«С нами могут расправиться по законам шариата»: как живут казахи в Афганистане после прихода талибов к власти

«Казахстан не может развивать космические технологии, пока Байконыром владеет Россия»

На портале Аbai.kz была опубликована статья Айжан Темирхан о возвращении Байконыра Казахстану.

«В течение почти 30 лет Россия арендует у Казахстана космодром Байконыр. Несмотря на то, что город Байконыр относится к территории Казахстана, ему присвоен статус города федерального значения, и юридически он относится к Московской области. Глава Байконыра также назначается президентом России. Конечно, он согласовывается с нашим президентом. По сути, город, расположенный на нашей земле, играет ту же роль, что и анклав другого государства. Очевидно, что это несет высокие геополитические риски», ― отмечает автор.

В статье она также процитировала политолога Досыма Сатпаева. По его словам, пока Россия владеет Байконыром, Казахстан не имеет возможности развивать там свои технологии.

«Срок аренды российского космодрома Байконыр истекает только в 2050 году. До тех пор мы будем только наблюдать за бурным развитием других стран в сфере космоса. Казахстан мог бы развивать космическую отрасль в своих национальных интересах, вместо того, что бы сдавать космодром в аренду. Для этого нужны политическая свобода, прагматизм, патриотизм и разум. Надо бороться с массовой коррупцией. Пока наш космодром находится в чужом владении, маловероятно, что другие государства поделятся с нами опытом и поделятся новыми технологиями. Нам нужно выпускать своих инженеров, конструкторов, ученых», ― подытожил Сатпаев.

«У казахстанцев со времен СССР осталась привычка жить по тюремным понятиям»

На портале Аlashainasy.kz было опубликовано высказывание Самата Нордмана о привычках и мировоззрении казахстанцев, оставшихся со времен Советского Союза.

Автор начинает с того, что  на территории бывшего СССР сообщение о нарушениях в компетентные органы воспринимается как синоним предательства. Такие люди были бы известны в народе как «дятлы», «стукачи» и лишенные чести.

«Эта тенденция, по-видимому, сформировалась из тюремного менталитета СССР. Только в регионах союза появилось такое понятие как "вор в законе". Молодые люди воспринимают полицейских в негативном ключе и хотят вести себя как преступники. В нашем обществе по той же традиции СССР до сих пор не принято информировать компетентные органы о взяточничестве и других преступных явлениях. За исключением немногих, кажется, что все живут по тем же “тюремным понятиям”. Поэтому я думаю, что для создания дисциплинированного и безопасного и справедливого общества необходимо информировать компетентные органы», ― подчеркнул Самат Нордман.

Он подчеркнул, что в европейских странах каждый человек, ставший свидетелем преступления, даже если это нарушение правил дорожного движения, сообщает об этом в полицию. В европейском социуме это воспринимается не как «стукачество», а скорее, как «гражданский долг».

«Могут расправиться по законам шариата»: как живут казахи в Афганистане после прихода талибов к власти

На портале Stan.kz было опубликовано интервью с этническим казахом Асадуллахом Халики, проживающим в Балхском регионе Афганистана. Он рассказал о жизни казахов Афганистане.

«Отец хорошо знал о Казахстане. Много раз говорил о нашем роде. Рассказывал, что около Туркестанского Шаянды была деревня, где живут "оймауыты". Во времена, когда в 1929 году в Казахстане был голод, наши деды бежали за границу. Также отец рассказывал о вторжении большевиков в казахскую степь», ― сказал он.

По его словам, в районе Балха также есть казахи, однако точные цифры неизвестны. В целом на афганских землях живут племена ногай, канлы, кыпчак, конырат и другие. Есть даже 7-8 деревень кыпчаков. Он отметил, что многие казахи поменяли в паспортах национальность на узбеков.

По его словам, многие афганские казахи забыли свои родные языки. Причиной тому являются межнациональные браки с таджикскими, узбекскими и другими афганскими народами.

«Казахи, живущие в городе, начали забывать свои родные языки. Те, кто как мы, живет в деревне, смогли сохранить его. После прибытия талибов мы не забиваем лошадь на согым. Если талибы узнают, накажут нас по законам шариата. Казахи не могли без скота. Но в нынешнем состоянии мы не можем даже приготовить кымыз. Мы многое начали забывать», ― посетовал он.

Перевод материалов отражает лишь точку зрения оригинальных публикаций и не является позицией медиа-портала Caravan.kz.