Сцепив железные зубы

Приятно знать, глядя на муки актера, умирающего в пустыне от жажды, что тебе достаточно выйти на кухню, протянуть руку, и струя воды - пусть не самой вкусной, но воды - хлынет в тот же миг.
Однако эта идиллия "бесконечности в кране" может вскоре остаться лишь в наших воспоминаниях.
По мнению экспертов лондонского Международного института стратегических исследований, вода, становящаяся сегодня международным товаром, вскоре будет тем, чем в прошлом веке была нефть. А Казахстан, между тем, сегодня занимает по водообеспечению одно из последних мест среди стран СНГ…
Дефицит воды, по прогнозам ООН, очень скоро превратится в глобальную проблему человечества. В середине нынешнего века грядет глобальный водный кризис, и главным источником конфликтов станет борьба за водные ресурсы.
Скажете, опять попахивает чем-то из области фантастики? Отнюдь. Уже сейчас порядка 1,2 миллиарда жителей Земли не имеют доступа к чистой питьевой воде. Проблема выходит на передний план не только в глобальном, но и в региональном масштабе: для большинства государств Центральной Азии водообеспечение становится одним из основных стратегических приоритетов.
Вода у нас, конечно, есть - не Сахара, чай. Но вот распоряжаемся мы ею... Мягко говоря, непродуманно. А если честно - как попало. По официальным данным, износ основных фондов водоснабжения республики составляет 70 процентов, а в некоторых городах - больше 80, оборудование насосных станций и очистных сооружений эксплуатируется по 20-30 лет. Водопроводные сети настолько обветшали, что потери воды доходят до 50 процентов. Течет водица по трубам и...уходит в землю, в песок - словом, мимо того самого потребителя, который легким движением руки открывает кран на кухне. А оттуда - тоскливое шипение. Ведь автор ссылался в самом начале этих заметок на ощущения алматинского жителя, а в иных краях нашей отчизны народ давно забыл, что это такое - вода из-под крана. Ходят на речку, набирают в арыках, покупают привозную (если кошелек позволяет). А что делать? Пить-то хочется... Инфекции, болезни? Безусловно.
К примеру, в марте прошлого года в поселке Кенкияк Актюбинской области из-за попадания талых и канализационных вод в систему водоснабжения более 300 жителей - из них 190 детей - заболели острой кишечной инфекцией.
По информации председателя комитета по водным ресурсам министерства сельского хозяйства РК Анатолия Рябцева, около 21 процента населения республики до сих пор пьют воду из нецентрализованных источников, 2,2 пользуются привозной водой и около 1,6 процента используют воду из открытых водоемов.
Поскольку мы сами изрядно потрудились, чтобы хорошенько загадить те самые водоемы (специалисты называют это антропогенным загрязнением), то реанимировать их теперь - задача непростая. Особенно, если учесть, что существующие в стране технологии очистки воды устарели лет эдак на пятьдесят.
По словам г-на Рябцева, самое низкое в республике качество питьевой воды отмечено в Кызылорде. Вообще Аральский регион - самая, пожалуй, болевая точка на водной карте Казахстана. Парадокс в том, что на решение проблемы обеспечения здешнего населения качественной водой деньги есть, и немалые.
Из республиканского бюджета на 2005 год было выделено 842 миллиона тенге, из областного - 419 миллионов.
Вопрос - в их освоении. Такое часто бывает в нашей стране - средства есть, а дело стоит.
Три года назад была запущена отраслевая программа "Питьевые воды", реализация которой, с точки зрения правительства, существенно улучшит положение с водой в регионах республики. В программе предусмотрено, что к 2010 году каждый из 7660 населенных пунктов Казахстана должен быть обеспечен качественной питьевой водой.
Ой ли? Стоимость программы - 115 миллиардов тенге, а с 2002 года освоено всего 33,2 миллиарда . Счетным комитетом РК установлено, что министерство сельского хозяйства, которое является администратором программы, даже не создало координационный совет по ее реализации. Не были разработаны стратегия и генеральная схема водообеспечения республики, отраслевые стандарты, методические указания и инструкции по вопросам водоподготовки, водоподачи и эксплуатации систем водоснабжения.
