Саммит прошел. Что дальше?

Нам делить нечего…

Нурсултан НАЗАРБАЕВ назвал Конвенцию о правовом статусе Каспия Конституцией водоема. Чтобы ее подписать, потребовалось 22 года официальных переговоров, 51 заседание специальной рабочей группы, в которых тон задавали дипломаты, 10 встреч министров иностранных дел и 4 саммита на уровне глав государств. И вот на пятом саммите исторический документ подписан. Согласно ему, Каспийское море определяется, как “уникальный внутренний водоем”. Основная площадь водной поверхности признается морем, а не озером, с вытекающими из этого юридическими последствиями. То есть каждая из стран получает по 15 миль прибрежных вод, причем внешняя граница этих вод – граница государства, еще по 10 миль каждому дается для рыболовства, все остальное – общее пространство. Дно при этом делить страны будут самостоятельно в рамках двусторонних переговоров. "Очень важный момент" - глава государства о каспийском саммите

– Казахстан этими вопросами занимался с момента обретения независимости. У нас есть соглашения о делимитации морского дна с Азербайджаном, с Туркменистаном и с Россией. Конвенция придает всем этим соглашениям необратимый статус, – говорит эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК – Елбасы Жумабек САРАБЕКОВ.

То есть нам с соседями уже делить нечего – всё давно поделено. Между тем история освоения Каспия помнит достаточно серьезные споры о той или иной территории. В частности, речь идет о нефтяном месторождении, которое в Азербайджане называют “Кяпаз”, а в Туркменистане – “Сердар”. Начал его первым разрабатывать Баку, но расположено оно посередине моря, и у Ашхабада были на него серьезные виды. Или другое спорное месторождение – “Шарг”, которое вроде как на территории Туркменистана, но входит в общую структуру с иранским месторождением “Алов”. Сейчас и те конфликты вроде бы решены, но без документального закрепления нет никакой гарантии отсутствия их эскалации.

– Конвенция будет подталкивать страны к выстраиванию нормального конструктивного диалога по всем вопросам. При этом остальные страны бассейна не будут больше заложниками недопонимания между отдельными государствами, – говорит о том, почему нам всем нужна была эта конвенция, политолог Ерлан КАРИН.

Законодательно закрепили

При этом, как подчеркивает Ерлан Карин, для нас это подписание не просто урегулирование международных договоренностей, но и важная веха в укреплении суверенности страны.  Эксперт ИМЭП рассказал об историческом Саммите глав прикаспийских государств, прошедшем в Актау

– Для Казахстана это решение по-настоящему значимое, без всякого пафоса! Потому что мы теперь окончательно закрываем вопрос границы. За два с лишним десятилетия независимости мы полностью очертили законодательно периметр нашей страны. Весной этого года было подписано соглашение о стыке границ трех стран – Казахстана, Узбекистана и Туркменистана, а сегодня мы приняли Конвенцию о правом статусе Каспия и законодательно очертили последний размытый участок нашей территории на море. Вокруг множество стран, которые до сих пор не закрыли территориальные вопросы, есть у нас соседи, которые за 10 лет из 500 километров двусторонних границ сумели согласовать лишь 12, – говорит политолог.

А если приглядеться, так мы получили даже больше, чем планировали:

– Подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря дает возможность прикаспийским государствам кардинально изменить как ситуацию в регионе, так и свой статус как государства. В первую очередь я говорю о Казахстане – из континентальной страны, не имеющей доступа к мировому океану, он превращается, по сути, в морскую державу. Через Каспийское море мы получаем выход на Иран, а оттуда – в Персидский залив, – отмечает ведущий научный сотрудник Аналитического центра Библиотеки Первого Президента РК – Елбасы Арыспай КАБДУГАЛИЕВ.

Скрытые и явные угрозы

Вместе с тем, как подчеркивает аналитик, нельзя сбрасывать со счетов и то, что теперь у каждого государства региона появилась возможность сообща противостоять внешним угрозам.

– Существует опасность проникновения терроризма, особенно со стороны Ближнего Востока. Придание Каспию правового статуса помогает создать определенный центр, способствующий локализации данной проблемы. Вместе с терроризмом здесь были проблемы криминала, нелегальной трудовой миграции, рабства и так далее, – говорит Арыспай Кабдугалиев. На Каспийском море появились пираты - вице-адмирал РК

В качестве задела к созданию этого центра – подписанные там же, в Актау, соглашения. В частности, президенты подписали Протоколы в области сотрудничества по борьбе с терроризмом и о сотрудничестве в области борьбы с организованной преступностью в Каспийском море. Соглашения о предотвращении инцидентов, о сотрудничестве и взаимодействии пограничных ведомств, о торгово-экономическом сотрудничестве и о сотрудничестве в области транспорта.

Четыре из шести документов направлены именно на обеспечение безопасности на Каспийском море.

