Шестое чувство археолога
- Арман, вы – сын знаменитого археолога Бекмуханбета Нурмуханбетова, считающегося первооткрывателем Золотого человека, расскажите, как эта находка отразилась на судьбе вашей семьи, вашего отца?
- Ввиду того, что Золотой человек в советские времена, как и вся кочевая цивилизация,не был особенно в почете, не был распиарен, как сейчас, соответственно, не было чего-то уникального и ценного на уровне общенационального достояния, поэтому на нашей семье это никак не сказалось, - отвечает историк, писатель, пропагандист культуры Великой степи Арман Нурмуханбетов. - Вплоть до 90-х годов, пока страна не получила независимость, это никак не акцентировали. И только после того, как был воздвигнут монумент Независимости Казахстана в Алматы, когда Золотой человек стал признанным национальным достоянием, символом республики, началась бешеная популярность отца. Соответственно, и нас, его сыновей, представляли при знакомстве как «сына археолога, который нашел Золотого человека». На этом все. Никаких наград, званий, тем более денежных вознаграждений, кроме 200 рублей премии, за это открытие отец не получил. Никаких преимуществ, льгот, особого статуса – не было. Мы продолжали оставаться скромной алматинской семьей из микрорайонов. Единственное, что мне врезалось в память: однажды на Новый год мама связала мне свитер, который должен был имитировать кольчугу. У нас дома валялась горсть бляшек, разумеется, не золотых - латунных копий от костюма Золотого человека: тигры, олени и др. Мама нашила их на свитер, а из картона и фольги сделала недостающие элементы, также смастерила остроконечную сакскую шапку. Научила меня стишку: «Я - сак. У меня акинак». И с этим стишком я ходил на Новый год, это был 3-й класс, на школьном празднике тогда никто и понятия не имел, что это за костюм, что за образ…
- Что обычно об этой находке говорил ваш отец, что ему запомнилось на всю жизнь?
Молодой Бекмуханбет Нурмуханбетов - приблизительно во времена открытия Золотого человека
- Он не выделял особенно никакие моменты, единственное - всегда удивляла, как его самого, так и других археологов, его удачливость в плане новых открытий. Золотой человек - не единственное его открытие, просто самое блестящее. Ввиду исторической судьбы нашей страны эта находка стала самой знаменитой. А так отец открыл много чего, археологи считали его везунчиком, человеком с неким чутьем. Он мог прочувствовать, где есть что-то, хотя никакие внешние приметы, конечно, не говорят о том, что будет найдено золото или открыт целый город. То есть в каждом открытии, которое он совершал, его сопровождало некое чутье, включался мистический механизм. Это же случилось и с Золотым человеком: как мы знаем из истории открытия, центральное погребение было уже пустое, ограблено дважды. А непосредственно Золотой человек находился с юго-восточной стороны, то ли его подхоронили позднее в уже готовый курган, то ли сделали тайное погребение. Ведь ни в одной археологической методике не утверждается, что нужно обязательно копать во всех частях кургана. Уже когда собирались забирать технику и ждали транспортер, отец попросил бульдозериста сделать еще круг, и это стало решающим фактором для открытия Золотого человека.
Желающих присвоить открытие меньше не становится
- Почему пошли сомнения по поводу того, кто открыл иссыкского Золотого человека? Задевали ли эти разговоры Бекен ага?
- Сомнения по поводу того, кто является открывателем Золотого человека, вполне естественны, на мой взгляд, потому что любое великое событие обрастает мифами, и, как говорится, у победы много отцов. Если вы просто проедете по городу Иссыку и спросите у местных жителей, кто нашел Золотого человека, вам скажут: «Мой дядька, мой дед, мой брат, мой сват», некоторые скромно говорят: «Я нашел» и пишут письма в газеты, требуя вознаграждения! В разное время появлялись и до сих пор есть среди археологов желающие присвоить себе это открытие. Некоторые в частных кулуарных беседах об этом говорят. Но с документами трудно спорить, а все протоколы, приказы с печатями, к счастью, сохранились и были найдены Ермеком Джасыбаевым – сотрудником историко-культурного заповедника-музея «Иссык» и опубликованы в книге «Тайна Золотого человека». Отец относился к этим разговорам вообще без эмоций. Были случаи, когда мы сидели на курганах, музей тогда еще не был открыт, там была установлена юрта, в которой мы жили: приходили местные иссыкские ребята и начинали рассказывать, что вот, мол, это их какие-то родственники нашли или что мальчишки обнаружили Золотого человека, не зная, что перед ними сидит первооткрыватель. Они смачно, во всех красках рассказывали эти байки, отец слушал, но никак не реагировал, он всегда был равнодушен к этим дрязгам. Когда пошел общественный резонанс на тему, кто автор открытия – он вообще никак не участвовал в этих разговорах. Отец никогда не требовал наград и возмещений за свои труды, всегда вел скромную, аскетичную жизнь. А возможно, он предвидел, что однажды обнаружатся эти документы и правда станет достоянием общества. Что и было сделано Ермеком Джасыбаевым, который предпринял титанические усилия по поиску хоть каких-то документов в архиве, не было цели доказать, что именно Бекен ага нашел, у него была задача найти хоть какие-то документы по данной находке.
