С ними зима и с ними Бог

Автору экспозиции, молодому художнику и фотографу, тема зимы особенно близка. Виолетта родилась в Петропавловске в январе, детство и юность пришлись на жизнь в самом снежном городе страны.

– В своих работах я стараюсь сочетать разные медиа, и на выставке “54°52′ северной широты” представлена серия фотоколлажей, живопись, инсталляции и видеоарт, посвященные североказахстанской зиме. Прошлогодняя зима внесла коррективы в мою жизнь – из-за пандемии я надолго осталась дома (Виолетта учится в Москве). А в обычное время я, как истинный кочевник, активно перемещалась через границы.

И именно в тот период я поняла, что зима – это бесконечное медитативное пространство, которое, подобно ластику, стирает всё ненужное, наносное. Своеобразная детоксикация в век информационного шума, многозадачности, апофеоза продуктивности. А зимой у тебя появляется возможность замедляться, дышать полной грудью и сфокусироваться на чем-то важном и высшем, – рассказывает “КАРАВАНУ” художница.

Некоторые фотографии в серии появились случайно – автор работала в мастерской, где замерзли окна, и решила запечатлеть застывшую красоту. Другие увидели мир после вылазок на природу, в любимые локации Виолетты в Петропавловске и пригороде.

– В поселке Солнечном открывается прекрасный вид на живописные места: Ишим, леса, бесконечное пространство. Эти пейзажи нашли отражение в моих работах. А видеоарт я создала после того, как ежедневно снимала людей на камеру из окна. Сначала мне было интересно наблюдать за прохожими, пробирающимися сквозь сугробы, а после я осознала, какая это благодатная основа для творчества. В итоге мои наблюдения вылились в видеоарт, посвященный нашему “снежному” человеку. Он суровый, четко знает, что делает и куда идет, ведь когда на улице мороз под тридцать, ты должен структурировать свой маршрут и не выходить из дома без надобности в ту пору, когда отменяют занятия и работу, а машины не заводятся. Такая фильтрация действий человека – делать то, что действительно нужно, – делится с нами Виолетта.

“Мое окно – мой стеклянный телевизор. Тонкий и ясный. Сантиметровый контакт с миром. Я здесь. Я – там. Они – там, не здесь. Черные по белому. Зря не ходи. Поторопись, не мнись, не оглядывайся. Один человек. Один северный человек, идущий (по делам), и ребенок (без дела). С ними зима и с ними Бог”,– так описала художница своего “Снежного человека”.

Погружение в зиму и мысли прохожих, размышления над собственным бытием происходят на фоне порывов ветра и северных мелодий. В этот момент чувствуешь одиночество, такое же бесконечное, как зимние просторы.

– Да, именно эту тему я зафиксировала в коллажах: люди одиноки, за исключением кадра, где они сплачиваются, чтобы толкнуть машину. И вообще у меня идет постоянная рефлексия по поводу зимы, пустоты и бесконечности. И под влиянием этого сезона я выбираю в живописных работах пастельные северные тона, ярких цветов у меня практически нет, – отмечает художница.

Полотна Богдановой посвящены матери-природе, и внимательный зритель увидит в них священные для человека образы. В ряду северных видов выделяется пейзаж с горами Алматы.

– Эту работу мне хочется назвать “Природный ковер”. Чувствуете другую энергию, не наших равнин, степей, а гор?.. Мне нравятся ковры, особенно среднеазиатские, и узоры, в которых зашифрованы природные коды. И этот ковер соткан из деревьев, гор и рек, – рассказала Виолетта.

Как призналась художница, в последнее время ей близка абстрактная живопись:

– Хотя раньше я четко задумывалась над идеей и концепцией работ, фокусировалась на фигуративном искусстве. А сейчас мне хочется работать в состоянии потока, создавать визуальную музыку.

После нашего знакомства с произведениями автора можем сказать, что ему это удалось: мы прочувствовали и музыку, и пространство разных миров, объединенных белым полотном зимы.

НУР-СУЛТАН – ПЕТРОПАВЛОВСК