Самые дорогие поезда в стране "Тальго" не гарантируют скорость, безопасность и комфорт

Купе с соседями как источник риска

На малую родину – в Петропавловск – я езжу регулярно на протяжении 8 лет. Сначала это был поезд “Алматы – Петропавловск”: ветхие вагоны, сырая постель, перманентно грязные туалеты. Потом запустили “Петропавловск – Кызылорда”, в котором плацкартные вагоны оказались чище и новее купейных. Но это в студенчестве тебя не особо смущают свисающие руки-ноги соседей вкупе с амбре самого широкого спектра – от копченой курицы до несвежих носков. В зрелом возрасте ехать в старых отечественных поездах – то еще удовольствие.

Поэтому, как только на рельсы встали “испанцы”, я перешла на них: вместо привычных 9 часов они доставляют до точки назначения за 6. Стоимость проезда в “Тальго”, правда, равнозначна цене билета на самолет в том же направлении – 10–11 тысяч тенге, но, во-первых, самолеты к нам летают не каждый день, а во-вторых, после нескольких трагедий в небе опасаешься садиться в крылатые “тазики”.


Фото туалета поезда Нур-Султан – Туркестан
 

Но, как оказалось, опасно может быть и в поезде. Недавно я возвращалась в столицу из родного города на “Тальго”. На станции Петропавловск в мое купе сел мужчина – словоохотливый и назойливый пассажир с запоминающейся внешностью, который не особо выбирал слова для разговора. Просьбу не материться проигнорировал.

Вскоре я отправилась на боковую, а шумный сосед – в вагон-ресторан, где принял на грудь. По возвращении попытался заговорить со мной. Не услышав ответа, всё равно продолжил диалог (очевидно, сам с собой). Потом мужчина кому-то рассказывал по телефону, что курил в туалете… анашу.

За то время, что я ехала с ним, ни один проводник не зашел с вопросом, всё ли в порядке. На станции Кокшетау в наше купе сел молодой человек, на которого и переключил внимание странный пассажир. Мысленно посочувствовав соседям этого пассажира, ехавшего в Алматы, я сошла с поезда в столице.

А с 10 октября ҚТЖ запустил продажу билетов в женские вагоны поездов по 2 направлениям: Алматы – Оскемен и Алматы – Мангистау. При спросе проект распространят на другие маршруты. А спрос наверняка будет. Особенно после того резонансного случая, когда в “Тальго” 2 проводника изнасиловали пассажирку.

Сорванные встречи и потерянные нервы

Внешне женские вагоны не отличаются от обычных, стоимость билетов в них стандартная. К слову, о ценах.

На “Тальго” билеты дорожают ближе к дате отправления поезда с конечной станции.

Когда в конце прошлого года гендиректор АО “Пассажирские перевозки”, входящего в ҚТЖ, Питер ШТУРМ проводил пресс-конференцию, я спросила: почему бы не снизить стоимость билетов, ведь вагоны ходят полупустыми – сама многократно наблюдала, как на весь вагон “Тальго” 3–4 пассажира максимум. И людям благо бы сделали, и вагоны заполнили бы. На что г-н Штурм сообщил, что это якобы международная практика, и цена на билеты не может снижаться накануне отправления поезда.


Там же – Нур-Султан – Туркестан

Жаль, что из этой же международной практики казахстанские перевозчики не взяли лучшие стандарты. Клиентоориентированность, скорость и повышенный комфорт, например. Ведь, покупая билеты за 10 тысяч тенге, ты надеешься приобрести и эти составляющие. Но по факту становишься заложником возникающих задержек “Тальго”. Минимум – 15 минут, максимум – до нескольких часов.

При опоздании поезда не припоминаю случаев, чтобы тебя оповещали соответствующие службы и системы, хотя ты указываешь номер своего мобильного на случай подобных форс-мажоров. Дозвониться до справочной ж/д вокзала просто нереально, мне не удавалось: по городскому номеру вас просят перезвонить по номеру “105” с тарификацией 112 тенге за минуту. Пока выслушаете всю информацию, связь может неожиданно оборваться.

Кстати, про задержки: одно из многочисленных поздних прибытий “Тальго” в столицу стоило мне пропуска записи на прием к врачу в другом городе. Отмена важных встреч, нервотрепка, томительное ожидание на вокзалах. А если пассажир болен? На все эти резонные вопросы гендир “Пассажирских перевозок” пообещал, что задержек “Тальго” отныне не будет.

