17-й в мире и единственный в СНГ подвесной мост является гордостью областного центра области Абай – Семея, да и всей страны в целом. Ведь это 17-я в мире и единственная в СНГ подобная переправа. 750-метровый мост с 90-метровыми пилонами был сдан в октябре 2000 года. Для его возведения в прииртышском городе Японией был выделен кредит в сумме 22,1 млрд. иен ($ 157,7 млн.). Да и само строительство велось японской компанией «IHI». Помимо этого, возведение моста потребовало и других расходов. К примеру, из зоны строительства подмостовых развязок и автомагистралей было снесено 743 частных домов, собственникам которых предоставлялось жилье. Для этого было построено 14 многоквартирных жилых домов.
Словом, в строительство моста были вложены колоссальные средства. Но вот в его дальнейшее существование – нет. Все эти годы переправа ни разу не знала полноценного ремонта, кроме латания дыр в асфальте. Дело дошло до того, что в 2007 году японская сторона, возводившая эту переправу в Семее, выразила протест по поводу подобного отношения к сложному инженерному сооружению. Специалисты обнаружили значительное ухудшение дорожного покрытия, созданного по уникальной технологии, аналогов которой нет в Казахстане. Затем были долгие споры, республиканская, областная или городская казна должна платить за содержание моста. В 2020 году тогдашнее руководство региона лелеяло мечту присвоить мосту какое-нибудь имя. Проект по наименованию переправы так и не воплотился, зато выделили деньги на содержание моста, но их тотальная нехватка привела к коррозии металлических конструкций, неисправности лифтов, электрооборудования и электрических сетей.
С 2020 года велись активные разговоры о том, что подвесной мост через Иртыш давно пора приводить в порядок. И только после создания новой области Абай дело реально сдвинулось с мертвой точки. Летом 2022 года японские специалисты начали тщательное техническое обследование. На этой неделе оглашены его результаты. Представители компании ITOCHU представили главе области Абай итоги так называемой дефектовки основных и несущих конструкций, составили перечень необходимых работ для капитального ремонта.
Помимо этого в перечне предстоящих работ замена стыков на стороне опоры и установка защитных ограждений.
«То, что требуется сделать, определено. В ближайшее время будет решен вопрос создания консорциума с японской стороной для разработки проектно-сметной документации, на основании которой и будет проведен капитальный ремонт подвесного моста в Семее», - подчеркнул аким области Абай Нурлан Уранхаев.