На днях в телеграмм-канале Минэнерго РК появилось небольшое информационное сообщение, которое странным образом почему-то прошло практически никем не замеченным. А зря. Потому как, согласно тексту, ведомство рассказало об очередной «корректировке тарифов на электроэнергию», сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.
- В соответствии с пунктом 2 статьи 12-1 закона РК «Об электроэнергетике» 24 энергопроизводящими организациями поданы заявки на корректировку предельного тарифа на производство электрической энергии с 1 января 2024 года, - говорится в сообщении.
Причем якобы, по данным этих организаций, «корректировка связана с увеличением не зависящих от компаний затрат».
В частности, в заявках отмечается повышение расходов на топливо – уголь и газ, с учетом транспортировки, которые в общем объеме затрат на производство электроэнергии составляют порядка 60 процентов. Также, согласно приведенным данным, проекты предельных тарифов вроде как учитывают и увеличение заработной платы производственного персонала, соразмерное уровню инфляции в стране. При этом отмечается, что численность персонала энергопроизводящих организаций составляет порядка 50 тысяч человек при дефиците квалифицированного персонала в 30 процентов, что «является следствием кадрового голода и низкой заработной платы в секторе».
Кроме того, «увеличение тарифа обусловлено ростом стоимости закупки и транспортировки материалов и оборудования, необходимых для проведения ремонтной кампании и обеспечения стабильной работы энергопроизводящих объектов».
В итоге «среднее увеличение предельных тарифов по Казахстану, согласно поданным заявкам, составляет в среднем до 2 тенге за кВтч».
Однако при этом странным образом не упоминается ни о том, как обстоят дела в секторе после недавнего, летнего, повышения расценок на электроэнергию, ни о том, на что были потрачены при этом деньги, полученные от потребителей. Что уж говорить о прошлых годах, даже паре-тройке десятилетий, когда энергопроизводящие организации бодро отчитывались в конце каждого года о многомиллионных доходах «чистой прибыли». Как и о том, что периодический рост тарифов на энергоносители в республике неизбежно влечет за собой по цепочке буквально шквал роста цен на все остальное.
Таким образом, даже то, что в настоящее время указанные заявки находятся пока что на стадии рассмотрения, оптимизма, в том числе и отечественным экспертам, не внушает. Своим мнением по данному вопросу с Caravan.kz поделился экономист Расул Рысмамбетов.
- Мы сейчас находимся на распутье, потому что, во-первых, производство электроэнергии в Казахстане не растет, и нам нужны туда чудовищные инвестиции. Например, только бюджет экибастузского проекта составляет порядка триллиона тенге.
Во-вторых, отмечу, что KEGOC уже инвестирует весьма серьезные финансы в усиление электросетей на юге республики, чтобы улучшить транзит в сторону Узбекистана.
Но – да, все предыдущие годы, даже десятилетия мы практически не инвестировали в новые генерации. Сейчас в республике три энергообъекта собираются строить россияне, но до тех пор в Казахстане будут большие проблемы с энергетикой.
Что касается ежегодных отчетов энергетических компаний о миллионных цифрах чистой прибыли, то тут много вопросов – к KEGOC, к производящим и поставляющим электроэнергию организациям. В том числе и касающихся закупки оборудования. Однако почему получаемую на протяжении всех лет прибыль было не реинвестировать в производство, в новые, повторюсь, генерации, в повышение зарплаты квалифицированным сотрудникам?
"Ситуация очень тяжелая": почему экономика Казахстана одна из самых энергоёмких в мире
И сегодня, я думаю, тарифы будут понемногу повышать – до тех пор, пока граждане смогут их оплачивать. Как пример – повышение тарифов уже произошло в этом году с 1 июля. Возможной альтернативой может стать строительство АЭС, вопрос о котором поднимает государство.
А пока что очередное увеличение тарифов просто повлечет за собой рост цен и в других сферах жизни. Полагаю, это будет в пределах от 5 до 20 процентов, не более. Так как государство, скорее всего, будет смотреть на «предел болезненности» для казахстанцев. Тем не менее боюсь, что время относительно дешевых газа, воды, электричества и т.п. все-таки подходит к концу, - заключил эксперт.
Астана