К примеру, травмы в наших селах до сих пор из серии “хоть стой – хоть падай”.
Это специфика сельского существования. Конь поскользнулся на льду и упал, вытянув в стороны все четыре ноги – а его всадник ушибы залечивал несколько недель. Другой после того, как заснул в седле, проснулся… посередине огромной лужи. Доярке корова наступила на ногу и стояла на ней, несмотря на вопли и шлепки по спине и бокам. Ну а просто перепрыгнув на темной улице арык, можно сломать ногу. Хирург из города Саркана Алматинской области Темир ТИЛЕМИСОВ за 44 года врачебной практики видел и не такие случаи.
– Темир Зыкаевич, судя по рассказам местных жителей, каждый второй сарканец хотя бы раз в жизни падал в погреб. Причем ни с кем никогда ничего не случалось. Но это ведь яма 2–3 метра глубиной...
– Я также пациентов таких не припомню, значит, всегда такие падения заканчивались царапинами, ушибами, ну и, наверное, легким шоком – говоря проще, злостью и досадой на себя или на тех, кто этот погреб выкопал. А вот падения с крыши – это посерьезнее, и случались они не единожды. Снег полез скинуть, трубу почистить, починить там что-нибудь – никому ведь и в голову не придет веревкой обвязаться! Подумаешь – на крышу слазить! А поскользнуться на заснеженной кровле проще простого. Не говоря уже о том, что некоторые могут еще и выпить перед этим “для храбрости”. Обычно пострадавшие ломают ноги или повреждают позвоночник.
Мальчишки падают с деревьев – что интересно, они почти всегда ломают только руки, то есть успевают в отличие от взрослых сгруппироваться, приземляясь, как кошки, на конечности.
– По неофициальной информации, прошлым летом в соседнем районе собака насмерть загрызла ребенка. По информации официальной, в райцентре Саркан каждый год уничтожают более трехсот собак, но справиться с их “воспроизводством” не могут. Огромные псы до слез пугают не только детей, иногда и взрослым, стремглав от них убегая, приходится через заборы перепрыгивать…
– Не припомню, чтобы нападение заканчивалось смертью, но в 2017 году в нашу районную больницу обратились 96 (!) человек, укушенных собаками. В 2016-м их было 72. Всем ввели вакцину от бешенства, ведь это заболевание до сих пор лечению не поддается. Но собака на улице – это далеко не самое страшное. А вот если по улицам волк бегает… Жертвы челюстей: счет – на десятки тысяч
Лет десять назад в небольшом ауле случилось именно так – волк забегал во дворы, дома. Искусал четырех человек, прежде чем его удалось запереть то ли в комнате, то ли в сарае, и кто-то из местных смельчаков зарубил его топором.
Переполох был на весь район. Всех пострадавших поместили в больницу – и укусы были серьезные, не сравнить с собачьими, и серьезные основания подозревать у зверя бешенство. Все обошлось, а волк, может быть, был не бешеным, а выращенным в неволе. Старики знают, а молодежь, может быть, и нет о том, что волчонка, даже если его взять в дом слепым щенком, никакой лаской, заботой или дрессировкой не сделаешь собакой.
– Помню, как в раннем детстве мы страшно боялись гусей – они шипели и гонялись за нами!
– Если в доме дети, а во дворе гуси, родителям надо быть поосторожнее. Гусак запросто может выбить маленькому ребенку глаз, ведь они ростом одинаковые! Гусь может быть гораздо опаснее агрессивного петуха, а ведь они порой и на взрослых нападают. Но заканчивается это обычно не более чем нецензурными воплями “пострадавшего” и смехом домочадцев.
– Местному священнику недавно собственная кошка прокусила насквозь ладонь. А если каждый день имеешь дело не с кошкой-собачкой, а с лошадьми или коровами?
– Не каждый день, но нередко за помощью обращаются укушенные лошадьми. Пострадавшим от зубов лошадиных, как и собачьих, обязательно делаем прививку от бешенства. Конь может цапнуть довольно-таки сильно, а если лягнет задними ногами, то точно мало не покажется. Но реальную опасность для жизни представляет нападение быка. Мужичку, которого собственный бык поднял на рога, пришлось делать сложную операцию на брюшной полости.
И если от сильных собачьих укусов, в принципе, можно уберечься, то скотина не предупреждает человека о своей агрессии поведением или ревом, к примеру.
Надеваешь уздечку, лошадь голову чуть приподняла и цапнула тебя за руку – кто знает, что ей вдруг не понравилось. А бычьи рога? Хозяин, конечно, в курсе, что его бык может быть агрессивным, но нужно ведь ему каждый день сена дать, в загоне убрать, выгнать его оттуда или загнать. Близкого контакта все равно не избежать, а если ты боишься скотину, в деревне жить тебе будет очень тяжело.
– Случай, когда доярке корова наступила на ногу и не желала с места сдвинуться, несмотря на ее крики и шлепки, вовсе не выдумка!
– Хорошая корова, спокойная. Таких легко и очень удобно доить. А случай для аула самый заурядный. Женщины поселка Оcтемир научились рожать в такси
– Прошлым летом в Алматинской области пчеловода в горах укусила змея. Человека пришлось госпитализировать в реанимацию. Он еле выжил. То есть и в наше время это реальность – едва не умереть, а может, и умереть от укуса змеи?
– Конечно, реальность. Ему повезло, что успели до больницы довезти, там вакцина против змеиного яда обычно всегда есть. А вот лекарства против яда каракурта где-то может и не оказаться. В прошлом году в Аксуском районе человек умер после укуса этого паука – в районной больнице вакцины не оказалось.
– У всех, может быть, за редким исключением, сельских жителей давно уже возникла твердая уверенность, что в местные больницы обращаться бесполезно хоть с тяжелым, хоть с легким недомоганием. И с травмами тоже?
– Отвечу только за хирургов: претензии людей к нам практически всегда обоснованны. Хирургам нужна каждодневная практика. Но операции в районных больницах проводятся не каждый день. Сложные мы вообще не делаем.
Современного оборудования в сельских операционных, как правило, нет. Где набираться опыта молодому специалисту?
В конце концов сам начинаешь чувствовать, что скатываешься на уровень фельдшера. А ведь травмы по числу пострадавших во всем мире стоят на втором месте после сердечно-сосудистых заболеваний…
АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