Во-первых, оба нефтепровода берут свое начало из российского Новороссийска.
Российская нефтетранспортная инициатива предполагает промежуточное решение по Босфору, проливу очень узкому и по пропускной способности ограниченному. Бургас-Александруполис позволит обойти этот пролив и выйти на греческий порт, минуя пролив.
Во-вторых, новый нефтепровод никак не может стать реальностью, если в российском Новороссийске будет недостаточно нефти. Перенаправить свои мощности Россия на сегодняшний день не в состоянии. Поэтому вопрос расширения мощности КТК и становится для России приоритетной.
Передача госдоли в КТК "Транснефти" преследовала именно эту цель - как можно быстрее договориться с акционерами КТК, и устранить от переговорного процесса российских чиновников. Как показала жизнь, данное решение российского президента оказалось оптимальным.
Россия и Казахстан еще в мае текущего года приняли так называемое промежуточное решение по КТК. Во время официального визита российского президента в Казахстан, они договорились расширить мощности трубы до 40 миллионов тонн в год. Тогда же казахстанский президент заявил, что увеличенные мощности нефтепровода будут ориентированы на будущий нефтепровод "Бургас-Александруполис".
"Как раз вот эти добавки в 17 миллионов тонн (с 23 до 40 миллионов тонн) могли бы пойти на Бургас-Александруполис", - отметил Нурсултан Назарбаев.
Главное, президенты тогда выправили стрелки на часах. "В этом проекте ("Бургас-Александруполис") Казахстан хочет участвовать, и мы благодарны за поддержку с российской стороны, - заявил тогда казахстанский президент. - Мы договорились и записали в плане совместных действий, что строительство Бургас-Александруполис и расширение КТК должны идти параллельно, чтобы мы могли успеть к окончанию строительства".
В свою очередь, президент России высказал мнение, что значительная часть нефти, которая будет идти через систему "Бургас-Александруполис", может быть казахстанской. "Сегодня президент Казахстана ставил вопрос о расширении мощности КТК, - говорил Владимир Путин. - Мы думаем над этим и считаем это возможным, тем более, что мы договорились уже о строительстве новой трубопроводной системы "Бургас-Александруполис".
Волна сомнений
Сразу после того, как в Астане президенты договорились о расширении мощности трубы до 40 миллионов тонн в год, экспертное сообщество, по большей части российское, стало высказывать свои сомнения по поводу реальности обговоренных планов.
Высокопоставленный источник в российской делегации, посетившей Астану, заметил, что "никаких конкретных договоренностей о расширении КТК достигнуто не было", добавив, что "готовность России к этому шагу будет напрямую увязана с увеличением тарифов КТК и рентабельностью проекта".
В свою очередь, тогдашний президент "Транснефти" Семен Вайншток резонно подметил, "сейчас соглашаться на увеличение мощностей КТК нет смысла". Логика главы нефтетранспортной компании проста: сначала нужно договориться о рентабельности проекта, который пока убыточен, потом минимизировать операционные расходы, а потом понять, насколько следует увеличивать тарифы. Расширение КТК имеет смысл, если проект будет приносить прибыль, считал Вайншток.
Промежуточное решение проблемы, по большому счету, нужно России. Она как бы забивает поле для переговоров, уверяя Астану в том, что расширение КТК, в принципе, возможно.
Назарбаев как бы находится в переговорном процессе, и пока надежда жива, он не будет форсировать другие альтернативные проекты. Мнение Назарбаева о расширении трубы не до 67, а до 40 миллионов тонн в год аналитик "Тройка Диалог" Валерий Нестеров называет компромиссом, но предупреждает, что тогда Россия недосчитается около 30 миллионов тонн транзита казахстанской нефти.
Промежуточное решение №2
На днях на внеочередном заседании акционеры Каспийского трубопроводного консорциума пришли к согласию. Они решили повысить с 1 октября тариф на прокачку нефти с 30,24 до 38 долларов за 1 тонну и снизить процентную ставку по кредитам КТК с 12,66 до 6 процентов годовых.
