Сабантуй – праздник плуга и дружбы

Жители Приуралья в очередной раз продемонстрировали любовь и уважение к традициям, культуре и языку всех народов, которые плечо к плечу, рука к руке строят наше общее будущее в Независимом Казахстане. А сами татары говорят, что Сабантуй – это праздник, в котором полностью раскрывается вся широкая душа татарского этноса.

В минувшие выходные в центральном парке культуры в Уральске царила особая атмосфера. Сюда со всех концов города стекались и стар и млад. Гости из разных концов нашей необъятной республики, соседних городов России, а также Республики Татарстан. В Уральске впервые столь широко после двухлетнего локдауна отмечали праздник окончания весенних полевых работ. Здесь было всё – песни, пляски, состязания. Было видно, что люди давно соскучились по такого рода живому общению и созерцанию. Неслучайно еще до официального начала мероприятия под задорные татарские мелодии горожане и гости пускались в веселый пляс.

Традиционный праздник Сабантуй организован общественным объединением “Татарский культурный центр” при поддержке акимата ЗКО, Ассамблеи народа Казахстана, Генерального консульства Российской Федерации в г. Уральске, Полномочного представительства Татарстана в Республике Казахстан.

– Это наш основной праздник, который объединяет не только татар и башкир, но и всех, кто живет в нашей Западно-Казахстанской области. Сабантуй – душа народа, здесь и песни, и игры, и национальная борьба, и спортивные состязания. Мы всем рады, всех встречаем, всех угощаем. Для детей очень много конкурсов. Это объединяющий праздник, так же как национальные праздники других народов, проживающих в Казахстане. Мы должны всегда поддерживать друг друга, в этом наша сила, – рассказал “КАРАВАНУ” директор Дома-музея великого татарского поэта Габдуллы Тукая, один из организаторов праздника Марат БАГАУТДИНОВ.

Вообще, слово “Сабантуе” уже давно стало нарицательным и часто обозначает любое праздничное застолье. А ведь у этого понятия есть свои корни. Истоки его празднования уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия, чтобы они благоприятствовали хорошему урожаю в новом году. Впервые праздник был описан в 921 году арабским путешественником Ибн Фадланом, прибывшим в Булгар в качестве посла из Багдада. Кстати, нужно отметить, что путь из Багдада в Булгар лежал через территорию Казахстана, в частности, через современный Мангышлак. Однако упоминания об этом празднике встречаются и в источниках VI–XI веков. В древнекитайской летописи сообщается о том, что тюркские народы при исполнении обряда весеннего жертвоприношения включали в культовые действия борьбу, битвы на мечах, конные скачки, игры и пляски.

После присоединения Казанского ханства к России Сабантуй сохранил свои традиции и продолжил развиваться как истинно татарский народный праздник. В XIX веке окончательно оформились его основные элементы: обряды, связанные с подготовкой к празднику, конные и другие состязания, игры и развлечения. А сегодня Сабантуй – государственный праздник в Республике Татарстан.

С 2002 года Сабантуй включен в Список нематериального наследия человечества ЮНЕСКО. Он охраняется и сохраняется в Татарстане на государственном уровне.

В связи с этим оказывается всесторонняя поддержка всем татарам, проживающим за пределами Татарстана. С такой целью на Сабантуй в Уральск прибыла делегация правительства Татарстана во главе с первым заместителем министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Рустемом ВАЛИУЛЛОВЫМ.

– У нас есть традиция – в рамках Сабантуя поддерживать татарские диаспоры, проживающие за рубежом. И направлять туда представителей, чтобы доставить поздравление президента Татарстана, поддержать народ, нацию. Сабантуй, можно сказать, стал всемирным праздником, он проходил во Франции, Италии, Австралии, Америке. Это делается, чтобы сохранить татарский язык, культуру и обычаи. Праздник объединяет нас. Его цель – сохранить корни, передать свои знания, обычаи, язык будущим поколениям. Ведь если нация всё это теряет, она теряет себя. Татары – мужественный, добрый, гостеприимный народ, и мы должны сохранить историческое наследие, – отметил в интервью “КАРАВАНУ” Рустем Валиуллов.

