Это конфликт интересов, который надо снять, считает депутат сената Дарига НАЗАРБАЕВА. На пленарном заседании палаты она предложила СЭР вывести из состава минфина.
– Мой вопрос касается эффективности работы Службы экономических расследований. По последнему отчету Всемирного банка, у нас самые коррумпированные госорганы – это налоговая и таможенная организации. СЭР тоже находится в минфине, как налоговики и таможенники. И мониторинг тоже находится в минфине. Насколько вы считаете, здесь рассматривается вопрос о конфликте интересов? Когда самые коррумпированные ведомства в самом министерстве и плюс сам минфин управляет СЭР. Ему нужно самому себя расследовать, наказывать, делает также и финансовый мониторинг, о работе которого мы за последние годы не знаем и не слышим. Не считаете ли вы, что все-таки эта служба должна быть независима от минфина и других министерств? – обратилась сенатор к министру национальной экономики Тимуру СУЛЕЙМЕНОВУ.
По словам последнего, в такой структуре на самом деле есть конфликт интересов.
Но выводить Службу экономических расследований из подчинения министерства пока нет нужды.
С другой стороны, система налогообложения, взаимодействие бизнеса и государства во всех странах мира самые острые. И здесь же чаще всего происходят коррупционные преступления. Поэтому этой службе проще быть в структуре минфина, в таком взаимодействии все контролирующие органы работают более эффективно.
– Несмотря на то, что мы делаем большую работу по упрощению взаимодействия между ведомствами, когда эта вертикаль подчинена одному министерству, есть доступ к базам данных, к друг другу, возможность обмена информации, оперативных совещаний, (все это) помогает работать более эффективно, – уверен министр. – О выведении (СЭР. – Авт.) из подчинения минфину. У нас есть другое ведомство с похожими функциями, которое подчиняется непосредственно Президенту. Это Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции.
Реорганизация СЭР уже идет, рассказал вице-министр финансов Канат БАЕДИЛОВ. Более того, эта служба выводится из состава комитета госдоходов и будет переподчинена непосредственно главе министерства. То есть он не намерен терять контроль за подразделением, имеющим право проводить следствие.
– Работа КГД – налоговой и таможенной служб... ежедневно тесно работаем, контактируем с населением, с бизнесом. Соответственно, коррупциогенность очень высока. Мы в составе комитета финансов и мониторинга предусмотрели самостоятельное подразделение – управление собственной безопасности. Оно напрямую подчиняется министру и будет отслеживать за тем, чтобы коррупции не было, – пообещал Канат Баедилов. – Думаю, что это даст свои плоды в ближайшие годы.
Летом этого года КГД уже сообщал, что по поручению главы государства премьер-министр дал указание выделить СЭР в самостоятельное ведомство министерства финансов.
Главная цель такой реорганизации – повышение статуса службы и исключение бездействия или непринятия своевременных мер по борьбе с коррупцией в КГД.
Для этого предлагалось назначать на должности высшего начальствующего состава службы кандидатуры согласно перечню, который утверждается Президентом страны, а также расширить права и полномочия сотрудников.
АЛМАТЫ