- Поговорим об одной из главных тайн Золотого человека, что лично вы думаете о половой принадлежности находки: все-таки это был парень или девушка? К примеру, в пользу женской версии могут говорить такие найденные принадлежности, как серьга, зеркало, головной убор, а также то, что захоронение не центральное, а боковое…
- По поводу того, кем был Золотой человек - золотым парнем или золотой девушкой, лично для меня это не является главной тайной, гораздо интереснее, что написано на дне серебряной чаши, которая была обнаружена в кургане Иссык. До сих пор на эту тему идут споры. Есть порядка 20 версий расшифровки этой надписи, какая из них верная – большой вопрос. Насчет половой принадлежности, аргументы, которые приводят: серьга, зеркало и головной убор - неубедительны. Смотрите, зеркала находят в очень многих мужских погребениях как сакских, так и последующих поколениях степняков – гуннов, тюрков, монголов. То есть зеркало являлось не просто аксессуаром для красоты как сейчас, это был сакральный, мистический атрибут. Почему его клали в могилу? Потому что считалось, что зеркало хранит в себе изображение хозяина, не случайно до сих пор рудименты этого представления остались в мировоззрении казахов: когда в доме умирает человек, сразу занавешивают все зеркала в помещении.
Соответственно, зеркала клали, чтобы вместе с человеком ушло и его изображение, которое сохраняется в зеркале. Это элементы древней магии.
Что касается серьги - в те времена мужчины тоже их носили. Есть представление о том, что две серьги носили мужчины у которых уже есть дети, одну – неженатые. Головной убор тем более не доказательство, его сравнивают с саукеле – женским высоким свадебным головным убором. При этом почему-то не задумываются, что в те времена все саки без исключения носили остроконечные головные уборы. На всех изображениях, где есть представители древних народов, кого-то определяют по тунике, а вот саков - по сапогам, штанам и остроконечному шлему. Остроконечная шапка является своеобразным брендом скифо-сакского мира. И, соответственно, она не может служить признаком женщины.
Также в книге «Тайна Золотого человека» приведены заключения российских антропологов Китовых, которые исследовав в очередной раз останки Золотого человека, определили, что это мужчина младше 25 лет. Есть определенные кости и суставы, которые после 25 лет срастаются. То есть возраст нам известен точно. Половая принадлежность ими определена как мужская, по определенным признакам, таким как ширина бедра. Также сохранилась стенограмма первого заседания института археологии имени Маргулана в 70-х годах, где одна из археологов Савельева рассуждает о половой принадлежности, она не делает окончательного о вывода, но говорит о том, что было бы необычно, если бы это была девушка. Значит, она точно знала, что это был мужчина. В конце концов, не важна половая принадлежность Золотого человека, важно, что мы его имеем. Если это будет Алтын адам или Алтын мадам – разницы нет. Мы знаем, что статус женщины в кочевом обществе был весьма высок.
Если даже Золотой человек является мужчиной, не думаю, что это как-то может принизить женскую часть нашего общества.
На самом деле все эти разговоры, что это женщина, на уровне хайпа, некоторые даже говорят, что это… Томирис, никаких доказательств у представителей этой версии – не существует.
С костями обошлись не по-человечески
- Почему на несколько десятилетий были утеряны костные останки Золотого человека, и только в наши дни они нашлись, что за мистика как с пропажей, так и с неожиданной находкой?