“Сабантуе” (дословно в переводе с тюркского) означает “торжество плуга”. Из этого следует, что обряды посвящали началу полевых работ. В течение столетий этот обычай сохраняли татары, башкиры, чуваши, удмурты. Спустя века его стали посвящать окончанию весенних посевных работ, потому что тогда наступала небольшая передышка перед следующим циклом – сбором урожая. Религиозная составляющая празднества была утрачена. Теперь это веселая народная традиция. Сабантуй – праздник сезонный, зависит от погодных условий, которые определяют сроки полевых работ. Поэтому четко зафиксированной даты у него нет. Обычно он выпадает на июнь или начало июля. В наше время дата празднования определяется руководством Республики Татарстан. На эту дату ориентируются общины в других регионах и странах. В этом году Сабантуй в Уральске отмечают 12 июня. А вообще, у каждого народа, проживающего в Приуралье, есть свои традиции, которые зачастую перекликаются, и это неслучайно, ибо чаяния и помыслы всех людей, независимо от национальностей и принадлежности к той или иной конфессии, одинаковы.

– У нас у всех народов свои традиции. И это радует. Мы с благодарностью относимся к этой земле за то, что она отвечает нам добром за нашу доброту. Татары закапывают в землю казан с кашей и говорят: “Спасибо, земля!”. У вайнахов тоже есть свои обычаи. Большое значение у нас придавали выбору пахаря. Он должен был быть обязательно “несущим изобилие”, “честно трудившимся человеком”, “человеком легкой и счастливой руки”. Физической силе такого пахаря также придавалось особое значение. Люди верили, что это принесет благополучие, год будет урожайным. Я хочу пожелать, чтобы на нашей земле царили мир и добрососедство, а самое главное – согласие в нашем обществе. Будет согласие – будет и уважение! – считает заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана по Западно-Казахстанской области, руководитель чечено-ингушского центра “ВАЙНАХ” Данильбек САРАТОВ.

У Сабантуя, как у любого праздника, есть своя традиция. Если следовать всем ее канонам, то накануне праздника молодые мальчики-подростки и парни должны верхом на лошадях объезжать дворы – собирать призы для будущих конкурсов и состязаний.

Хозяева вручают им вышитые полотенца, скатерти, салфетки, чайные наборы, выпечку – всё это сбрасывают в “общий котел”. После сбора подарков юноши проходят по населенному пункту с песнями и демонстрируют будущие призы, а затем передают их судьям предстоящих конкурсов и состязаний или руководителю праздника. Всё собранное используется в качестве призового фонда при проведении всевозможных состязаний и конкурсов.

А праздник начался с приветственного слова председателя правления общественного объединения “Татарский культурный центр Западно-Казахстанской области” Флюры МИЛИКЕЕВОЙ, которая отметила важность данного торжества для всего общества и пожелала всем мира и добра.

Для членов Ассамблеи народа Казахстана по Западно-Казахстанской области праздник каждого отдельно взятого этноса – общий праздник. Неслучайно на Сабантуе присутствовали руководители всех национальных культурных центров. На открытии праздника представители правительства Татарстана зачитали приветствие президента Республики Татарстан Рустама МИННИХАНОВА.

“Увековеченный в преданиях, народных сказках и произведениях выдающихся татарских поэтов, писателей, художников, композиторов Сабантуй стремительно мчится через века и эпохи. Сабантуй – это народный гимн крестьянскому труду, праздник плодородия и изобилия. Он неизменно дарит всем участникам и гостям радостное настроение и жизненный оптимизм. Где бы ни проживали представители татарского народа, Сабантуй был и остается живой связующей нитью с культурой, языком и традициями наших предков”, – говорится в тексте поздравления президента Татарстана.

