В соответствии с положением о "Государственном Управлении Межрегиональной земельной инспекцией по Жамбылской, Кзылординской и Южно-Казахстанской областям" основной задачей этого госоргана является соблюдение земельного законодательства всеми государственными, физическими и юридическими лицами, выявление и устранение допущенных нарушений и т.п.
Однако, как установила прокуратура ЮКО, сама земельная инспекция нередко становиться главным виновником нарушений земельного законодательства, и при этом ни один из ее сотрудников не несет никакой ответственности.
Однако как отмечают в прокуратуре, работников инспекции нельзя обвинить в незнании закона - все они прекрасно разбираются в требованиях земельного законодательства.
Так, земельной инспекцией привлечено к административной ответственности несколько сельских акимов и работников поселковых акиматов за то, что они выносили решения о предоставлении земельных участков за пределами вверенных им населенных пунктов.
Между тем земельная инспекция абсолютно "не заметила" куда более массового и грубого нарушения в изменении целевого назначения сельскохозяйственных земель и выдаче разрешения на строительство вне населенных пунктов в Сайрамском, Абайском, Аль-Фарабийском и других районах ЮКО. В данном случае ни одно должностное лицо не привлечено к ответственности, и даже не приняты меры по отмене незаконных решений.
В Сайрамском районе постановлением местного акимата из земель Бадамского государственного управления по охране лесов и животного мира извлечено 11 гектаров площадей с предоставлением данного участка частному лицу для строительства жилых и коммерческих объектов. Хотя перевод земель лесного фонда в земли другой категории мог быть осуществлен исключительно Правительством РК.
Прокуратура предъявила иск о возврате незаконно выделенного участка в собственность государства.
Также прокуратура инициировала возвращение в коммунальную собственность земель лесного фонда, оказавшихся в распоряжении частной корпорации "Строй-Контакт". Как установила прокурорская проверка, этой компании были выделено порядка 300 га земель. Однако вследствие того, что определение и установление границ участка на местности не проводилось, (что опять-таки является грубым нарушением и недоработкой земинспекции), в частную собственность отошел приличный участок лесного фонда того же Бадамского лесхоза.
Однако даже после вмешательства прокуратуры, ни управлением природных ресурсов и регулирования природопользования, ни со стороны госпуправления Бадамский лесхоз, ни земинспекцией, не было принято ни каких реальных мер к возврату незаконно присоединенных земель. По настоянию прокуратуры, Бадамскиое государственное управление предъявило иск к частной компании о возврате указанных земель, однако в последующем иски были по неизвестной причине отозваны. Более того, в ходе дополнительной проверки выяснилось, что из земель Бадамского лесного госуправления оказались незаконно выделены еще 33 участка под коммерческое использование.
В настоящее время только прокуратура занимается выяснением законности, вернее, незаконности данных операций, выполняя по сути работу земельной инспекции, при полном самоустранении последней.
Вообще, как отмечают в прокуратуре, количество обращений от граждан в органы ДВД, прокуратуры и юстиции исчисляется сотнями только по г. Шымкенту. Подавляющее их большинство касается нарушений сроков рассмотрения, и все они находят свое подтверждение. Однако ни одно должностное лицо аппарата акима и отдела земельных отношений г. Шымкента пока еще не были привлечены к какой-либо ответственности за нарушения. В результате в Шымкенте все острее разгораются споры по поводу исчисления выкупной стоимости земель. Уже несколько раз увеличивалась базовая ставка платы за землю, и в каждом случае нарушения сроков ответа со стороны госчиновников оборачивались для рядовых заявителей вполне конкретным увеличением затрат на получение земучастков.
Вообще, по закону "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности" развитие и застройка территорий населенных пунктов должны осуществляться на основании утвержденных генеральных планов.
Но утвержденный еще в 2004 году генплан Шымкента не стал для местных органов основополагающим документов при предоставлении земельных участков в частную собственность.
Согласно Генеральному плану, территория застройки г. Шымкента ограничивается так называемой малой объездной дорогой. Однако вся оставшаяся территория города, не вошедшая в генплан, уже распределена для застройки различными объектами.
Органами архитектуры не подано ни одного возражения или протеста по акимовским решениям о выделении земель без соответствующих изменений в генплане. Хотя руководители отделов архитектуры являются членами земельных комиссий и просто обязаны принимать непосредственное участие при предварительном выборе земельных участков, выводимых из состава земельного фонда под частное жилищное или иное строительство.
В конечном счете, такое распределение земель под индивидуальное жилищное строительство лишь еще более усугубило положение частников. Поскольку земли распределялись без учета генплана, а в генплане они вообще не были разработаны, для данных районов даже в перспективе не предусмотрено строительство какой-либо инфраструктуры.
Будущим жильцам придется на собственные средства заказывать проектирование и прокладку здесь линий электропередач, водопровода, газовых коммуникаций и даже автомобильных дорог.
Фото с сайта http://kievgrad.info