Санкции против России пошли Казахстану на пользу – экономисты

Не для кого не секрет, что Россия и Казахстан очень хорошо связаны в экономическом плане, поэтому введение санкций против России и последующий её ответ в виде продовольственного эмбарго в свое время вызвал немало споров и обсуждений на тему того, могут ли они повлиять на казахстанскую экономику.

Сейчас прошло уже ровно три года с тех неоднозначных событий. Но значимых изменений так и не произошло. Например, совсем недавно Россия продлила ответные санкции против Запада вплоть до конца 2018 года. А это значит, что обстановка изменится совсем не скоро.

Корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с казахстанскими экономистами на тему того, как российское продуктовое эмбарго могло повлиять на казахстанскую экономику и повлияло ли вообще, а также узнал, чего ждать после 2018 года.

Сергей СМИРНОВ, экономист

- С введения продовольственного эмбарго прошло три года, как в данный момент можно оценить его влияние на Казахстан?

- Нельзя сказать, что эмбарго могло оказать серьезное влияние на Казахстан. Есть несколько положительных моментов, например, частично европейские продукты, на которые были запреты, начали проходить через Казахстан. Так что тут мы даже немного выиграли.

Плюс казахстанские поставки стали расти. Животноводческий сектор показал рост.

- Все санкции продлили вплоть до 2018 года, но чего ждать после? Как отмена продовольственного эмбарго скажется на Казахстане?

- Отмены эмбарго ждать не стоит, ведь даже сами российские производители просят его оставить. Ну и пока наши поставки идут, они ведь тоже завоевывают рынок. Поэтому даже если санкции отменят, то казахстанская продукция займет свой сегмент на российском рынке и её вряд ли можно будет оттуда вытеснить.

Из проигравших здесь только Европа, а Казахстан и Россия останутся в плюсе, так как все эти санкции стимулируют рост собственного производства.

Магбат СПАНОВ, экономист

- С введения продовольственного эмбарго прошло три года, как в данный момент можно оценить его влияние на Казахстан?

- Да, российская и казахстанская экономика довольно сильно взаимосвязаны, но все это не могло сильно повлиять на Казахстан. Единственное, что очень расстраивает, так это то, что мы не использовали шанс, который был нам дан. Лично я рассчитывал на то, что мы этим эмбарго воспользуемся. Но если смотреть, то экспорта у нас по сельскому хозяйству особо не было, так и сейчас нет.

Проблема в том, что у нас с Россией довольно схожие климатические условия, поэтому основной экспорт – это зерно и в какой-то мере продукты животноводства. Но как такового роста в этих областях не было. Это лично мое мнение.

В какой-то момент европейские поставщики использовали Белоруссию и Казахстан, больше, конечно, Белоруссию, для того, чтобы обойти эмбарго и поставлять через эти страны запрещенные к ввозу продукты. После этого Белоруссия стала основным поставщиком морской, цитрусовой и прочей продукции. За этим было достаточно любопытно смотреть. Но это больше белорусская история, а не казахстанская. Все-таки Европа намного ближе к Белоруссии, а не к Казахстану и поэтому через нашу страну намного дороже реэкспортировать продукцию. В связи с этим особо такого движения не было.

- Все санкции продлили вплоть до 2018 года, есть ли у нас возможность все-таки воспользоваться этим шансом? Или рынок занят и уже поздно?

- Нет, рынок особо не занят. Но если так смотреть, то наше зерно им особо не нужно. Единственное, что мы можем развивать, так это животноводство. Включая даже свинину, хоть мы и мусульманская страна, но раньше у нас же были свинофермы. Поэтому ничего такого в этом нет, можно развивать.