Сабантуй невозможно представить без песен и танцев, можно сказать, это основа праздника. В ярких, красочных костюмах на сцене сменяли друг друга творческие коллективы не только Татарского культурного центра, но и артисты всех культурных обществ, проживающих в ЗКО. Более того, специально на этот праздник приехали творческие коллективы из соседних городов Казахстана, а также России и Республики Татарстан. Я была приятно поражена тем, что старшее поколение западноказахстанцев очень активно вовлечено в творческую деятельность. Наряду с молодежными и детскими коллективами задорно пели и плясали артисты, которым давно за 60, а то и за 70. Фольклорный ансамбль “Ялкын” уже много лет радует уральцев и гостей своим творчеством, в репертуаре которого татарские народные песни. А ведь именно они – хранители татарских песен, которые пели их деды и прадеды.

– Я в ансамбле “Ялкын” с того самого момента, как вышла на пенсию. Весь наш коллектив состоит из пожилых артистов. Нам нравится поднимать настроение гостям, ведь Сабантуй – праздник веселья и добра, – делится своими впечатлениями участница фольклорного ансамбля “Ялкын” Роза АМИНОВА.

О высоком статусе Сабантуя говорит и то, что у праздника имеется собственная эмблема – домотканое татарское полотенце с красным орнаментом на фоне голубого неба.

Белое полотенце – символа мира, созидания, чистоты помыслов, сохранения национальных традиций и любви к родной земле. Символ праздника в торжественной обстановке вынесли на сцену, и это был один из ключевых моментов мероприятия.

– Я хочу поздравить всех соотечественников, а также весь народ Казахстана с праздником. Это торжество, которое направлено в будущее, поскольку, что-то сея, мы хотим, чтобы у нас пополнялось и приумножалось добро, счастье, здоровье. Хочу пожелать, чтобы благосостояние росло, был мир на земле, – заявил вице-консул Российской Федерации в г. Уральске Хаджимурат АТМУРЗАЕВ.

К полудню Сабантуй был в самом разгаре. Бойко шла торговля чак-чаком, учпочмаками и другими блюдами татарской национальной кухни. Чак-чак – один из главных символов гостеприимства татарского и башкирского народов. Он олицетворяет Дружбу, Единство и Гармонию. Всем было интересно попробовать красиво оформленные мини-торты чак-чака. Здесь же была организована выставка блюд татарской культуры, где можно было ознакомиться с огромным количеством всевозможных пирогов разной формы и содержания.

Выставка произведений татарских авторов, таких как Муса Джалиль, Габдулла Тукай и других, а также выставка музыкальных произведений татарских композиторов и певцов привлекла большое внимание гостей праздника. Здесь же разместилась выставка-продажа изделий народных умельцев. Широким спросом пользовались мини-тюбетейки, которые можно приколоть как на волосы, так и на дамскую шляпку. Делает их член Татарского общества Эмэгулсум КУЖАЕВА, которая признается, что рукоделием увлекается давно, но особенно ей нравится делать тюбетейки с татарским орнаментом и вязать кружевные воротнички.

Но какой же праздник без спортивных состязаний? В них были задействованы и дети, и взрослые. Особой популярностью у детей пользовались бои мешками на бревне. В этой игре 2 участника верхом садятся на бревно, которое установлено в полутора метрах от земли. А затем мешками, наполненными сеном, пытаются сбить соперника с бревна. Не менее веселыми были состязания под названием “Бег с коромыслом”. Это когда участники, водрузив на плечи коромысла с ведрами, наполненными водой, должны быстрее остальных добежать до финиша и не пролить воду. Особый интерес у детворы вызвала игра “Битье горшков”. Участника с завязанными глазами отводят от горшка на 10–12 шагов и поворачивают на 180 градусов. Если участник ударит палкой и разобьет горшок, получит приз. Нужно сказать, что проигравших не было. Все получили призы.