- Костные останки были утеряны по одной единственной причине – из-за варварских методов работы советской археологии. Как обращаются с самим курганом, когда толкают его бульдозером, когда машут кирками и лопатами, там, где иностранцы работают совочками и кисточками. Поэтому соответствующее отношение было и к костям: приехали, выкопали, достали все что нужно, исследовали то, что представляет интерес для диссертации конкретного археолога, все остальное выбросили. Абсолютно бесчеловечное, негуманное отношение было и по-прежнему есть к человеческим останкам. Никакого уважения к праху наших предков не было. И тем более не было речи о научном, более тщательном отношении к материалу для исследований. Мой отец вывозил, закапывал эти кости, как бы перезахоранивал, проявляя хотя бы уважение к останкам. Но никакой системы контроля, сохранения, тем более передачи этих костных останков при Союзе не существовало.
И когда бросились искать останки Золотого человека – перерыли массу мест, где их можно было бы найти, но многие годы эту задачу решить не удавалось.
Мне точно не удалось. Это смогли сделать сотрудники музея-заповедника Иссык, благодарю за это директора Гульмиру Мухтарову и Ермека Джасыбаева – в составе еще сотрудников музея нашли следы и обнаружили эти останки и изъяли их. Сам тот факт, что удалось заполучить эти останки – уже величайшее достижение, чудесное открытие сотрудников музея, за что их можно благодарить бесконечно. Так что никакой мистики в пропаже костей Золотого человека нет – элементарная халатность и варварство советской археологии.
Получить ДНК – невозможно
- Почему относительно недавно произведенные российскими учеными исследования костных останков Золотого человека не дали исчерпывающих ответов, в том числе в отношении пола?
- Опять же по вышеуказанной причине халатного и варварского отношения к останкам человека и к самому научному материалу, которые были приняты в советской археологической науке. Кости брались в руки, в том числе случайными людьми, потом останки валялись где-то в коробках, среди различных вещей, не хранились при должной температуре, без соблюдения необходимых мер защиты от разрушения, от замусоривания. К сожалению, на костях Золотого человека сказались все виды неблагоприятного воздействия – кости были серьезно замусорены. Соответственно, выявить настоящее ДНК не представляется возможным. Не только российские генетики и антропологи пытались это делать, самая на тот момент лучшая, оснащенная лаборатория в Копенгагене пыталась это сделать дважды. Приезжали, брали разные типы костей, но результат был тот же. На сегодняшний день тем технологическим оборудованием, которое существует в мире, определить ДНК Золотого человека для исследования не представляется возможным. В связи с исследованием костей Золотого человека хотел бы особо отметить героические усилия Нурбола Баймухана - независимого исследователя, энтузиаста, который потратил собственные средства, чтобы произвести экспертизу в Копенгагенской лаборатории. Благодаря его личным связям, умению убеждать, вкладу в развитие генетики, тому уважению, которое к нему питают сотрудники Копенгагенской лаборатории, дважды была сделана очень дорогостоящая экспертиза, которая практически ничего не стоила Казахстану.
- За счет чего удалось точно реконструировать внешний облик Золотого человека?
- Реконструкция облика Золотого человека - это результат титанических усилий легенды казахской археологии, учителя моего отца – Кемаля Акишева, автора книги «Курган Иссык», изданной в Германии, в которой были впервые опубликованы результаты исследования Золотого человека и сделана реконструкция, на основе которой мы можем увидеть трехмерные копии Золотого человека. Реконструкцией занимались Кемаль Акишев, гениальный художник-реставратор Владимир Садомсков, там и отец мой участвовал. На основании зарисованного и сфотографированного изображения самих останков и на основе имеющихся изображений саков из разных источников (Бехистунская скала, изображение скифов на вазах), удалось реконструировать Золотого человека. Многое приходилось делать впервые, и большинство этих работ люди,мною перечисленные, производили за свой счет. Это открытие всех застало врасплох, повторюсь, не было предусмотрено ни методик, ни денежных фондов. Соответственно, то, как мы видим сегодня Золотого человека – результат титанической работы профессионалов высокого уровня, которые, к счастью, имелись в Казахстане на тот момент.
- Почему последующие археологические находки стали называть «второй Золотой человек», «третий Золотой человек»?
- Это логично, на мой взгляд. Кстати, отец, когда каждый раз выражали восхищение Золотым человеком, начинали его чересчур обожествлять, повторял: что вы зациклись на этом Золотом человеке, их будет еще очень много. Это было еще до открытия второго, третьего и других золотых людей. И, судя по всему, он оказался прав. Согласно подсчетам исторического реконструктора Данияра Байдаралина в Казахстане имеется уже 11 золотых людей. Перспективы в этом направлении у Казахстана обширны, есть еще масса необследованных курганов не только сакского, но и сарматского периодов – это абсолютно белое пятно в нашей истории. Несмотря на то, что этот могучий феномен проявил себя вплоть до Англии, как мы знаем, костяк рыцарей короля Артура был создан на основе сарматского контингента. 11 золотых людей - это не предел, открытия еще предстоят. Уверен, мы еще увидим Золотую армию, которая обогатит нашу историю, культуру и покажет всю роскошь и блеск цивилизации кочевников великой степи.
