А был ли лётчик?
Первый раз в казахстанских степях самолёт рухнул летом 1919 года. Это произошло на территории нынешней Актюбинской области, недалеко от посёлка Уил. В то время на западе Казахстана шли ожесточенные бои с белогвардейцами, и английский самолёт совершал боевой налёт на Уильское укрепление. Об этом факте доподлинно известно, что пилот погиб, а машину удалось починить и отдать Красной армии, сообщает медиа-портал Caravan.kz.
Первая гражданская авиакатастрофа произошла в 1931-м. Тогда в Алма-Ату прилетел первый самолёт. Аэродром в столице Казахской АССР ещё не построили, но лётчик решил, что сесть в степи будет нетрудно. Планам помешали могильники и курганы. Пилот не нашёл ровной линии для посадки, а пока он кружил над степью в поисках нужной площадки, горючее кончилось и ветер отнёс лёгкий самолётик на горы.
По легенде самолёт упал на Коктобе, но критики эта версия не выдерживает.
Уже через год проблему с посадкой решили, расчистив в степи место для посадочной полосы. С этого примитивного аэродрома стали осуществляться регулярные рейсы в Джаркент, Балхаш и Семипалатинск.
Любопытно, но официальных документов, касающихся первых казахстанских авиакатастроф, немного, и о первых крушениях известно в основном из очерков краеведов, которые в свою очередь записывали воспоминания очевидцев. Поэтому не исключены неточности, а то и домыслы. Например, краеведы утверждают, будто фамилия первого погибшего в Казахстане лётчика была Веригин. Но этому нет никаких документальных подтверждений.
Партия сказала: «Надо!»
Первая же официально задокументированная казахстанская авиакатастрофа с многочисленными жертвами произошла 26 декабря 1941 года. Тогда погибло 26 человек из 34, находившихся на борту.
Трагедия случилась в 16 километрах от Алма-Аты. Две бригады ЦК КПСС должны были срочно посетить Кустанай и несколько городов в Акмолинской области, чтобы проверить, как идёт ход оборонных работ. Для этого партийцам был выделен самый большой на то время самолёт Г-2. Распоряжение о командировке поступило из Москвы от самого Иосифа Сталина, поэтому рейс собирали спешно. Так вышло, что опытного второго пилота не нашлось, поэтому за штурвал посадили новичка, который ни разу не летал без инструктора. Времени на дозаправку где-то по пути не было, поэтому в баки залили на целую тонну больше горючего, из-за чего возник недопустимый перевес воздушного судна. Плюс ко всему день выдался туманным, а начальник аэропорта не осмелился перечить партийным начальникам и разрешил взлёт. Его же потом и сделали виноватым во всём.
Перегруженный самолёт не смог подняться выше, чем на 150 метров. В один момент он едва не приземлился, но пилот сделал ошибочный манёвр, пытаясь поднять судно. Это обернулось катастрофой. Самолёт завалился на левый бок, ударился крылом о землю, отчего загорелось горючее. Выжить удалось лишь тем, кто сидел в хвосте. От удара 8 человек вылетели из салона, отделавшись только травмами. Остальные пассажиры и два пилота сгорели заживо. Богатства Иосифа: был ли Сталин таким аскетом, как его рисовала советская пропаганда
Не летайте самолётами «Аэрофлота»
Первое в истории Казахстана крушение пассажирского самолёта с регулярными рейсами произошло 30 июля 1950 года под Карагандой. Тогда покупка билетов на самолёт становилась привычным явлением. Рейс Караганда – Алма-Ата компании «Аэрофлот» был запланирован на раннее утро. Небо было ясным, погода - хорошей, а сам самолёт всего три дня назад прошёл регламентное техобслуживание, и ничего не предвещало беды. Наверное, это и сыграло роковую роль при катастрофе. Экипаж заметил, что левый двигатель ИЛ-12 немного барахлит, но не придал этому значения и не сообщил о неполадке, как это следовало по инструкции. Пилоты решили, что неисправности в только что отремонтированном и тщательно проверенном самолёте быть не может.