Кульминацией праздника стала национальная борьба куреш. Цель – бросить соперника на лопатки.

Для этого надо быть в хорошей физической форме и владеть техникой борьбы. Здесь сражаются по весовым категориям: начинают борьбу мальчики 5–6 лет, затем поочередно борются мальчики постарше, далее – юноши и мужчины. После нескольких удачных схваток победитель становится претендентом на звание сильнейшего батыра. Когда таких претендентов набирается несколько человек, их борьба становится главным моментом состязаний. Победителя всех схваток называют “Батыр Сабантуя” и дарят приз – живого барана. Кстати, баран с самого утра ждал своего нового хозяина за сценой, будучи привязанным к дереву. Поначалу я подумала, что это жертвенный агнец, который ждет своей участи быть закланным. Но финал оказался очень счастливым.

А еще считается, что во время праздника девушки и юноши могут найти свою судьбу. Если они познакомились в этот день, то их любовь будет самой крепкой. А если во время праздника сыграть свадьбу, брак будет счастливым и благополучным.

В Казахстане Сабантуй отмечается уже на протяжении 20 лет. Феликс БАЮКАНСКИЙ, бывший начальник отдела культуры г. Уральска, вспоминает, как этот праздник в самый первый раз отмечали уральцы в конце ХХ столетия. О таком размахе праздника, как сегодня, тогда даже не могли мечтать. Это были первые шаги, направленные на консолидацию общества, на то, чтобы каждый этнос мог гордиться своими культурой и традициями.

– Тогда, в 90-е годы, организовывались в стране первые национально-культурные центры. У нас было 5 таких центров. И одним из первых был создан Татарский этнокультурный центр. Мы собрались в кафе, рассказывали о традициях и обычаях татар. Впервые пробовали татарские блюда, читали стихи, пели песни. Это было необычно и очень интересно, – рассказывает Феликс Баюканский.

За 30 лет Независимости в Казахстане была создана собственная уникальная модель общественного и межнационального согласия, общенационального единства. Под эгидой Ассамблеи народа Казахстана все большие и малые народы и этносы в нашей стране живут в мире и согласии. И сегодня как никогда общество осознает, насколько хрупок мир и как важно его сохранить.

– У нас, в Казахстане, под мирным казахским шаныраком в мире и согласии проживают более 130 этносов, которые полностью поддерживают ту политику, которую сегодня проводит глава нашего государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ. Это подтверждает прошедший всенародный референдум. Мы все разные, и в то же время мы – единый сплоченный народ.

Сабантуй – древний татарский и башкирский праздник, который идет из глубины веков. Это праздник мира и труда. Он объединяет народы. Такие праздники нужны. Тем более, когда в мире разворачивается сложная геополитическая ситуация, возникают новые угрозы и вызовы, мы должны делать акцент на такие мероприятия, чтобы укрепить наш мир, который есть в Казахстане. Когда соседи, братские народы, знают традиции, культуру, язык друг друга – это дорогого стоит.

Казахский и татарский языки очень близкие – у нас одни корни, одна религия, в традициях очень много общего.

Казахстанская модель общенационального согласия – уникальная модель. Благодаря проводимой политике в государстве мы живем в мире и согласии. Не каждая страна этим может похвастаться. За то, что под большим казахским шаныраком сплотились все народы страны, большой рахмет казахскому народу, – отметил в интервью “КАРАВАНУ” заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана, заместитель председателя национального совета Всемирного конгресса татар Тауфик КАРИМОВ, который специально прибыл в Уральск на празднование Сабантуя.

У каждого народа, проживающего в Казахстане, свои праздники и традиции. И главное – уважение к ним со стороны соседей. В Казахстане этот принцип соблюдается. Он незыблем. А иначе и быть не может, ибо Родина у нас одна. И каждому из нас дорог мир на родной земле.

УРАЛЬСК