Нам делить нечего…
Нурсултан НАЗАРБАЕВ назвал Конвенцию о правовом статусе Каспия Конституцией водоема. Чтобы ее подписать, потребовалось 22 года официальных переговоров, 51 заседание специальной рабочей группы, в которых тон задавали дипломаты, 10 встреч министров иностранных дел и 4 саммита на уровне глав государств. И вот на пятом саммите исторический документ подписан. Согласно ему, Каспийское море определяется, как “уникальный внутренний водоем”. Основная площадь водной поверхности признается морем, а не озером, с вытекающими из этого юридическими последствиями. То есть каждая из стран получает по 15 миль прибрежных вод, причем внешняя граница этих вод – граница государства, еще по 10 миль каждому дается для рыболовства, все остальное – общее пространство. Дно при этом делить страны будут самостоятельно в рамках двусторонних переговоров. "Очень важный момент" - глава государства о каспийском саммите
– Казахстан этими вопросами занимался с момента обретения независимости. У нас есть соглашения о делимитации морского дна с Азербайджаном, с Туркменистаном и с Россией. Конвенция придает всем этим соглашениям необратимый статус, – говорит эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК – Елбасы Жумабек САРАБЕКОВ.
То есть нам с соседями уже делить нечего – всё давно поделено. Между тем история освоения Каспия помнит достаточно серьезные споры о той или иной территории. В частности, речь идет о нефтяном месторождении, которое в Азербайджане называют “Кяпаз”, а в Туркменистане – “Сердар”. Начал его первым разрабатывать Баку, но расположено оно посередине моря, и у Ашхабада были на него серьезные виды. Или другое спорное месторождение – “Шарг”, которое вроде как на территории Туркменистана, но входит в общую структуру с иранским месторождением “Алов”. Сейчас и те конфликты вроде бы решены, но без документального закрепления нет никакой гарантии отсутствия их эскалации.
– Конвенция будет подталкивать страны к выстраиванию нормального конструктивного диалога по всем вопросам. При этом остальные страны бассейна не будут больше заложниками недопонимания между отдельными государствами, – говорит о том, почему нам всем нужна была эта конвенция, политолог Ерлан КАРИН.
Законодательно закрепили
При этом, как подчеркивает Ерлан Карин, для нас это подписание не просто урегулирование международных договоренностей, но и важная веха в укреплении суверенности страны. Эксперт ИМЭП рассказал об историческом Саммите глав прикаспийских государств, прошедшем в Актау
– Для Казахстана это решение по-настоящему значимое, без всякого пафоса! Потому что мы теперь окончательно закрываем вопрос границы. За два с лишним десятилетия независимости мы полностью очертили законодательно периметр нашей страны. Весной этого года было подписано соглашение о стыке границ трех стран – Казахстана, Узбекистана и Туркменистана, а сегодня мы приняли Конвенцию о правом статусе Каспия и законодательно очертили последний размытый участок нашей территории на море. Вокруг множество стран, которые до сих пор не закрыли территориальные вопросы, есть у нас соседи, которые за 10 лет из 500 километров двусторонних границ сумели согласовать лишь 12, – говорит политолог.
А если приглядеться, так мы получили даже больше, чем планировали:
– Подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря дает возможность прикаспийским государствам кардинально изменить как ситуацию в регионе, так и свой статус как государства. В первую очередь я говорю о Казахстане – из континентальной страны, не имеющей доступа к мировому океану, он превращается, по сути, в морскую державу. Через Каспийское море мы получаем выход на Иран, а оттуда – в Персидский залив, – отмечает ведущий научный сотрудник Аналитического центра Библиотеки Первого Президента РК – Елбасы Арыспай КАБДУГАЛИЕВ.
Скрытые и явные угрозы
Вместе с тем, как подчеркивает аналитик, нельзя сбрасывать со счетов и то, что теперь у каждого государства региона появилась возможность сообща противостоять внешним угрозам.
– Существует опасность проникновения терроризма, особенно со стороны Ближнего Востока. Придание Каспию правового статуса помогает создать определенный центр, способствующий локализации данной проблемы. Вместе с терроризмом здесь были проблемы криминала, нелегальной трудовой миграции, рабства и так далее, – говорит Арыспай Кабдугалиев. На Каспийском море появились пираты - вице-адмирал РК
В качестве задела к созданию этого центра – подписанные там же, в Актау, соглашения. В частности, президенты подписали Протоколы в области сотрудничества по борьбе с терроризмом и о сотрудничестве в области борьбы с организованной преступностью в Каспийском море. Соглашения о предотвращении инцидентов, о сотрудничестве и взаимодействии пограничных ведомств, о торгово-экономическом сотрудничестве и о сотрудничестве в области транспорта.
Четыре из шести документов направлены именно на обеспечение безопасности на Каспийском море.
- Подписание в ходе саммита межправительственного Соглашения о предотвращении инцидентов на Каспийском море нацелено на реализацию базовых принципов взаимодействия государств – уважения суверенитета, территориальной целостности, ненанесения ущерба безопасности друг друга, соблюдения согласованных мер доверия в сфере военной деятельности в духе предсказуемости и транспарентности в соответствии с общими усилиями по упрочению региональной безопасности и стабильности – написано в совместном коммюнике глав государств по итогам саммита.