При взлете левый двигатель отказал, а хвост стало кренить. Пилоты сообщили о нештатной ситуации авиадиспетчеру, и из аэропорта поступило распоряжение возвращаться. Но судно стало бросать из стороны в сторону. Оно стало практически неуправляемым. Самолёт стало заносить в сторону элеватора, и пилот попытался резко развернуться. От этого маневра самолёт совсем потерял управление, перешёл в штопор и под резким углом врезался в землю. Все 19 пассажиров и 6 членов экипажа погибли.
Причины отказа двигателя и сбоя оборудования так и остались неизвестными. Следствие показало, что пилоты действовали правильно, не считая игнорирования неполадки на земле. Виноватым сделали диспетчера, который забыл предупредить об элеваторе.
По странному стечению обстоятельств причины отказа двигателя и заноса хвоста даже не расследовались. Будто бы кто-то хотел скрыть халатность ремонтной бригады или даже авиазавода «Знамя Труда», где был сделан самолёт. Судно было выпущено всего за полтора года до трагедии. Кстати, за всю историю авиации разбилось 55 самолётов ИЛ-12. В подавляющем большинстве случаев причиной крушения был отказ двигателей или внезапная потеря управления.
Так 5 декабря 1954 года под Алма-Атой снова отказал двигатель у ИЛ-12, и опять самолёт потерял управление при посадке. Более того, отказала система радиосвязи и ещё не получилось выпустить шасси. Тогда при катастрофе погибла стюардесса, а 6 человек поступили в больницы с тяжёлыми травмами. Большего количества жертв удалось избежать только благодаря мастерству пилота.
Пиши с неба про погоду
Первым случаем авиакатастрофы пассажирского регулярного рейса из-за халатности наземных служб стало крушение ИЛ-14 над Актюбинской областью. 7 сентября 1958 года самолёт следовал из Фрунзе (Бишкека) в Москву. Судно было исправно, пилот опытен, но наблюдатель метеостанции Новоалексеевка, что в Актюбинской области, почему-то не сообщил, что в его районе бушует сильная гроза.
По злой иронии судьбы самолёт в тот момент находился на дозаправке в аэропорту Актюбинска, и пилот трижды уточнил, всё ли в порядке с погодой, потому что небо было в тяжёлых тучах, а опытный лётчик точно знал, что такое бывает, если рядом бушует гроза. На запрос метеоролог ответил, что над областью небо чистое, лишь моросит небольшой дождик, да и то далеко от маршрута.
Самолёт пролетел только 50 километров, как в него попала молния. Разряд электричества парализовал экипаж и пассажиров. Они даже не успели передать сигнал бедствия. Хотя шансов посадить самолёт не было. Электрический разряд пережег проводку и вывел из строя многие важные узлы. Кремлёвские больные. Какими болезнями страдали советские вожди
Ил-14 взорвался от удара о землю, и его обломки раскидало на полкилометра. 22 пассажира и 7 членов экипажа погибли.
Метеорологи понесли самое строгое наказание, но горький урок так и не был усвоен.
В ночь на 4 января 1965-го под Алма-Атой разбился Ил-18, совершающий рейс Москва - Алма-Ата. В результате трагедии погибло 64 человека и ещё 17 получили тяжёлые травмы.
Расследование показало, что диспетчеры разрешили посадку, несмотря на густой туман над аэродромом.
Год спустя, 22 ноября 1966-го, из-за капризов погоды погибли три человека на рейсе Алма-Ата - Омск. Диспетчер разрешил взлёт, несмотря на то, что на взлетной полосе лежали сугробы. В результате влага попала в двигатели, и самолёт вынесло за пределы аэродрома.
Стреляли?
Самая загадочная авиакатастрофа пассажирского самолёта произошла 11 мая 1973 года под Семипалатинском. Самолёт ИЛ-18 совершал рейс из Баку в Ташкент. На борту находилось 55 человек и 8 членов экипажа.
