Саммит СВМДА в Алматы - начало большого и сложного процесса

Между Индией и Пакистаном дела еще хуже, судя по тому что западные страны эвакуируют персонал своих посольств из Дели и Исламабада. Правда, упрекать в лицемерии руководство этих стран, конечно, нельзя: в своих выступлениях на саммите они и не клялись миру в том, что помирятся, отделываясь дежурно-дипломатическими формулировками о готовности пойти на переговоры как только противоположная сторона выполнит определенные требования.
При этом всем ясно, что эти требования невыполнимы. Самый яркий пример - выдача Исламабадом индийской стороне ряда лиц, обвиняемых Дели в антииндийском терроризме. Если президент Пакистана Мушарраф на это пойдет, то утратит окончательно авторитет в своей стране, где и так есть оппозиция его поддержке действий США в Афганистане. Помирить Индию и Пакистан не удалось, и это первое, что бросается в глаза.
Выступления участников саммита обозначили и другие проблемы. Например, представитель Азербайджана требовал осудить Армению (которая в СВМДА не входит, поэтому и требования эти с трибуны СВМДА вроде бы не уместны). А непростые отношения между самим хозяином саммита Казахстаном и его ближайшим соседом Узбекистаном отразились в совершенно несодержательном выступлении узбекского премьера (хотя можно было ожидать, что пострадавшая всего год назад от действий террористов прямо под Ташкентом страна будет более активной в обсуждении вопросов безопасности), а также в том, что Узбекистан не подписал итоговой Алматинский акт.
Явных изменений в политической ситуации на Азиатском континенте не произошло. Развитие событий в юго-азиатском регионе и продолжение других конфликтов говорит о том, что вряд ли они произойдут и в ближайшем будущем. Правда, можно согласиться с теми, кто считает, что урегулирование такого старого и масштабного конфликта как индо-пакистанский на первом же саммите было бы "слишком хорошо". В этом смысле вполне оправдана точка зрения, что в Алматы был сделан первый шаг в формированию системы безопасности в Азии, и теперь предстоит долгая и кропотливая работа. Оценивать перспективы ее сейчас можно только в виде предположений и теорий, но бесполезно пытаться делать какой-либо анализ. С одной стороны, почти все крупные страны Азии, вовлеченные в процесс СВМДА - Китай, Россия, Турция, Индия, Пакистан - сталкиваются с проблемой терроризма как внутри себя самих, так и имеют внешнеполитические проблемы от этого (например, первые две страны из этого перечня в результате терактов 11 сентября в далеких от них городах столкнулись в итоге с проблемой военного присутствия США в Центральной Азии). Это должно стимулировать их к активизации создания новых структур безопасности в Азии.
Но с другой регион, охваченный процессом СВМДА, слишком велик и сложен, разные его участники зачастую слабо связаны друг с другом в политическом плане, конкретные проблемы одних совершенно абстрактны для других. И взаимосвязи в регионе порой оказываются очень сложными и на первый взгляд неожиданными. Например, Китай, борющийся с сепаратизмом в своих регионах, населенных исповедующими ислам народами, имеет более хорошие отношения с исламским Пакистаном, чем с Индией, перед которой стоят в этом плане такие же проблемы, как и перед Пекином. И таких примеров в Азии много, все они будут оказывать свое влияние на формирование процесса СВМДА. В этом отношении сравнение Совещания в Азии с аналогичными процессами в Европе, начавшими формироваться несколько десятилетий назад и сейчас уже четко структурированными, не в пользу Азии: в Европе всегда существовала гораздо большая связь между всеми государствами, даже когда часть из них была за "железным занавесом" социалистической системы.
Во всяком случае нынешние острые формы конфликтов в Азии будут решаться вне рамок СВМДА, уже хотя бы потому, что главы государств Совещания должны собраться на очередную встречу лишь через четыре года. Сегодняшний индо-пакистанский конфликт к тому времени так или иначе разрешится. Но в целом саммит стал действительно хорошим политическим заделом на будущее, показав, что даже молодые страны, как Казахстан, способны инициировать и реализовывать международные политические инициативы, находящие отклик в мире.

Автор: Zhanar Kanafina