- Правда ли, что иссыкская находка впервые дала ученым наглядное представление о материальной культуре азиатских скифов?
- Ученые до 70-х годов прошлого века уже имели представление о саках и вообще о кочевниках. Довольно обильные, дающее рельефное представление о кочевниках находки были совершены в Украине – это находки из кургана Толстая могила, яркие уникальные находки были сделаны в Пазырыкских курганах на Алтае, известен также наиболее древний сакский курган Аржан-2 в Туве, в котором уже были заложены зачаточные элементы скифского звериного стиля. То есть ученые имели уже солидный багаж аналогичных находок.
Но уникальность Золотого человека состоит в том, что курган в Иссыке разграблен не был.
Практически во всех перечисленных мною открытиях ученым приходилось довольствоваться остатками от работы грабителей, либо они не представляли такое богатство и разнообразие артефактов. Захоронение Золотого человека – это нетронутый комплекс, начиная от золотых бляшек, которые привлекают всеобщее внимание, и кончая такими не столь яркими артефактами, как серебряная чаша с надписью или серебряная ложка. Ложка свидетельствует о культуре питания, о том, что люди не ели руками. То есть все элементы сохранились в 100 % виде так, как они были захоронены, не считая перегнивших элементов – дерева, кожи. В этом уникальность и важность открытия.
Предать прах предка земле
- Ходили слухи, что настоящего Золотого человека продали еще в 90-х за границу, в частную коллекцию, а здесь остался фейк. Где на самом деле хранится оригинал Золотого человека?
- Насколько я знаю, в 90-х годах из музея археологии Института археологии им. Маргулана золотые изделия из кургана Иссык были переданы в Астану в музей золота. Далее то ли частично, то ли целиком они появляются в открывшемся в столице Национальном музее РК. Являются ли выставленные изделия фейком, это установить очень сложно, нужно проводить исследование, формировать комиссию, простым смертным, конечно, туда допуска нет. Поэтому, где находится оригинал Золотого человека, я ответить не могу.
- Однажды в интервью ваш отец мне сказал, что после того, как костяк Золотого человека пройдет все необходимые исследования, его следует с почестями захоронить в Иссыке, будете ли вы стремиться исполнить его волю?
- Да, разумеется, вопрос перезахоронения останков Золотого человека поднимался нами изначально, еще когда только созрела и начала воплощаться идея открытия музея под открытым небом на Иссыкских курганах. Тогда само по себе это предложение было никем не понято, настолько было новым. Изначально предполагалось, что кости Золотого человека нужно захоронить, но не в месте их обнаружения - там стоит автобаза, нет смысла ее сносить, можно возвести новый курган или захоронить в существующем. Главное предать прах предка земле – это наш священный долг. Если мы считаем себя потомками саков, мы должны проявить уважение к нашим предкам. Я говорил о том, что советская археология, по сути, является варварской и продолжает быть таковой.
Только отдельные археологи начинают проникаться тем, что делают, а по сути они грабят курганы предков.
Но некоторые, поняв идеи отца, стараются возводить на месте курганов музеи, музеефицировать курганы, занимаются перезахоронением. Отдельная благодарность соратнику отца, еще одному легендарному нашему археологу Зейнолле Самашеву, человеку с высокими моральными принципами и глубоким пониманием традиций кочевников Великой степи. Перезахоронение является актом уважения к предкам, актом преемственности поколений, имеет важное государственное значение. Некоторые любят говорить, что у нас не было государственности, что мы дикие племена, которые носились по степи туда-сюда, но акт перезахоронения - это мероприятие, которое надо провести со всеми царскими почестями в присутствии главы государства, глав иностранных дипмиссий. Это фактически заявка на весь мир о наших древних государственных традициях. Мы были долгое время в полном неведении и испытывали комплекс неполноценности, ощущая себя теми, кем нас назвала европейская концепция, а именно «дикарями и варварами».
Осуществив акцию перезахоронения останков Золотого человека, народ ощутит ту самую духовную связь с предками, будет по-другому относиться и к курганам, и в целом к наследию предшествующих поколений.