов о нашей истории и оцифровать их, – акцентирует историк.

Возвысить степь, не унижая горы

Заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК (КИСИ) доктор политических наук Санат КУШКУМБАЕВ отмечает:

– Историки сейчас обладают огромным количеством знаний, связанных с изучением различных контекстов определенных эпох, у них есть излюбленные темы и герои, но Президент как политик и лидер представил систематизирующий взгляд на историю страны.

А призыв создать инфраструктуру, в которой великие деятели – выходцы из Степи разных эпох – были бы в одном ряду: военные, дипломаты, философы – это не заявка на обособленность, а тем более исключительность.

Говоря языком нашего современника-поэта, нам важно возвысить степь, не унижая горы.

Главный научный сотрудник КИСИ доктор исторических наук Леся КАРАТАЕВА отмечает: создание новых механизмов популяризации истории Казахстана представляется крайне важным в связи с обозначившейся трансформацией практик потребления информации.

– На современном этапе развития Казахстана традиционные техники передачи информации уже не справляются с общественным запросом. И оцифровка исторических источников сделает их доступными для каждого желающего, запись самобытного фольклора сохранит его для будущих поколений, а создание интерактивных музеев и технологий дополненной реальности позволит их посетителям в полной мере ощутить сопричастность к прошедшим событиям, – уверена эксперт.

Шепот стал голосом

Политолог Замир КАРАЖАНОВ отмечает, что вопрос истории приобретает в последнее время актуальность, причем не только в Казахстане. Так, согласно прошлогоднему опросу ВЦИОМ, в России 96 процентов граждан выразили уверенность в необходимости изучения и знания истории.

– Казахстан – молодое государство, которое нуждается в строительном материале. Уже давно доказано, что страны с богатой историей и культурой оказываются долгожителями. Второй момент – в Евразии растет интерес к возрождению исторических связей между народами, которые тысячелетия назад проходили через территорию нынешнего Казахстана. Всё это заставляет нас переоценивать прошлое, не подгоняя его под идеологические скрижали, – говорит политолог.

Кстати, последний аспект имеет особое значение в трансформации современного мира.

О том, что кочевой быт – это не признак отсталости народа, а его своеобразие, историки говорили давно. Но говорили шепотом.

Колыбелью современной цивилизации признавалась Европа, потому что там зародилась классовая борьба, противоречие, которое неотвратимо двигало историю человечества к конечной цели – к коммунизму, напоминает эксперт. Древние предки казахов съели свыше 365 000 лошадей

Сегодня же нет идеологии, позволяющей воспринимать историю не как продукт классовой борьбы, а как таковую, не выборочно, а во всем многообразии.

– В этом смысле у нас уникальная история. Археологические раскопки и прежде указывали на то, что на территории Казахстана в прошлом бурлила жизнь, развивались торговля и городская инфраструктура, науки и ремесла. И главное, что мы были частью большой евразийской семьи, вносили вклад в развитие других народов и человечества, – отмечает собеседник “КАРАВАНА”.

Залог успеха

Резюмируя, опрошенные нами эксперты выразили полное согласие с мыслью Президента о том, что сегодня нам как никогда важно по-новому взглянуть на место Великой степи в глобальной истории.

– Новые компоненты общенациональной программы “Рухани жаңғыру” позволят актуализировать многовековое наследие наших предков, сделав его понятным и востребованным в условиях цифровой цивилизации.

Убежден, у народа, который помнит, ценит, гордится своей историей, великое будущее.

Гордость за прошлое, прагматичная оценка настоящего и позитивный взгляд в будущее – вот залог успеха нашей страны, – заключил в статье “Семь граней Великой степи” Нурсултан Назарбаев, и это неоспоримая мысль. Дело – за трансформацией великого наследия на современном этапе.

АСТАНА