Также совладельцы консорциума договорились о дальнейшей работе по подписанию меморандума о расширении КТК.
Вообще, говорить о том, что на внеочередном собрании акционеры КТК нашли промежуточное решение №2, есть довольно весомые причины. Так, к примеру, представитель Chevron удовлетворен тем, что акционеры наконец договорились по критическим вопросам.
Российская сторона несколько лет добивалась снижения процентных ставок и увеличения тарифов. Судя по информации, россияне добились большего, особенно, что касается снижения процентных ставок по кредитам, полученным акционерами КТК. Взамен уступок по цене кредитов частные инвесторы проекта требовали от России вывести КТК на полную проектную мощность.
"России удалось добиться согласия частных акционеров КТК на снижение ставок и увеличение тарифов благодаря участию "Транснефти", - убежден вице-президент монополии Сергей Григорьев. Два месяца теперь уже бывший президент "Транснефти" Семен Вайншток вел переговоры с акционерами КТК, отстаивая позицию России, считает Григорьев.
Кстати, еще летом этого года "Транснефть" вышла с еще одной инициативой, которая должна выправить экономику проекта: реструктурировать долг КТК с помощью выпуска еврооблигаций на 5,3 миллиарда долларов. В июле акционеры не поддержали это предложение. Вопрос о выпуске бондов поднимался и на внеочередном заседании акционеров, но окончательного решения по нему нет.
Конечно, оставить вопрос реструктуризации долга вне обсуждения акционеры не могли. КТК после внеочередного собрания сообщил, что "план мероприятий по реструктуризации долга согласован".
Небольшой штрих, который свидетельствует о том, что большая битва за расширение КТК еще впереди. Меморандум по расширению трубы может быть подписан до начала 2008 года. И посему о закрытии темы можно будет говорить ближе к началу следующего года, не раньше.
А до тех пор "Транснефть" будет продолжать настаивать на том, чтобы выпустить евробонды, реструктурировать долг, тем самым, получив гарантии от частных акционеров КТК в том, что долг будет, в конце концов, уплачен.
Еще не факт, что российские чиновники так просто отойдут от темы и прекратят смешивать бизнес с политикой. Если за период до подписания меморандума они смогут найти инструменты влияния на проект, то может случиться так, что условия по КТК будут ужесточены по максимуму. Сейчас 40 или 45 долларов за тонну выглядят нонсенсом, однако исключать вариант, что, сославшись на коррекцию на мировых рынках, такие тарифы могут быть выставлены, нельзя.
С другой стороны, частные собственники КТК вряд ли испытывают прилив оптимизма от того, что им пришлось принять условия России.
Повышенные тарифы обязательно скажутся на доходности проекта, что не может не волновать тех, кто заранее подсчитал свои дивиденды и подготовил соакционеров к неплохим прибылям. Надо полагать, акционеры провели большую разъяснительную работу с владельцами денег и затратили много усилий к тому, чтобы убедить их, первое, в необходимости снижения процентных ставок по кредитам, выданным КТК, второе, в необходимости снижения доходности по ценным бумагам. Пока этот уровень согласия по кредитам составляет 6 процентов годовых, по снижению доходности бумаг - почти на 7 процентов, если исходить из роста тарифа на прокачку.
Любой другой вариант, предложенный "Транснефтью" под давлением чиновников или без оного, может возродить конфликт с большей силой. В том, что условия России не будут пересмотрены, принимая во внимание запас времени в несколько месяцев, гарантировать трудно.
Казахстан во всей этой истории с тарифами и процентными ставками пока не особо активен. Назарбаев имеет довольно ощутимые рычаги давления на частных акционеров, что и доказывает до сих пор неотрегулированный спор по Кашагану.
Видимо, кое-какие из этих рычагов уже были задействованы, или акционеры, понимая, что упрямством конфликт не разрешить, решили пойти на компромисс.
Однако и не всякий компромисс стабилен и устойчив…
Фото с сайта http://www.kestrell.net