По данным бортового самописца, полёт шёл в штатном режиме, оборудование было исправно, но в одну секунду всё отключилось, и судно стало падать. Члены экипажа оборвали разговор на полуслове. Через 38 секунд самолёт рухнул на землю в 84 километрах от Семипалатинска и полностью разрушился. Чёрная сторона космонавтики. Сколько жизней унесло покорение небес
Прибывшая на место экспертиза обнаружила два странных отверстия на остатках корпуса. Такие обычно бывают при попадании снаряда. Роковой маршрут пролегал над воинскими частями 41524 и 54836. Первой же версией причин катастрофы было попадание снаряда при учебных стрельбах, но обе воинские части прислали ответ, что в эти дни никаких стрельб не проходило, как и не было запусков метеозондов и других летательных аппартатов. Которые теоретически могли стать причиной столкновения. По другой версии, гражданский борт мог перевозить боеприпасы, но, как показала экспертиза, корпус был пробит некими цилиндрическими предметами не изнутри, а снаружи.
Обстоятельства крушения до сих пор не выяснены.
Любопытно, что всего тремя месяцами ранее похожее отверстие было обнаружено на самолёте ЯК-40. 28 февраля он следовал из Семипалатинска в Караганду, и его маршрут пролегал над теми же воинскими частями. При крушении погибло 29 пассажиров и 3 члена экипажа. По официальному заключению, причиной стало неисправность стабилизатора. Объяснение было довольно странным, потому что неисправность стабилизатора может дать погрешность всего на несколько градусов, что для опытного пилота не проблема. Кроме того, очевидцы трагедии утверждали, будто перед падением к самолёту летели какие-то огоньки.
Отверстие находилось на лобовом стекле и теоретически могло появиться уже после падения. Например, от срикошетившего камня или какой-то другой детали самолета, выброшенной при сильном взрыве. По этим причинам версию с обстрелом самолёта тогда даже не рассматривали, а вспомнили о ней после трагедии с ИЛ-18.
Роковой отпуск
Крупнейшая авиакатастрофа на территории Казахстана произошла в ночь на 8 июля 1980 года под Алма-Атой. Лайнер ТУ-154 следовал из южной столицы в крымский Симферополь. Рейс проходил в сезон отпусков. Поэтому на борту находились 156 пассажиров, в том числе 30 детей, которых родители везли отдохнуть на пляжах Чёрного моря. Но мечтам о крымском солнышке сбыться было не суждено. Самолёт рухнул через две минуты после взлёта.
По официальной версии, причиной крушения стало внезапное атмосферное возмущение. Другими словами, по непонятным причинам резко подул сильный ветер, и самолёт накренился, а выровнять его пилоты не успели.
В результате самолёт ударился о землю, но ещё трижды поднимался в воздух, пока не упал в овраг. От удара лайнер разломился, и средняя часть с крыльями опять взлетела и врезалась в горный склон. Носовая часть врезалась в жилые дома по улице Федосеевой, но, к счастью, от удара никто не погиб, только три человека получили травмы. А вот на борту не уцелел никто. Катастрофа унесла жизни 166 человек.
Этой трагедии была посвящена песня «Из Алма-Аты» группы «Ногу свело». Но после того, как солиста стали обвинять в циничном глумлении над памятью погибших, Макс Покровский отвечал, что шлягер не имеет никакого отношения к катастрофе 1980-го.
В сезон отпусков увеличивается количество рейсов, а значит, вырастает и психологическая нагрузка на экипаж и на диспетчерские службы.
30 августа 1983 года наземные службы от усталости одновременно разрешили посадку ТУ-134 и ИЛ-62. Посадка проходила в 11 вечера, то есть уже в темноте, и пилоты могли ориентироваться только на приборы
Диспетчер, поняв, что натворил, попытался экстренно исправить ситуацию и связался с ИЛ-62. В это время ТУ-134 не имел связи с землей, что и закончилось трагедией. ИЛ-62 удалось посадить без происшествий, а пилот ТУ-134 остался без помощи и попытался действовать самостоятельно. При попытке сесть сработала аварийная система сближения с землей, летчик попытался набрать высоту, но вместо этого самолёт врезался в гору Долан.
В катастрофе погибли 83 пассажира рейса Казань - Алма-Ата и 7 членов экипажа.