Теперь в Казахстане появилась альтернатива такому "правдивому" фильму - коллективное видео.
Толковать столь простое словосочетание, на первый взгляд, кажется совершенно лишним. Коллективное видео - видеопродукт, созданный усилиями коллектива. Но вот понять, каким образом этот самый коллектив будет создавать видеофильм, чем, в принципе, должны заниматься режиссеры и/или журналисты, не так просто. Особенно, когда узнаешь, что "коллективом" избраны члены одинокого поселка где-то на юге Казахстана.
Как выяснилось, коллективное видео (КВ) - способ вовлечения местного сообщества в разработку и создание собственного видеофильма. А сам механизм создания КВ является способом объединения представителей разных профессий для того, чтобы исследовать актуальные проблемы, озвучивать общие заботы или просто проявлять креативность, озвучивая и снимая какие-либо истории, волнующие людей.
Именно такой уникальный для Казахстана проект - обучить население создавать социальные ролики и фильмы, используя технологии КВ, сегодня реализуется в нескольких регионах страны при поддержке Программы малых грантов Глобального экологического фонда Программы развития ООН (ПМГ/ГЭФ).
Эксперты считают, что процесс создания коллективного видео способен придать многим гражданам значительные силы, дать группе людей или целому сообществу возможность предпринимать действенные меры, направленные на решение проблем. А также является чем-то вроде "наглядного пособия" для представителей властей и/или других местных групп и сообществ, своеобразной демонстрацией своих нужд и идей.
"Мы ни в коей мере не вмешиваемся в деятельность журналиста. Мы просто хотим показать, что простые люди могут также информировать общественность о проблемах", - заверил Станислав Ким, национальный координатор ПМГ/ГЭФ в Казахстане. - Кроме того, коллективное видео может стать высокоэффективным инструментом мобилизации уязвимых слоев населения для реализации собственных форм устойчивого развития общества".
Продвижение самой методики КВ началось в прошлом году и осуществлялось в рамках проекта "Усиление потенциала местных сообществ посредством внедрения технологии Коллективное видео". В рамках той же программы при участии британских экспертов была создана команда национальных экспертов по КВ, которые прошли специальное обучение. Как отмечают представители ПМГ/ГЭФ, всего в Казахстане на данный момент подготовлено 10 экспертов из 7 неправительственных организаций от разных регионов Казахстана.
Стоит отметить, что параллельно реализовывался точно такой же проект в соседнем Кыргызстане. Тогда для всех участников проекта было приобретено видеооборудование, которое позволяло производить продукт достаточно высокого качества, пригодный для трансляции на местных и республиканских телеканалах. Стоит отметить, что эксперты из НПО уже провели апробацию технологии в 5 регионах Казахстана, где их жители самостоятельно сняли 7 пилотных фильмов по актуальным для них проблемам.
Но видео - не основное в данном проекте. Как сказал Станислав Ким в своем выступлении, видеоматериал в большей степени - побочный продукт, который поможет наглядно показать то, о чем сказать очень сложно. Такое видео в идеале должно стать приложением к заявке какого-нибудь проекта, социально значимого в регионе.
Подать проект, в котором расписывается то, как в ауле N уже много лет отсутствует, к примеру, культурная жизнь, означает заранее обречь заявку лежать на дне мусорного ведра какой-нибудь богатой благотворительной компании.
Однако даже такая заявка будет рассмотрена пристальнее в случае, если к бумаге приложено видео. На котором дети из аула, вместо того, чтобы участвовать в интеллектуальных шоу на ТВ, смотрят по нему исключительно одну программу вроде "Закат солнца" и слушают развлекательную музыкальную "радио-передачу" в исполнении своей уважаемой бабушки… В 21 веке! И в то же самое время наравне со взрослыми занимаются тяжелым физическим трудом - катают кошмы и пасут скот…Согласитесь, такая запись могла бы заставить прослезиться не одно чиновничье лицо.
Аналогичное видео может стать и свидетельством того, что громкие заявления о "100%-ном подключении всех школ Казахстана к всемирной сети Интернет" так и остались словами. Достаточно пройтись по школам какого-нибудь малого городка и показать состояние их компьютерных (медийных) классов. Таким образом, использование техники КВ для мониторинга государственных и донорских региональных программ позволит оценить эффективность вливаемых и осваиваемых там средств непосредственно "из первых рук" - от жителей тех регионов, где реализуются социальные программы.
"Коллективное видео - один из немногих механизмов, способных инициировать жителей сел самостоятельно заявлять о себе, пытаться поднять и решить проблему, а не ждать, пока о них кто-нибудь вспомнит и решит все за них, - поясняет Станислав Ким. - Именно неумение жителей сел говорить о своих проблемах вслух сильно тормозит развитие всей страны".
По словам эксперта, использование техники создает при этом своеобразный мостик между людьми, нуждающимися в решении их проблем, и теми, кто в состоянии решить их. Он привел "классический вариант" доказательства эффективности коллективного видео. В Великобритании одно время почти каждодневно фиксировали факты поножовщины среди молодежи. Эксперты делали свои выводы и заключения, почему муниципальная программа по борьбе с насилием так и не работает, несмотря на большие финансовые вливания. Тогда было сделано решение дать слово самим подросткам. Оказалось, что предположения экспертов в корне различаются с выводом самих ребят. Это помогло чиновникам подкорректировать саму программу. "Главное - нужно всем понять, что правительство страны всегда заинтересовано в том, чтобы все его проекты максимально эффективно реализовывались", - уверен специалист.
Людмила Петрова, координатор проекта, уверена, что технология коллективного видео имеет будущее для всего Центрально-Азиатского региона. "Именно поэтому в мае этого года казахстанские и кыргызстанские эксперты провели совместную встречу для координации планов совместной деятельности", - комментирует она.
Планируется, что применение КВ-технологии позволит обозначить и довести до исполнительных властных структур видение проблем самим местным населением.
А значит, не только выявить болевые точки регионов, но и наметить пути решения социальных, экологических и других задач.
Фото автора