И все же, давайте попытаемся понять, что год наставший нам готовит?
В Казахстане главным политическим событием станут, конечно же, выборы в парламент. Сами понимаете, как бы их ход не контролировали власти, все равно это действие станет "праздником демократии" местного разлива.
Другое дело, что праздник этот будет излишне шумным и очень грязным по используемым в нем PR-технологиям. И все из-за того, что мы еще не наигрались в выборные игры.
Это вон, в России - от них уже устали: у них там целая десятилетка выборных баталий случилась. Выбирали всех кого ни попадя: губернаторов, мэров, региональные законодательные собрания, курултаи, президентов и т.д. и т.п.
У нас же с этим, все спокойней. Выборы можно на пальцах одной руки пересчитать. Молодые, да ранние миллионеры было рванулись пару лет назад поддерживать радикальное крыло чиновников-реформаторов, - да только ногти обломали. Власти им, видите ли, побольше захотелось. Но субъективное противодействие "революционерам" и объективная ситуация в стране не позволили произойти подобным событиям.
И те, из новоявленных оппозиционеров и их спонсоров, кто был поумней, бросили "площадно-подпольную" работу и переключились на создание партийной структуры которая бы стала дееспособной на выборах. То есть, они вернулись в лоно закона.
Остальные же их коллеги продолжили игру в "громкие" общественные движения и ангажированные извне правозащитные организации. Результатом этого стали оглушительные провалы "непримиримых демократов" на выборах в маслихаты 2003 года
Кстати, не очень (и это мягко сказано) повезло на этих выборах и партиям, которые построили свою предвыборную платформу на критике власти. Критике, не то чтобы огульной, а какой-то неконкретной. И совсем уж плохо у оппозиционеров всех цветов и размеров было с собственными предложениями. Оказалось, что все они еще грезят теориями горбачевской перестройки и парадигмами мятежного Верховного Совета РК середины 90-х годов прошлого столетия.
И это в то время, когда большинство казахстанцев осознали, что главная функция государства, - это не мешать простому человеку зарабатывать себе на жизнь. Вполне понятно, поэтому, что избиратели попросту отвернулись от политиков, предлагавших отказаться от поступательного развития страны и перейти к скачкам "демократизации ради демократизации".
Действительно, сегодняшнему жителю республики, научившемуся зарабатывать в рыночных условиях, довольно трудно понять, КАК может улучшиться его жизнь от того, к примеру, что в региональных избиркомах будут заседать исключительно представители 9 ныне существующих в стране политических партий.
И подобных "лозунгов-фантомов" у нашей оппозиции - пруд-пруди… И, чем быстрее она от них откажется, тем проще ей будет достучаться до избирателей.
Что же до партий, лояльных нынешней власти, - то им, в какой-то степени, будет даже тяжелей, чем оппонирующим политикам. Ведь парламентские выборы, в любом случае, станут периодом возбуждения общественного интереса к оценке действий официальной Астаны.
И тут таким партиям необходимо найти тонкую грань между конструктивной критикой правительства и точечными, но реальными предложениями по совершенствованию системы государственного управления. Хотя бы, потому что, теория "Всеобщего Одобрямса" на выборах-2004 автоматически не сработает.
А вообще, в Казахстане перед парламентскими выборами создалась уникальная ситуация. Она характеризуется тем, что в политическом центре находится сразу 5-6 партий, к тому же не скрывающих свои провластные симпатии. Оппозиционные же партии явно мечутся справа-налево, пытаясь одновременно вступиться и за бедных и за богатых. Такая скученность с одной стороны и разбросанность, с другой, - ставят казахстанского избирателя перед нелегким выбором.
Выбором, который может привести к тому, что в будущий парламент попадут депутаты лишь от 2-3 партий.