Подробные разъяснения прессе по этому поводу дал первый заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан Рустам АХМЕТОВ.
– По данному вопросу 12 октября прошлого года правительством утвержден Национальный проект по развитию предпринимательства, и в соответствии с поручением главы государства вначале отмена дифференциации тарифов будет осуществлена в 3 регионах – Алматы, Западно-Казахстанской и Костанайской областях, – сказал он. – И давайте объясним цели этой работы. Текущая ситуация связана с установлением разных тарифов для отдельных категорий потребителей. Национальным же проектом предусмотрено сокращение этой разницы до 2025 года. Исторически услуги электроснабжения всегда оказывала одна монопольная компания, а сегодня это 36 регулируемых энергоснабжающих организаций. Они всем известны, и каждая из таких компаний обслуживает отдельно взятый регион. В силу этого потребитель сейчас привязан к одному поставщику услуг.
Вместе с тем, как отметил Ахметов, на данный момент законодательно услуга электроснабжения находится в конкурентной среде. Кроме 36 энергоснабжающих организаций (ЭСО) в Казахстане работают свыше 90 альтернативных ЭСО, при этом в каждом регионе их не менее 5.
Дифференциация тарифов по группам – одна из причин, ограничивающих конкуренцию между старыми сбытовыми компаниями и новыми, соответственно, ограничивается и право потребителя на выбор ЭСО, возможности его смены и т. д.
– Что такое дифференциация тарифов? – поясняет Рустам Ахметов. – Общий тариф на электроэнергию состоит из затрат на ее производство на электростанциях, надбавки на поддержку ВИЭ, передачу по электрическим сетям и расходы ЭСО. Далее этот тариф делится, то есть дифференцируется для оказания социальной поддержки населению, бытовым потребителям. Это правильная цель, государство в обязательном порядке осуществляет социальную поддержку. Но здесь вызывает вопросы сам механизм оказания такой поддержки, а именно – за счет искусственного повышения тарифов для одних, юридических лиц и бюджетных организаций и снижения тарифа для всех бытовых потребителей.
Пилотный проект направлен на изменение данной дифференциации, ее поэтапное сокращение и отмену в течение нескольких лет.
– Есть 2 основных недостатка такой дифференциации тарифов, – поясняет Ахметов. – Первое – не соблюдается главный принцип социальной поддержки, а именно – ее адресность. Она должна оказываться тем, кто действительно в ней нуждается. При этом текущий механизм этого не учитывает. Если у состоятельной категории населения затраты на электроэнергию могут занимать 1–3 процента от дохода, что говорит о том, что он не нуждается в соцподдержке, в затратах отдельных семей она может занимать существенную долю в силу меньших доходов. Второе последствие связано с тем, что состоятельные домохозяйства тратят намного больше электроэнергии. Отапливают дома, крыши, полы и прочее. А так как общая сумма не учитывает адресности, то большая часть денежной поддержки уходит именно на содержание такой категории потребителей. Между тем данные денежные средства по своей цели рассчитаны на малоимущие и социально уязвимые слои граждан.
На сегодняшний день основной источник для удешевления тарифа для населения – это повышение тарифов для местного малого и среднего бизнеса.
– Именно МСБ, так как крупный энергоемкий бизнес покупает электроэнергию напрямую с электростанции, и дифференциация на них не распространяется, – подчеркивает Ахметов. – Переплата составляет свыше 31 миллиарда тенге в год, что в итоге ложится в себестоимость их товаров, работ и услуг, которую затем мы все, как потребители, покупаем. Поэтому данное скрытное субсидирование в итоге всё равно оплачивается потребителями, и электроэнергия на самом деле дешевле не становится. При этом постоянное откладывание роста цены электроэнергии для юридических лиц становится невозможным.
Так как на рынке присутствуют альтернативные ЭСО, юридические лица переходят на обслуживание к ним, и в итоге от этого у регулируемых ЭСО возникают убытки и растет средний тариф.
– Сейчас отмечается тенденция завышения тарифов для бюджетных учреждений, но так как их объемы потребления невелики, их тарифы сейчас составляют 50–60 тенге за киловатт/час, – уточнил Рустам Ахметов. – Общая сумма достигла свыше 20 миллиардов тенге, и она будет только расти при текущей схеме дифференциации. А это выпадающие доходы местных бюджетов.
Цель намеченных на уровне правительства преобразований заключается не в повышении тарифа как такового, а в создании современного рынка услуг электроснабжения.
