Ее изюминкой стало живое общение зрителя с самыми популярными актерами театра и кино: Асанали АШИМОВЫМ, Бериком АЙТЖАНОВЫМ, Еркебуланом ДАИРОМ, Дарией ЖУСУП...
Международный день музеев планета отмечает начиная с 18 мая 1977 года. Его цель – напомнить обществу о том, что миссия музея вовсе не быть закрытым хранилищем экспонатов, а напротив, держать свои двери открытыми для всех желающих.
Для популяризации храма истории и культуры постоянно придумываются разные изюминки.
Это новые экспозиции, различные выставки работ молодых художников, бесплатные экскурсии для детей и студентов, разнообразные тематические конференции, лекции или фестивали. Традиционной акцией является "Ночь в музее", инициатором которой была Франция. Экспозиции оживляют живая музыка, танцы и прочие элементы, призванные погрузить гостя в антураж эпохи, представленной на той или иной выставке.
Вот и музей театра имени Ауэзова широко распахнул свои двери для всех желающих увидеть его экспонаты, а заодно и вживую пообщаться со своими кумирами.
Правда, здесь День музеев отмечают с небольшой поправкой – 24 мая. Он открылся именно в этот день ровно 51 год назад.
Ныне праздник начался с того, что на сцену выехал поезд из спектакля “Анна Каренина”. Из него высыпали актеры в костюмах своих героев. А далее восхищенные зрители двинулись вслед за ними в огромное фойе. После поздравительных речей мэтров – народного артиста СССР Асанали Ашимова, народных артистов Казахстана – Сабита Оразбаева, Есмухана Обаева и других – актеры закружились в вальсе. А далее прозвучал монолог Абая из одноименного спектакля в исполнении Болата Абдильманова (к счастью, талантливейший актер вернулся в 2014 году в родной театр, откуда уходил в тяжелые 90-е годы). Были показаны документальный фильм об истории создания музея и фрагменты из лучших спектаклей, поставленных в последние годы на местной сцене.
Изюминкой стал показ богатейшей экспозиции театрального музея.
По словам его директора Наргиз Тамабеккызы, когда в конце 20-х годов первый профессиональный казахский театр начинал свою деятельность, цехов по пошиву костюмов и изготовлению бутафории не было, и актеры часто выходили на сцену в том, что дарил народ.
– Поэтому у нас сохранились чапаны, сделанные руками народных мастериц, – говорит она. – Здесь, в этом музее, есть фотографии 1926 года, афиши 40–50-х годов, сценические костюмы легенд казахского театра – Шакена Айманова, Калибека Куанышбаева, Капана Бадырова, Хадиши Букеевой, Идриса Ногайбаева, Шолпан Жандарбековой, Сабиры Майкановой, а также коллекция портретов великих казахских актеров-самородков, написанных кистью их не менее выдающихся современников – Сахи Романова и Гульфайрус Исмаиловой. Среди уникальных экспонатов – групповые фотографии, где некоторые лица замазаны черным. Эти люди были репрессированы в страшном 1937 году.
Нашей визитной карточкой являются сценические костюмы Шакена Айманова и Хадиши Букеевой, например, Петруччио и Катарины из ставшего легендарным спектакля “Укрощение строптивой”, где они блистали вдвоем.
В прошлом году, когда театр отмечал свое 50-летие, молодые актеры стали живыми манекенами для костюмов, в которых они выступали.
По словам Наргиз Тамабеккызы, она всегда очень рада, когда зрители еще до начала спектаклей или во время антрактов, гуляя по театру, поднимаются по широкой лестнице на четвертый этаж, где попадают в историю театра. Асанали АШИМОВ: О культуре и халтуре
– Я всегда говорю: чем хранить ценные экспонаты годами в закрытых от посторонних глаз помещениях и собирать пыль, надо их показывать людям, – продолжает директор музея. – У нас очень богатый архив. Есть, например, фотографии-подлинники начиная с 1926 года, когда была создана театральная труппа во главе с первым казахском драматургом Жуматом Шаниным.
В 2013 году музей был обновлен и реконструирован. Сейчас у нас два зала. В первом собраны экспонаты с 1926 по 1970 год, во втором – с 1979-го по сей день.
Для актеров наш музей – святой уголок, сюда они приходят помолиться перед спектаклем. Говорят, помогает.
Когда в 2016 году Театр имени Ауэзова выехал в Японию с премьерным показом спектакля “Ахико из Актаса”, то гастроли открылись выставкой экспозиции театрального музея. Напомним: эти гастроли состоялись в рамках статьи Президента РК “Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания” и программы “Рухани жаңғыру” (подпрограмма “Современная казахстанская культура в глобальном мире”) при поддержке министерства культуры и спорта РК и посольства Казахстана в Японии.
В стране на сегодняшний день официально зарегистрировано 88 музеев. Цифра вроде бы внушительная. Однако по мировым стандартам, как отмечают специалисты, это мизер.
Сегодня, когда мы много говорим о возрождении духовного наследия, оказывается, что в республике нет ни одного специализированного музея, посвященного народному прикладному искусству или образу жизни народа, хотя в развитых странах они имеются в каждой провинции, где бытовал мало-мальский очаг художественного ремесла.
В Казахстане, к примеру, не мешало бы открыть музей скотоводства. Ведь каждый казах еще в недавнем прошлом (не прошло и ста лет) имел две профессии. Скотовода (знал, как кормить, поить, лечить, ухаживать за скотом) и собственно кочевника (умел ориентироваться в пространстве, предугадывать направление ветров, время атмосферных осадков, знать особенности произрастания растительного покрова, найти воду в безводной пустыне и так далее). Современные ветеринары и зоотехники могли бы многому у них научиться.
АЛМАТЫ