Сельские и районные акимы работают только после нагоняя от начальства

Эти вопросы приходят на ум всякий раз, когда слышишь о проблемах того или иного населенного пункта. И порой приходишь к выводу: в большинстве своем руководители на местах не хотят или не могут видеть не только серьезные проблемы, но даже самые простые. Так неужели во всем они должны полагаться на начальство “сверху”, дожидаясь спецуказаний? Достаточно привести некоторые примеры в Жамбылской области, чтобы убедиться в беспомощности акимов на местах.

Жамбылская “Швейцария”: много богатств, много проблем

Возьмем, к примеру, Мойынкумский район. Этот огромный район по своей территории превышает площадь Швейцарии. Но местные акимы говорят: лучше уж управлять половиной Швейцарии, чем Мойынкумами. Что скрывать, жамбылские руководители не очень горят желанием возглавить местный акимат.

Оно и понятно: чтобы работать акимом в районе, необходимо жить в отдаленной местности. Каждый день приезжать в Тараз и обратно – из области фантастики. Уж слишком много казенного бензина уходит. Хотя, конечно, были акимы, которые как можно чаще выбирались в город – слишком скучной казалась жизнь в песках и степях.

Оттого, наверное, этот многострадальный район никак не выведут в число успешных. Парадокс – местность эта богата золотом, серебром, медью, углем и другими металлами, химическими элементами и полезными ископаемыми. А вот распорядиться ими грамотно как-то не получается. Единственный успешный проект за последние годы – это Мынаральский цементный завод, и то раскрученный благодаря областным властям и французским инвесторам. А вот районные акимы, кто бы сюда ни пришел, развить аналогичные крупные проекты не в состоянии.

Вот, например, несколько лет назад открыли в районе рыбозавод. Казалось, сам Бог велел – ведь здесь расположен Балхаш, богатый на рыбу. Но предприятие постоянно лихорадит. То судов собственных не хватает, то спроса на продукцию нет, то сказывается нехватка участков для отлова рыбы. Вот и получается: завод то работает, то нет.

Или почему бы не взяться за решение других вопросов? Например, село Мынарал. Здесь давно напрашиваются ремонт сельского клуба, строительство моста через железнодорожные пути на местных станциях, организация мини-центров при школах. В сельской врачебной амбулатории нет машины “скорой помощи”, и даже обычной аптеки в этом селе не найти. Кроме того, плохо с транспортным сообщением. Если у вас нет машины, то выехать отсюда очень тяжело.

А ведь стоило немного поразмыслить, и, оказывается, выход можно найти. Например, после вмешательства областных властей некоторые вопросы сейчас решаются. Строительство аптеки возьмет на себя местный бизнесмен. А областное управление здравоохранения поможет с приобретением машины “скорой помощи”. Жаль, что до этой весны никому и дела не было до этих “мелочей”.

Вот еще примеры. Жители села Шыганак давно хотели бы отремонтировать свои многоквартирные дома. Но местный акимат ничем помочь не может, хотя существуют правила организации кондоминиумов и программа модернизации жилья.

Ну а со следующей проблемой вообще анекдот получился. Несколько месяцев все село жило без уличного освещения. А когда приехали специалисты из области, они были ошарашены: вся проблема заключалась в отсутствии реле для подстанции, стоимость которого составляет всего десять тысяч тенге! Местный аким, похоже, об этом и не знал.

Кроме того, в селе этом до сих пор нет ни одного банкомата, и людям для снятия наличности приходится выезжать за десятки километров. Хотя в то же время областные власти здесь давно уже открыли ЦОН.

Вот еще один неблаговидный факт: в фельдшерско-акушерском пункте поселка Мирный работают всего две медсестры, а ни одного доктора нет. И случись что, жителям придется полагаться на судьбу.

Да и бизнес в районе никак не расправит крылья – открывшиеся кафе или рестораны очень часто закрываются, так как нет ожидавшегося туристического потока…

Красота внешняя, неописуемая

Шуский район также не блещет своими показателями. Крупный железнодорожный узел мог бы позволить развиться и городу Шу, и близлежащим селам. Но пока о расцвете говорить не приходится. Здесь свои “прелести”.

Так, не решается в районе также вопрос выделения земельных участков. В очереди стоят 4 300 граждан, хотя пустой земли в районе – хоть отбавляй! Только вот по закону сначала нужно провести коммуникации к новым массивам. Но районные власти не знают, с чего начать.

Печально, но в селе Толе би по-прежнему нет питьевой воды. Хотя официально водопровод сюда давно провели. Но на самом деле водой никто не пользуется из-за близости канализационных систем, которые на многих участках смешиваются с подземными водами. Решить проблему никто не может. По непонятным причинам также простаивает водопровод в селе Белбасар. А ведь на эти объекты выделялись миллиарды тенге из бюджета.

Зато мимо проходит республиканская трасса, ведущая в Астану. Ее потенциал власти используют довольно своеобразно. Последние поколения районных акимов прославились тем, что после прихода на новую должность начинают прихорашивать одни и те же дороги, причем доходит до абсурда. Пришел один аким – посадил вдоль трассы деревья. Пришел другой – спилил деревья, посадил цветы, уложил бордюры. А третий, наоборот, убирает бордюры и ставит новые архитектурные формы. И все это сопровождается немалым бюджетным финансированием, хотя деньги пригодились бы на решение других социальных проблем.

В погоне за внешней красотой забывается внутреннее содержание. Так, недавно при исследовании ономастической ситуации в районе было обнаружено большое количество недостатков. Например, на здании акимата Бирликского сельского округа не обнаружилось никакого указателя. Грамматические ошибки встречаются в вывесках и на объектах образования, культуры, здравоохранения. Улицы же обозначают довольно просто – “Маметова”, “Аубакиров”.

Впрочем, это цветочки по сравнению с тем, что обнаружила ономастическая комиссия в селе Корагаты Рыскуловского района. Здесь улица Героя Советского Союза Маншук Маметовой была обозначена как улица Маншук МамеДовой. Никто из акимов даже не обнаружил ошибку в этой знаменитой фамилии.

 

Вот так назвали одну из улиц в Рыскуловском районе

То ли еще будет?

Как всегда, приближение очередного отопительного сезона воспринимается с тревогой. В прошлом году были выявлены ужасные условия в учебных заведениях. Так, в средней школе имени Абая в Сарысуском районе в классах была зафиксирована температура воздуха плюс 12 градусов, почти как на улице. Директор объяснил ситуацию нехваткой радиаторов отопления! Не соблюдался температурный режим и в средней школе Карасай Кордайского района. Там также отсутствовали котлы для резервного топлива, не работали вентиляционная установка и измерительные приборы, не было насосов. Но самое главное – на взрывоопасных котельных установках работали практически случайные, необученные люди. Какие фокусы ожидают нас в этот отопительный сезон, никто не знает.

Стоит ли удивляться, что в некоторых районах в прошлом году случались ЧП – взрывы отопительных котлов? В результате школы оставались без тепла.

Странно и то, что некоторые районные учреждения умудрились задолжать поставщикам коммунальных услуг. Хотя, казалось бы, чего проще – посчитать расходы на год или на несколько месяцев вперед? Налицо нехватка финансовой грамотности.

Вот так и живут люди в селах под управлением местных акимов. Большей частью население полагается на приезд какой-нибудь комиссии или большого начальника из области. Которым можно все рассказать, и тогда дела все-таки сдвинутся с мертвой точки.

Жамбылская область