– Преимуществами его будут избавление от так называемого “коммунального рабства”, когда ЭСО будет зависеть от потребителя, а не потребитель от ЭСО. Потребитель будет иметь возможность сменить “не устраивающую” его ЭСО, – подчеркнул Ахметов. – Также в долгосрочной перспективе это гарантирует выбор самой низкой цены среди всех предложений на рынке, повысит качество обслуживания, параллельно развивая дополнительные услуги.
Отмена дифференцированных тарифов не будет одномоментной!
– В Национальном проекте предусмотрен полный отход по стране до 2025 года, по отдельным регионам, где разница очень большая, возможно, будет больше, – пояснил Ахметов. – Зарубежный опыт регулирования показывает, что к этому надо подходить поэтапно, а социальная поддержка будет адресной. И первый этап – в 3 регионах в текущем 2022 году. Повышение бытового тарифа составит 10 процентов, что отразится в среднем в ежемесячной квитанции в размере не более 300 тенге. Второй этап – завершение пилотных проектов и начало сокращения дифференцированных тарифов с 2023 года. При этом повышение тарифов для бытовых потребителей не затронет действующих и новых получателей жилищной помощи. Кроме того, до пересмотра тарифов будет организована разъяснительная работа среди МСБ о необходимости снижать цены на свои товары. При явном злоупотреблении таким правом будут применены меры антимонопольного регулирования.
Подробно, какие изменения ждут получателей жилищной помощи, рассказала Дилдаш ИСКАКОВА, заместитель руководителя управления координации занятости и социальных программ Западно-Казахстанской области.
– Изменение тарифа не повлияет на увеличение коммунальных расходов для получателей жилищной помощи, так как разница между действующим и новым тарифом будет возмещаться из местного бюджета, – пояснила Искакова. – К слову, на сегодня с МТЗСН разработана автоматическая информационная система “Цифровая карта семьи”. Цель здесь – создать один из инструментов социальной политики, направленный на оценку семей, выявление семей и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, определение им мер социальной поддержки в проактивном формате.
С июня 2022 года Цифровая карта семьи официально в пилотном режиме введена во всех регионах страны.
– У нас доля предельно допустимых расходов на оплату коммунальных услуг составляет в районах 5 процентов в городе Уральске, 7 процентов – для социально уязвимых слоев населения, – рассказала Искакова. – И 10 процентов – для граждан, имеющих статус безработных, многодетных, малообеспеченных.
Среди получателей жилищной помощи в ЗКО 69 процентов – пенсионеры, 6,1 – работающие по найму, 7 – инвалиды, 6 – безработные и 12,1 процента – остальные категории. Более 74 процентов получателей жилищной помощи составляют жители города, где оказывается широкий спектр коммунальных услуг.
В 2021 году по Западно-Казахстанской области жилищная помощь оказана 1 425 семьям на сумму 43 миллиона тенге.
– Назначение жилищной помощи оказывается отделами занятости и социальных программ районов и города Уральска согласно “Правилам определения размера и порядка оказания жилищной помощи малообеспеченным семьям, гражданам”, которые утверждаются решениями районных и гормаслихатов, – напомнила Искакова. – Госуслуга оказывается через Государственную корпорацию или веб-портал электронного правительства, за назначением жилищной помощи заявитель обращается 1 раз в квартал. Срок оказания государственной услуги составляет 8 рабочих дней.
Жилищная помощь предоставляется за счет средств местного бюджета малообеспеченным семьям, гражданам, постоянно зарегистрированным и проживающим в жилище, которое находится на праве собственности как единственное жилье на территории Республики Казахстан, а также нанимателям жилища из государственного жилищного фонда и жилья, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде.
Для справки
Жилищная помощь определяется как разница между суммой оплаты расходов:
– расходов на содержание жилого дома (жилого здания) семьям (гражданам), проживающим в приватизированных жилых помещениях (квартирах) или являющимся нанимателями (поднанимателями) жилых помещений (квартир) в государственном жилищном фонде;
– потребления коммунальных услуг и услуг связи в части увеличения абонентской платы за телефон, подключенный к сети телекоммуникаций;
– арендной платы за пользование жилищем, арендованным местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, и предельно допустимым уровнем расходов малообеспеченных семей (граждан) на эти цели, установленным местными представительными органами.
Размер ЖП напрямую зависит от расходов на коммунальные услуги и совокупного дохода семьи.
Евдокия ДУНЯЕВА, ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