– Мы активно работали над этим вопросом и достигли высокого показателя по пунктуальности. А предыдущие задержки были связаны со строительными работами на карагандинском участке. Сейчас поезда курсируют в нормальном режиме. Если будет задержка, позвоните и сообщите мне, – сказал Питер Штурм и передал визитку. Почему в КТЖ к людям относятся хуже, чем к скотине?

“Тальго”, на которых мне приходилось путешествовать, после того разговора опаздывали вновь и вновь… Не знаю, пользуется ли начальник казахстанских "Пассажирских перевозок" нашими поездами. Но на родине Питера, в Германии, общественный транспорт прибывает точно по расписанию (вот она, немецкая пунктуальность!), а редкие форс-мажоры в виде задержек лишь подтверждают правило. Почему бы вам не внедрить такие же стандарты качества и не требовать их строгого соблюдения в стране, где вы работаете уже больше года, г-н Штурм?

В случае, если поезд все-таки опоздает, пассажирам в Европе выплачивают компенсацию за каждый час опоздания. Такие же нормы предусмотрены и в Казахстане, но много ли вы знаете людей, стремглав несущихся к дежурному по вокзалу в пункте прибытия, чтобы поставить отметку на билете и после ждать возврата денег?

А где стаканы и бумага?

На той же встрече глава “Пассажирских перевозок” заявил, что по новому стандарту уборка вагонов проводится 3 раза в день, в санузлах – до 12 раз в сутки. Вкупе со стандартными средствами применяются парогенераторы, которые удаляют грязь из труднодоступных мест и обеззараживают поверхности, что особенно важно в условиях пандемии.


Тут нечего сказать – всё видно. Поезд Нур-Султан – Туркестан – это позор ҚТЖ

Не надо парогенераторов, г-н Штурм, добейтесь хотя бы элементарной чистоты в вагонах, в том числе в “Тальго”!

Мусор после пассажиров (обертки на полу и на постели, пустые бутылки) не всегда убирают, в туалетах периодически не бывает мыла и бумажных полотенец, иногда нет туалетной бумаги, а на полу – мокро.

Недавняя поездка запомнилась мне и по другим причинам: после нее я простыла. В вагоне с момента отправления поезда было очень холодно, на просьбы увеличить подачу тепла проводник сделал это, но одна из женщин потребовала выключить его. При этом в других вагонах была комфортная температура.

В поезде отсутствовали стаканчики для воды, в момент посадки в 3 часа дня и до вечера они так и не появились ни в моем вагоне, ни в соседних, пока я не возмутилась. Проводник, который принес стакан прямо в купе, сообщил, что закупленный объем уже закончился, и новую одноразовую посуду они якобы приобретают за свой счет (при официальной зарплате, по их словам, в 150 тысяч тенге).


Питьевая вода в Тальго есть, а стаканов – нет

Деньги не вернем

На днях я получила письмо, нет, не счастья, а подтверждение тому, что у ҚТЖ в приоритете не интересы пассажиров, а выгода. Я напрямую обратилась к Питеру Штурму, не получив ответа от нижестоящих служб.

В конце июля вместе с мамой мы должны были выехать из Петропавловска в столицу, далее нас ждал Иссык-Куль. В день выезда, за час до отправления поезда, пришел мой положительный тест на COVID-19. Разумеется, мы остались дома. Я прошла 14-дневный карантин. После проходила длительное лечение.

В службу по возврату билетов ҚТЖ через чат я обратилась на третий день, приложив все документы и справку с ПЦР. На что мне сообщили, что я должна была отправить сюда удостоверение личности, проездной документ и статус по “Ашык” на 31 июля, в день отправки поезда. В этом случае мне сделали бы возврат мест, а деньги я могла получить в течение 6 месяцев.

Ничего, что я в тот день не выходила не то что на вокзал, даже на улицу, проявляя сознательность и не подвергая риску окружающих, приложением “Ашык” не пользовалась, а в здания ранее заходила через QR-код банковского приложения?

Начав искать информацию по возврату средств за неиспользованные билеты в Интернете, я узнала, что даже при положительном решении пассажиру возвращают только половину стоимости (в нашем случае билеты стоили 20 тысяч тенге за двоих).

Но, как сообщил замгендира по маркетингу и продажам АО “Пассажирские перевозки” Антон САБОЛЕВСКИЙ, мне не вернут ни тенге за неиспользованные билеты. Причина – я не воспользовалась своим правом на возврат проездного документа своевременно. Тот факт, что я заболела коронавирусом и при первой же возможности (на третий день, напомню) обратилась в службу ҚТЖ по возврату билетов, компания не учла.