Ходом реализации программы "Питьевые воды" заинтересовались депутаты парламента. Депутат от Восточно-Казахстанской области, председатель комитета по экономике Вера Сухорукова обратилась с запросом в министерство экономики и бюджетного планирования: "Учитывая обостряющуюся обстановку с обеспечением качественной питьевой водой населенных пунктов Республики Казахстан, что ведет в конечном итоге к ухудшению качества жизни населения, прошу представить информацию об обеспечении финансирования отраслевой программы "Питьевые воды".
Но проблема, повторюсь, вовсе не в финансах, как казалось парламентариям. Ведь даже то, что есть, мы не умеем грамотно использовать. По словам тогдашнего министра сельского хозяйства Серика Умбетова, причины создавшейся ситуации таковы: низкое качество подготовки проектно-сметной документации, несвоевременное освоение выделенных средств, а также проблемы по дальнейшей эксплуатации уже построенных и введенных в действие объектов водоснабжения из-за слабой материально-технической базы местных коммунальных предприятий.
К слову, иностранные инвесторы принимают активное участие в решении наших водных проблем. Япония выделила грант в150 миллионов долларов на обеспечение питьевой водой сельских населенных пунктов Казахстана, большую часть расходов - 16, 5 миллиона долларов - по проекту "Водоснабжение Аральска" взял на себя Кувейтский фонд арабского экономического развития.
За счет инвестиций немецкого банка KFW завершаются работы по водообеспечению г. Казалинска.
Международным банком реконструкции и развития предоставлен грант на проект "Охрана подземных вод и восстановление окружающей среды Усть-Каменогорска".
В прошлом году началась реализация займового проекта Исламского банка развития "Сельское водоснабжение Карагандинской области" и проекта Азиатского банка развития "Водоснабжение и канализация сельских территорий", охватывающего Акмолинскую, Северо-Казахстанскую и Южно-Казахстанскую области.

По этим проектам планируется обеспечить системами питьевого водоснабжения около 300 сельских населенных пунктов. Впечатляющие планы, солидные суммы, красивые отчеты чиновников. А во многих селах, где проложили-таки трубы водовода, они бездействуют, и люди по старинке идут с ведрами к местному полупруду - полуболоту.
По мнению специалистов водного хозяйства, необходим единый уполномоченный орган по регулированию работ в области водоснабжения. Сейчас такового нет, местные власти действуют, как Бог на душу положит или не действуют вовсе. Разработку специального закона о таком органе еще только планируют заложить в отраслевую программу. Меж тем в современных условиях проблема водообеспечения для Казахстана приобретает стратегическое значение.
"Достижение высокого качества жизни для всех казахстанцев - вот, на мой взгляд, главная задача на повестке дня сотрудничества власти и НПО", - сказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на втором Гражданском форуме.
И в числе девяти стратегических направлений совместной работы - вода. По словам президента, к началу второго десятилетия Казахстан должен в целом решить проблему ее доступности - качественной, чистой, питьевой. Это должно стать приоритетным направлением водохозяйственной политики. "Не останется ни одного населенного пункта, использующего воду из открытых водоемов или не соответствующую нормативам", - подчеркнул глава государства.
...На заре журналистской карьеры, автор (тогда еще очень юный и тепличный) был отправлен в командировку на полуостров Мангышлак. Город Шевченко (ныне Актау) поразил не продирающим ветром с песочком, созданным природой не для слабонервных. И не девственностью магазинных прилавков. А…зубами жителей. По ним можно было без труда отличить приезжего человека от местного. Даже молодые горожане улыбались железной вставной челюстью. Постарше и посолиднее имели золотую, но реже.
Это был город железных зубов. "Вода у нас такая", - почему-то виновато развела руками администратор в гостинице. Самым страшным в этой фантастической реальности было то, что люди привыкли жить так. Они не видели ничего противоестественного в том, что уже в подростковом возрасте безвозвратно утрачивают один из самых прекрасных подарков природы.
С тех пор прошло двадцать пять очень разных лет, а мне так и не довелось снова побывать в тех местах. Как вы, актаусцы? Выдерживает ли металлокерамика ядреный химический состав вашей водицы или пасует так же, как родная эмаль?