С интервалом в несколько дней в Семее пришли в негодность сразу 2 памятника архитектуры

Если развалины – памятник

Более 30 лет в самом центре города стоят руины бывшего зооветеринарного института. Здание имеет статус памятника истории и архитектуры, по закону должно охраняться государством. Но вся государственная охрана уникального здания на протяжении нескольких десятилетий сводилась к тому, что чиновники просто созерцали процесс разрушения и без того подозрительно быстро исчезающих исторических объектов.

Во время ремонтных работ на улице Абая была вскрыта каменная мостовая начала ХХ века.

Сохранение ее части могло стать туристической достопримечательностью, но закатана асфальтом. 6 лет назад снесли первое каменное сооружение Семипалатинска – здание воинского караула (кордегардии) убрано, чтобы построить на этом месте банк. Разрушено старинное здание тюрьмы, где в XIX веке отбывали наказание ссыльные, а в XX в. – алашординцы. Перестроен дом, в котором жил Мухтар Ауэзов, практически уничтожено позапрошловековое очарование бывшей купеческой Татарской слободы. На прошлой неделе государственная охрана официально снята со здания первого в Казахстане телеграфа. Теперь очередь дошла до здания зооветинститута.

Кольца равнодушного огня

Здание было построено в 1873 году. Изначально здесь располагалась женская гимназия. На заре ХХ века здесь разразился крупный пожар. Но здание быстро восстановили на пожертвования горожан. В советское время здание оставалось местом просвещения с небольшим перерывом на время войны, когда в просторном каменном сооружении обустроили госпиталь.

Вплоть до конца 1980-х годов на подоконниках сквозь слои краски проступали вырезанные ножами надписи раненых бойцов, которые оставляли на память свои имена и даты лечения.

Именно в этом здании семипалатинцы узнали о Великой Победе, после чего сооружение вновь было отдано студентам, которые постигали здесь науку излечения животных.

Но в конце 1980-х в здании зооветеринарного института вновь случился пожар. Выгорело всё, что могло гореть. Огонь не смог разрушить только вековые каменные стены. И этот пожар оказался роковым. Ни сразу, ни позже так и не нашлось денег на реставрацию исторического здания.

Кошелек или история?

В начале 2000-х выяснилось, что архитектурно-исторический памятник продан частнику. В итоге, когда у государства появились деньги на реконструкцию, оно уже не имело права вмешиваться в частную собственность. Частник же по закону памятник истории и архитектуры сносить не имел права, а реконструировать его не хотел, просто выжидая, когда оно рухнет само, чтобы спокойно построить коммерческий объект.

В 2017 году у обгорелых руин зоовет­института появился новый хозяин. Аким Семея тогда заявил, что инвестор намерен построить неподалеку на месте еще одних застарелых руин развлекательно-торговый комплекс, и историческое здание станет его частью. А кран и ныне там: как в разгар пандемии сносят и перестраивают исторические объекты

Но строительство и реконструкция всё не начинались. В мае 2019 года градоначальник по-прежнему раздавал обещания по реконструкции зооветинститута.

– В конце мая владельцы приступают к реализации проекта, который условно называется “Семей-молл”, – пояснял тогда аким Семея Ермак САЛИМОВ. – Но мы сейчас обсуждаем с собственником вопрос о передаче здания бывшего зооветеринарного института городу. Чтобы владелец просто отдал его городу, даже не реставрируя. А мы бы его сами восстановили и решили, что именно в нем разместить, например, школу. Ведь здание много лет стоит в таком состоянии, и ничего там не делается. Собственник имеет корни в Семее, не лишен чувства патриотизма, поэтому мы надеемся все же решить этот вопрос.

Увы, планы так и остались планами. А теперь строительная компания уверяет, что у здания появились новые трещины. Владелец исторического здания перекрыл движение по ближайшим улицам, насыпал песок там, куда может рухнуть стена.

– Восстановить это здание до сих пор технически несложно, – уверяет член совета общественности Семея, почетный строитель РК Николай ИСАЕВ. – У меня лично не вызывает сомнения, что собственники объекта подвели ситуацию именно к тому моменту, когда им понадобилось его снести. И насыпанная земля, якобы для того, чтобы смягчить вероятное падение стены, лишь ускорит уничтожение исторического здания. Груды земли фактически служат катализатором для обвала, так как между фундаментом и кирпичной кладкой делается гидроизоляция. Здесь же навалили землю, скоро наступит период дождей, земля аккумулирует влагу, и кирпичная кладка начнет стремительно разрушаться.

Игры в заботу

Краеведы и общественники убеждены, что эпидемия разрушения, которая внезапно охватила исторические объекты Семея, в год, когда глава государства присвоил городу статус исторического центра страны, выглядит крайне подозрительно. Владельцы или претенденты на престижные земельные участки отчаянно заспешили.

– Разрушение стен исторического здания бывшей женской гимназии, более 30 лет простоявших без ремонта, наглядно показывает отношение городских властей к истории нашего города, – заявил председатель краеведческого общества “Прииртышье” Марат САСАНОВ. – Мы были вынуждены обратиться с открытым письмом к Президенту страны Касым-Жомарту ТОКАЕВУ.

Краеведы убеждены, что в историко-культурном центре страны историю и культуру отнюдь не ценят.

– Официально наши чиновники часто говорят об исторической значимости нашего города. Но когда аким области Даниал Ахметов во время визита в наш город прогуливался поблизости от разрушающегося архитектурного памятника и говорил, что хочет окунуться в атмосферу XIX века, кощунственно, что он не прошел именно к зданию бывшей женской гимназии и не посмотрел, как сохранить это здание, – считает Николай Исаев.

– Если раньше при областном историко-краеведческом музее Семея была штатная единица инспектора по охране памятников, то теперь ее нет. Попытка создания рабочей группы при акимате по изучению исторических зданий города не увенчалась успехом. В нашем городе происходит планомерное уничтожение старинных зданий, идет массовое, бездумное переименование улиц, а ведь это те исторические якоря, которые связывают горожан со своей землей, делают ее родной и единственной в мире! – подчеркнул Марат Сасанов.

P.S. Пока статья готовилась к печати, у здания бывшего зооветинститута обрушилась стена.

СЕМЕЙ