После многолетнего собственного негативного опыта и опыта других пассажиров как насмешка звучат прописанные в стратегии развития ҚТЖ слова о том, что миссия компании – удовлетворение возрастающей потребности населения в безопасных, доступных и качественных железнодорожных пассажирских перевозках.

Неразбериха с вокзалами

Если возвращать деньги клиентам в ҚТЖ не торопятся, то удерживать их (деньги) научились оперативно. Недавно жительница Алматы рассказала о злоключениях своей семьи с вокзалами и билетами в столице.

Вместе с мужем и сыном Юлия отправилась в Боровое через Нур-Султан. Прибыли гости на новый вокзал “Нурлы жол” и даже не догадывались, что уезжать нужно будет со старого ж/д вокзала.

– На обратном пути мы приехали за полчаса до отхода поезда не на тот вокзал. Мы просто решили, что, раз мы приехали из Алматы на новый вокзал, то и уезжать должны с него же. Кстати, мы были третьими в очереди, кто срочно сдавал билеты и покупал новые по той же причине. Ну хоть не такими идиотами себя почувствовали. А заодно поняли, что бизнес с вокзалами и удержанием 30 процентов от стоимости билетов в столице процветает: билетерши по секрету сказали, что в день у них человек по 10 ловится на этот фокус, и билеты поменяли быстро, видно было, что процесс налажен, – рассказала Юлия.

И если семья Юлии, получив изрядную дозу стресса, все-таки успела домчаться к отходу поезда – а расстояние между “Нурлы жол” и старым ж/д вокзалом – 17 километров, то как быть пожилым или лицам с особыми потребностями? Кто-то может указать на невнимательность самих пассажиров – мол, надо уточнять в кассах. А если там очереди? В справочную, как я уже говорила, дозвониться – как до Смольного. Неужели нельзя добавить в билет строку с уточнениями – старый или новый вокзал нужен пассажиру?

Время – местное

От путаницы, но уже со временем, пострадал другой пассажир ҚТЖ – Алмас ТЕМИР.

– Непонятная логика ҚТЖ. Ездили на “Тальго” в Уральск впервые. Оказывается, в Уральске с Нур-Султаном разница во времени 1 час. Прибытие в Уральск на вокзал было по местному времени и соответствовало времени в билете. На следующий день обратно уезжали в столицу, ну и, соответственно, подумали, что отправление тоже будет по местному времени, и купили билет чуть больше, чем за час до отправления, на сайте bilet.railways.kz.


Время отправления из Уральска указано столичное

Когда прибыли на вокзал, оказалось, что поезд уже ушел, потому что отправляется он по времени Нур-Султана! То есть мы опоздали на целый час и билет купили за 14 минут до отправления!

Почему ҚТЖ специально так делает, чтобы сбить с толку пассажиров? В билете время прибытия и отправления должно быть по местному времени!

Мы не одни стояли на вокзале, кто опоздал на этот поезд. Местные таксисты об этом прекрасно знают и предлагают догнать поезд в Актобе. Связался с контактом на сайте по возврату билета, где мне сообщили: “Деньги не вернем”. По какому времени отправляется и прибывает поезд, в билете указано мелким шрифтом снизу, и то – невнятно. 20 тысяч тенге на ветер, – возмущен пассажир.

А на прошлой неделе на старом ж/д вокзале в очередной раз образовалось столпотворение. Все поезда в понедельник задерживались, точного времени отправления и причину в справочной не сообщали. Лишь спустя несколько часов пресс-служба ҚТЖ проинформировала, что причиной задержки стал ремонт на железнодорожных путях.

Так что в плане своевременности вы бы с себя начали, ҚТЖ: в части оповещения пассажиров, смены устаревших составов и обеспечения безопасности. Или ждете очередной трагедии?..

P.S.

Когда материал уже верстался, мне на личный мобильный позвонил проводник вагона, о котором я писала выше. Извинившись за ту поездку, он попросил написать заявление о том, что я не имею к нему претензий. Начал жаловаться, что его накажут, вычтут деньги из зарплаты, лишат премии, а у него кредиты и он – единственный кормилец в семье.

На вопрос, откуда у него мой номер телефона, ответил, что руководство спустило жалобу. То есть, вместо того, чтобы решить озвученные в моей жалобе вопросы: закупить стаканы, следить за комфортной температурой и безопасностью пассажиров (кстати, я ни разу не видела в "Тальго" полицейских), провести дополнительный инструктаж с персоналом, ҚТЖ намеревается наказать проводника и попутно незаконно распространяет персональные данные пассажира?..

НУР-СУЛТАН