- Подписание в ходе саммита межправительственного Соглашения о предотвращении инцидентов на Каспийском море нацелено на реализацию базовых принципов взаимодействия государств – уважения суверенитета, территориальной целостности, ненанесения ущерба безопасности друг друга, соблюдения согласованных мер доверия в сфере военной деятельности в духе предсказуемости и транспарентности в соответствии с общими усилиями по упрочению региональной безопасности и стабильности  – написано в совместном коммюнике глав государств по итогам саммита.

А в обозримом будущем, согласно все тому же коммюнике, на Каспии будет принят в разработку новый алгоритм сотрудничества военных.

Нефть нынче не в тренде

Столь серьезные меры по обеспечению безопасности применяются не только ради самой безопасности. Каспий – это стратегический регион по многим параметрам. И каждая страна рассчитывает привлечь сюда транснациональных инвесторов.

– Доля углеводородов в экономиках всех прикаспийских стран очень велика. Не секрет, что в недрах моря запасы огромны и из-за них всегда был спор. Конечно же, подписание конвенции открывает новые возможности добычи углеводородов, – говорит Арыспай Кабдугалиев.

Но ни о нефти, ни о газе президенты в своих выступлениях практически не упоминали. Они говорили о том, как важно решение недопуска иностранных военных судов в Каспий, рассказывали о своих портах, мечтали о развитии туризма.

– Ресурсы во всем мире теряют свою популярность и перестают быть драйвером экономики. Потому что цены на них снижаются, и особенно в долгосрочной перспективе концентрация экономики только на ресурсах не сулит ничего хорошего. И наши страны это прекрасно понимают. Поэтому-то сейчас так много внимания уделяется другим отраслям, – объясняет табуированность нефтяной тематики Жумабек Сарабеков.

Первая среди перспективных отраслей нынче, конечно, логистика.

– В первую очередь речь идет о транзитных возможностях Каспия. Это море на сегодняшний день превращается в весьма конкурентоспособный транзитный коридор. Мы видим, что все прикаспийские страны активно вкладываются в развитие своих портов. В итоге здесь создается по-настоящему развитая инфраструктура, – уверен Сарабеков.

Солидарны с ним и другие эксперты. Сейчас всем в мире важна скорость. И Каспий, как водоем в самом центре Евразии, способен ее дать.

– Даже страны, имеющие выход к морю, ищут альтернативные пути. Как пример – Китай. Он имеет очень продолжительную береговую линию, но, тем не менее, развивает инфраструктурные проекты вглубь континента, сопрягает свою программу “Новый Шелковый путь” с казахстанской “Нурлы жол” и другими. Каспий в этом отношении – стратегический участок. Он попадает в маршруты Север – Юг и Запад – Восток. И когда здесь решаются правовые вопросы, это дает импульс развитию логистики всего континента, – уверен Ерлан Карин.

У Казахстана, отмечает он, в этой отрасли есть вполне серьезные успехи. До реконструкции морпорт Курык обеспечивал 30 процентов грузоперевозок на Каспии, но после модернизации, включения паромного комплекса объем грузоперевозок, осуществляемых Казахстаном, может вырасти вдвое.

Президент еще в начале 2000-х годов говорил, что перспектива развития региона – в развитии транспортно-логистического потенциала. Уже тогда начали строиться ж.-д.-ветки из Казахстана в Туркменистан и Бейнеу – Достык. Последняя, к слову, сократила время доставки грузов из Китая в Европу почти на 30 процентов, – говорит политолог.

Проекты, которые ждут все

Еще одно направление, которое может получить бурное развитие в ближайшее время, – это торговля.

– Помимо конвенции были заключены дополнительные соглашения. Все они имеют конкретное направление и содержание. Например, в рамках соглашения об экономическом сотрудничестве создается каспийский экономический форум, что является назревшим проектом. Думаю, он поможет форсировать совместные проекты, – говорит Жумабек Сарабеков.

О каких именно проектах идет речь – пока до конца неясно, но очевидно, что наши экономики можно консолидировать и, таким образом, облегчить жизнь всем.

– Есть очень большой список товаров, по которым мы можем замещать друг друга при экспорте в страны дальнего зарубежья. Это привело бы к ситуации, когда все остаются в выигрыше. Но нам надо этот потенциал реализовать, – считает Сарабеков.

И именно на каспийском экономическом форуме могли бы найти друг друга бизнесмены со схожим производством, но разным гражданством.

Решает конвенция также вопросы экологии и сохранения биоразнообразия. Все необходимые для начала работы в этом направлении документы были подписаны ранее. Так, в 2014 году в Астрахани были ратифицированы соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов, о сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также о сотрудничестве в области гидрометеорологии. В конвенции и совместном коммюнике главы прикаспийских государств подтвердили приверженность тем идеям и готовность вместе работать над общими задачами.

В целом же, как и любой другой масштабный документ, Конвенция о правовом статусе Каспия – это не конец всех споров. Это начало нового диалога. Да, он будет более цивилизованным и предметным, но все равно требует постоянного участия как членов правительств, так и первых руководителей государств. Следующий саммит глав пятерки решено провести через год в Туркменистане. А до этого министры всех стран должны будут наполнить заключенные соглашения конкретными проектами и предложениями.

АСТАНА – АКТАУ – АСТАНА