А в обозримом будущем, согласно все тому же коммюнике, на Каспии будет принят в разработку новый алгоритм сотрудничества военных.
Нефть нынче не в тренде
Столь серьезные меры по обеспечению безопасности применяются не только ради самой безопасности. Каспий – это стратегический регион по многим параметрам. И каждая страна рассчитывает привлечь сюда транснациональных инвесторов.
– Доля углеводородов в экономиках всех прикаспийских стран очень велика. Не секрет, что в недрах моря запасы огромны и из-за них всегда был спор. Конечно же, подписание конвенции открывает новые возможности добычи углеводородов, – говорит Арыспай Кабдугалиев.
Но ни о нефти, ни о газе президенты в своих выступлениях практически не упоминали. Они говорили о том, как важно решение недопуска иностранных военных судов в Каспий, рассказывали о своих портах, мечтали о развитии туризма.
– Ресурсы во всем мире теряют свою популярность и перестают быть драйвером экономики. Потому что цены на них снижаются, и особенно в долгосрочной перспективе концентрация экономики только на ресурсах не сулит ничего хорошего. И наши страны это прекрасно понимают. Поэтому-то сейчас так много внимания уделяется другим отраслям, – объясняет табуированность нефтяной тематики Жумабек Сарабеков.
Первая среди перспективных отраслей нынче, конечно, логистика.
– В первую очередь речь идет о транзитных возможностях Каспия. Это море на сегодняшний день превращается в весьма конкурентоспособный транзитный коридор. Мы видим, что все прикаспийские страны активно вкладываются в развитие своих портов. В итоге здесь создается по-настоящему развитая инфраструктура, – уверен Сарабеков.
Солидарны с ним и другие эксперты. Сейчас всем в мире важна скорость. И Каспий, как водоем в самом центре Евразии, способен ее дать.
– Даже страны, имеющие выход к морю, ищут альтернативные пути. Как пример – Китай. Он имеет очень продолжительную береговую линию, но, тем не менее, развивает инфраструктурные проекты вглубь континента, сопрягает свою программу “Новый Шелковый путь” с казахстанской “Нурлы жол” и другими. Каспий в этом отношении – стратегический участок. Он попадает в маршруты Север – Юг и Запад – Восток. И когда здесь решаются правовые вопросы, это дает импульс развитию логистики всего континента, – уверен Ерлан Карин.
У Казахстана, отмечает он, в этой отрасли есть вполне серьезные успехи. До реконструкции морпорт Курык обеспечивал 30 процентов грузоперевозок на Каспии, но после модернизации, включения паромного комплекса объем грузоперевозок, осуществляемых Казахстаном, может вырасти вдвое.
– Президент еще в начале 2000-х годов говорил, что перспектива развития региона – в развитии транспортно-логистического потенциала. Уже тогда начали строиться ж.-д.-ветки из Казахстана в Туркменистан и Бейнеу – Достык. Последняя, к слову, сократила время доставки грузов из Китая в Европу почти на 30 процентов, – говорит политолог.
Проекты, которые ждут все
Еще одно направление, которое может получить бурное развитие в ближайшее время, – это торговля.
– Помимо конвенции были заключены дополнительные соглашения. Все они имеют конкретное направление и содержание. Например, в рамках соглашения об экономическом сотрудничестве создается каспийский экономический форум, что является назревшим проектом. Думаю, он поможет форсировать совместные проекты, – говорит Жумабек Сарабеков.
О каких именно проектах идет речь – пока до конца неясно, но очевидно, что наши экономики можно консолидировать и, таким образом, облегчить жизнь всем.
– Есть очень большой список товаров, по которым мы можем замещать друг друга при экспорте в страны дальнего зарубежья. Это привело бы к ситуации, когда все остаются в выигрыше. Но нам надо этот потенциал реализовать, – считает Сарабеков.
И именно на каспийском экономическом форуме могли бы найти друг друга бизнесмены со схожим производством, но разным гражданством.
Решает конвенция также вопросы экологии и сохранения биоразнообразия. Все необходимые для начала работы в этом направлении документы были подписаны ранее. Так, в 2014 году в Астрахани были ратифицированы соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов, о сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также о сотрудничестве в области гидрометеорологии. В конвенции и совместном коммюнике главы прикаспийских государств подтвердили приверженность тем идеям и готовность вместе работать над общими задачами.
В целом же, как и любой другой масштабный документ, Конвенция о правовом статусе Каспия – это не конец всех споров. Это начало нового диалога. Да, он будет более цивилизованным и предметным, но все равно требует постоянного участия как членов правительств, так и первых руководителей государств. Следующий саммит глав пятерки решено провести через год в Туркменистане. А до этого министры всех стран должны будут наполнить заключенные соглашения конкретными проектами и предложениями.
АСТАНА – АКТАУ – АСТАНА