Сектор газа: жители села Кирсаново надеются, что в их земле нет полезных ископаемых

И от их результатов зависит дальнейшая судьба этих мест.

Кирсановский заказник был организован больше 50 лет назад, а 20 лет назад, несмотря на экономический кризис, получил статус видового заказника республиканского значения. Он расположен в пойме реки Урал, занимает свыше 60 тысяч гектаров.

По официальным данным, здесь сложились благоприятные условия для произрастания более 500 видов растений, в том числе таких редких, как дуб обыкновенный, ольха, лещина, бересклет. Животный мир представлен 150 видами.

Заказник был организован с целью охраны и воспроизводства бобров и диких свиней.

За годы своего существования заказник стал одним из самых любимых мест отдыха западноказахстанцев. За грибами и ягодами, а также просто послушать пение птиц, понаблюдать за дикими кабанами и бобрами сюда любили приезжать и стар и млад.

Но вот весной нынешнего года жителей села Кирсаново созвали на общественные слушания, организованные руководством ТОО “Урал Ойл энд Газ”. И хотя объявление об этом важном событии было даже в областных газетах, на слушания пришли не более полусотни сельчан. Остальные, посчитав, что все важные дела в государстве решаются без их участия, просто проигнорировали мероприятие. Между тем вопрос, выставленный на повестку дня, был очень даже серьезным. Речь шла о проведении геологоразведочных работ буквально рядом с селом, на территории, ограниченной рекой Урал и его старым руслом. Эту местность сельчане называют островом.

Присутствовавшие на слушании люди дали добро на проведение геологоразведочных работ. Изначально они исходили из того, что, если рядом с селом найдут нефть, наступят благие времена: будет решен вопрос с трудоустройством, инфраструктура наладится, в село проведут газ.

В случае разработки месторождения сельчане еще понадеялись на то, что их переселят в более благополучные райцентры и даже Уральск. Нефтяная расплата

После общественных слушаний и других согласовательных процедур на острове начались активные движения. Через старое русло реки построен мост для прохождения тяжелой техники, проводятся топографические съемки. И сельские жители начали переживать, а не погубят ли все эти действия природу, не пострадает ли от этого река Урал, которая питает водой всё Приуралье. Да и как можно проводить разведку и добычу нефти на территории государственного заказника? Сейчас сельчане в отчаянии пытаются найти выход для того, чтобы признать результаты майских общественных слушаний недействительными. Они намерены запретить проведение любой разведки, в том числе геологической и сейсмологической, на территории заказника.

Со своей стороны, ТОО “Урал Ойл энд Газ” заявляет, что не планирует проводить добычу газа и газоконденсата на территории Кирсановского заповедника. На Январцевской площади планируются только исследовательские работы с использованием метода сейсморазведки.

При этом первоначально планировалось проведение взрывных работ на глубине 12 метров для выявления запасов нефти и газа. Однако, как отмечают в нефтяной компании, в ходе согласования работ с департаментом экологии было принято решение отказаться от проведения взрывных работ с бурением скважин и ограничиться только использованием щадящих вибрационных устройств, которые оказывают минимальное воздействие на окружающую среду и применяются преимущественно в сложных географических условиях.

В конце сентября состоялось расширенное заседание экспертного совета областного департамента экологии, на котором были детально обсуждены предстоящие работы и вынесено положительное решение по выдаче разрешения на проведение сейсморазведочных работ на Федоровском блоке, где находится Кирсановский заказник.

Разрешение дано с условиями, что ущерб экологии будет минимальным, будет сохранен животный и растительный мир, расчистка лесных дорог будет проводиться аккуратно, с последующей рекультивацией.

Но это только сейсморазведка, от результатов которой зависит очень многое. В случае обнаружения больших запасов нефти и газа ситуация может кардинальным образом измениться. Сельчане надеются, что все-таки здесь ничего ценного не найдут и оставят государственный заказник в покое.

УРАЛЬСК