В вопросе разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.
"Много вопросов вызывает деятельность финансовых институтов. Например, НУХ "Байтерек" является ключевым институтом правительства по финансированию проектов, соответствующих национальным приоритетам и политике. Холдинг осуществляет деятельность по трем направлениям: поддержка предпринимательства, развитие АПК, обеспечение жильем. В его состав входят восемь дочерних организаций, такие как Банк развития Казахстана, Фонд развития промышленности, Фонд "Даму", Аграрная кредитная корпорация, Экспортно-кредитное агентство, Отбасы Банк и несколько других. При этом бюджетные средства изначально выделяются холдингу «Байтерек», затем направляются в БРК, ФРП, Аграрную кредитную корпорацию, Фонд "Даму" для последующего финансирования проектов. И у нас возникает вполне резонный вопрос: для чего нужна такая длинная цепочка финансирования, когда можно напрямую через уполномоченные госорганы направлять средства?" – задалась вопросом сенатор Ляззат Рысбекова в ходе очередного заседания ведомства.
Тем более что, по ее словам, «вопросы о том, каковы итоги реализации профинансированных проектов, какого результата достигли, каков социально-экономический эффект – даже не стоят в повестке дня отечественных финансовых институтов».
"Так, согласно данным холдинга "Байтерек" в рамках поддержки АПК было выделено 186,8 миллиарда тенге на кредитование проектов и пополнение оборотных средств для 3,8 тысячи сельхозтоваропроизводителей, 178,8 миллиарда тенге – на лизинг 7,7 тысячи единиц сельхозтехники, 47,9 миллиарда тенге – на микрокредитование (выдано 11 тысяч микрокредитов). Однако, как повлияли эти вливания на сектор АПК, на повышение производительности, урожайности – никто не анализирует. Должен же быть глубокий анализ выделяемых средств! При этом Высшей аудиторской палате следует провести полноценный аудит деятельности всего квазигоссектора и дать реальную оценку", - считает сенатор. Добавив: «правительству следует принять решение по оптимизации действующих многочисленных финансовых институтов – мы не раз поднимали эту тему».
Не меньше вопросов вызвала у нее и система государственных закупок. Например, закупки квазигоссектора регулируются законом «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» и правилами закупок, утвержденными советом директоров фонда.
Тогда как регулирование закупок госучреждений, а также предприятий, АО, ТОО при центральных и местных исполнительных органах, осуществляется в рамках закона «О государственных закупках» и правил госзакупок Минфина.
"Однако совокупный объем закупок квазигоссектора составил 3,8 триллиона тенге, что в два раза превышает объемы государственных закупок. И, согласно данным ВАП, 57 процентов от общего объема закупок квазигоссектора, или 2,1 триллиона тенге, было осуществлено способом из одного источника. Более того, в 2023 году объем закупок из одного источника вырос в 3,3 раза", - подчеркнула Рысбекова.
Тем более что закупки того же фонда «Самрук-Казына» в силу своей разносторонности и значительного объема вызывают вполне заслуженный интерес со стороны частного бизнеса, ведь он аккумулирует активы основных национальных компаний и является одним из самых крупных заказчиков в Казахстане. Вот только для малого и среднего бизнеса войти в систему закупок фонда «Самрук-Казына» очень затруднительно.
"Как отмечают эксперты, представители МСБ, в квазигоссекторе работает ограниченный, «свой», перечень поставщиков. При этом если сфера расходования бюджетных средств контролируется государством через уполномоченные органы финансового контроля, то средства национальных компаний и холдингов проверяются силами аудиторских подразделений самих национальных компаний и холдингов. Почему для госпредприятий и квазигоссектора должны быть разные правила закупок в рамках разных законов?" – задалась вопросом сенатор в своем выступлении. Добавив: «В настоящее время на рассмотрении Сената находится новый закон «О государственных закупках». Однако в планы правительства не входит изменение системы закупок квазигоссектора и создание единой системы закупок для всех участников!».
Между тем сфера госзакупок значительно влияет на эффективное использование бюджетных средств. Поскольку зачастую причинами неосвоения средств и уточнения бюджетов госорганов являются несостоявшиеся конкурсы, несвоевременное проведение конкурсных процедур, ненадлежащее исполнение договоров госзакупок, выраженное в поздних сроках заключения договоров, срывах сроков строительства, задержке поставок оборудования. Потому и у заказчиков, и у поставщиков часто возникает множество претензий касательно усложненных и затяжных процедур, двоякости толкования при исполнении законодательства о госзакупках.
Так откуда такие привилегии у квазигоссектора? Что вообще происходит в данной сфере? Тем более что задействованы бюджетные средства, то есть те, которые «из карманов» простых казахстанцев – законопослушных налогоплательщиков.
Своим мнением по данному вопросу с Caravan.kz поделился экономист-эксперт Марат Абдурахманов.
"Начну с того, что в 2003 году был принят закон о запрете оффшорных операций, в соответствии с которым государственные компании не имели права заключать контракты в оффшорных юрисдикциях. В этот же год в Казахстане возник Национальный фонд согласно указу президента РК, имеющему силу закона, о чем и было заявлено в официальных источниках. Но после образования Нацфонда спустя несколько лет, в 2007 году, этот запрет был отменен. Но уже согласно постановлению правительства РК. Итог – возникновение фонда «Самрук-Казына» и остальных подобных ему структур. Связь прямая – разрешение оффшорных операций и тут же – появление квазигосударственного сектора. Так что не нужно много думать, чтобы понять, для чего вообще все это создавалось. А именно – чтобы фактически выводить деньги из страны. Тем более, что по факту в Казахстане сейчас запрет на вывод капитала через оффшорные зоны в законодательстве отсутствует. И с этим не поспоришь. Тогда как ранее такой запрет у нас в законодательстве был. Но почему появилась инициатива в отношении того, что сказано в выступлении сенатора, именно сегодня? Поясню.
Ни цента за бугор: экономист предлагает запретить квазигосударственным компаниям операции с офшорами
Наверняка наш президент, когда понял, откуда это все исходит и финансируется, решил, что данную систему необходимо ликвидировать. Отсюда – вышеуказанное выступление сенатора. То есть реалии сегодняшнего дня таковы, что из страны стало выводиться слишком много денег через вот такие сферы. И потому далеко искать, копать – в чем причина, не нужно, все и так предельно ясно", - подчеркнул эксперт.
Астана