SCAT: Летай... и молись

Комитет гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана продолжает масштабную проверку деятельности авиакомпании SCAT. Экспертное мнение проверяющие обещают уже скоро довести до общественности. Кроме того, после двух авиационных инцидентов, происшедших в начале апреля, было возбуждено уголовное дело.

Мы уже писали, что сенатор Жабал ЕРГАЛИЕВ направил депутатский запрос на имя Премьер-министра страны с требованием приостановить лицензию авиакомпании, пока идет проверка.

– Впереди сезон отпусков, компания выполняет чартерные рейсы, и казахстанцы должны быть уверены в авиаперевозчике, – объяснил он свою тревогу.

Мы позвонили Жабалу Ергалиеву, попросили прокомментировать ситуацию:

– В авиакатастрофе самолета авиакомпании SCAT под Алматы 29 января прошлого года погибло много моих земляков. Я бываю в Кокшетау, вижу, как страдают родители, дети, жены погибших. И опять 1 и 7 апреля – аварийные ситуации. Два раза за неделю авиакомпания испытывает судьбу пассажиров! Нужно выяснить, почему такое происходит. Безопасность – превыше всего.

Рейс Шымкент – Астана 7 апреля стал настоящим испытанием. Прошло две недели после инцидента, но очевидцы до сих пор вспоминают о том злополучном дне. Пишут в соцсетях, что “Боинг-737” полтора часа кружил в воздухе, вырабатывая топливо, чтобы совершить аварийную посадку: у самолета возникли проблемы с выпуском переднего шасси. На его борту находились 89 пассажиров – кто-то молился, кто-то плакал…

На взлетно-посадочную полосу были экстренно стянуты пожарные машины, кареты скорой помощи. Полотно покрыли специальной пеной, которая препятствует возгоранию. Сотрудники служб экстренного реагирования, видимо, тоже молились, чтобы самолет благополучно сел. Из-за этого инцидента столичный аэропорт более часа не принимал и не отправлял самолеты.

Авиаторы, с которыми мы обсуждали данный инцидент, говорят, что посадить 300-тонную махину на “брюхо”, если не выпустились передние шасси, – целое искусство. А если проблемы с основными шасси, то самолет при посадке может сильно развернуть. Такие примеры в истории авиации имеются. А еще малейшая искра – и самолет может вспыхнуть, как вата.

Ранее, 1 апреля, у “Боинга-757” при посадке в Астане отказала тормозная система левого шасси, в результате чего произошло стирание всех четырех колес. На сайте Комитета гражданской авиации в разделе “Анализ безопасности полетов в гражданской авиации за 2011 год” мы нашли еще один похожий инцидент: 14 сентября при заходе на посадку в аэропорту Алматы на самолете “Боинг-737 (500)” все той же авиакомпании АО SCAT произошло несрабатывание сигнализации выпуска передней стойки шасси. Экипаж ушел на второй круг и выполнил посадку. Как следует из документа, после замены сенсора сигнализации самолет был допущен к дальнейшей эксплуатации. Не тот ли самый “Боинг” “засветился” в последних авиапроисшествиях?

Пассажирам, которым приходится летать самолетами авиакомпании как на местных линиях, так и за рубеж (зарубежные рейсы она выполняет под другой вывеской – Sunday Airlines), хочется знать, почему столько нареканий вызывает работа этой компании – то рейсы задерживают, то оставляют людей без багажа?

– Рейс из города Санья (остров Хайнань) 8 января этого года запомнится надолго, – рассказывает алматинка Светлана. – Мы не могли вылететь более восьми часов. Напряжение росло, но представитель SCAT так и не появился. Уже в полете выяснилось: у нас будет посадка в Урумчи, на дозаправку. Почему об этом авиакомпания не предупреждает заранее?

А группа казахстанцев, летевших чартером из Саньи 14 января, осталась без своего багажа. Как рассказали нам пассажиры – жители Усть-Каменогорска, самолет вылетел на 4 часа позже. Потом была посадка в аэропорту Урумчи. По прибытии борта в Алматы оказалось, что 90 чемоданов остались непонятно где. И опять же к пассажирам так и не вышел представитель авиакомпании.

– К сожалению, у всех, у кого был рейс в Санью и обратно, не было выбора: чартер предлагал только SCAT, – написал на сайт “Каравана” www.caravan.kz один из пассажиров. – Была бы возможность выбрать другую компанию, пусть и с более дорогими билетами, наверное, никто бы не пожалел денег.

Автор Lena тоже вспоминает свой рейс с содроганием:

– Летели из Саньи в Алматы 24 января. Задержка рейса была более пяти часов, без еды и напитков сидели в самолете. Работники SCAT в связи с перегрузом выкинули багаж 20 пассажиров. Нам “посчастливилось” оказаться среди тех 20, свои чемоданы мы получили лишь через несколько дней.

Что интересно, после всех этих инцидентов авиакомпания ни разу официально не объяснила: что же происходит с ее самолетами и рейсами? Журналистам за комментариями приходится дозваниваться в головной офис компании – в Шымкент. А вопросов много. Например, почему компания, продавая билеты на чартерные рейсы, не предупреждает пассажиров о возможных посадках на дозаправку?

– 7 марта мы летели из Паттайи в Алматы. Когда уже садились в самолет, стюарды “обрадовали”: будет посадка на дозаправку в Пакистане, – рассказывает алматинка Алия. – У всех был шок! Мы же покупали билеты на прямой рейс Алматы – Утапао (Паттайя) – Алматы. Это обман потребителя!

Мы обеими руками за развитие отечественной авиации. Пусть будет больше авиакомпаний, чтобы у людей был выбор – а они однозначно сделают его в пользу надежности и безопасности. Может, тогда и авиабизнесмены начнут беспокоиться о качестве обслуживания?

Алматы