Спустя каких-то 50 лет проблема сервиса претерпела изменения. Очень много сделано для комфорта потребителя: от многообразия выбора товаров до получения виртуальных услуг.
За последние четыре года мировой оборот бизнеса в Интернете вырос более чем в 20 раз. Ни одна другая отрасль экономики не может похвастаться такими темпами роста.
Развитие электронной коммерции определяют технико-экономические факторы.
Во-первых, резкое удешевление компьютеров. Вспомните, еще в начале девяностых стоимость компьютера равнялась цене однокомнатной квартиры. Второй фактор - упрощение и удешевление доступа в Интернет.
Хотя, конечно, еще далеко не каждый десятый казахстанец может себе позволить сидеть безвылазно в сети. Но, тем не менее, те 5% активных пользователей сети способствуют развитию е-коммерции.
Если разложить все на черное и белое, то о положительных сторонах для продавца (E-taler) можно сказать следующее. С "е-подходом" начинающему коммерсанту не требуется помещение, а это уже огромная экономия.
Далее, труд оплачивать можно только одного продавца, который непосредственно сидит перед компьютером. Все это дает возможность резко снижать цену на товар и услуги. А вот к минусам можно отнести то, что продавец не сможет уговорить, настоять, навязать неподходящий товар сомневающемуся покупателю.
У потребителя тоже свои преимущества: выходить из дома/офиса не надо, выбрал, заказал и жди доставки. Правда, здесь могут быть свои минусы: затянут с поставкой, привезут не того размера, цвета, марки и т.д.
Если рассматривать виртуальную коммерцию, то следует рассказать о ее видах.
Для начала о финансовых институтах. Это может быть, например, банк (http://www.eurasian-bank.kz/cgi-bin/index.cgi), а наиболее типичные "Банк - Клиент" и "Хоумбанкинг" - https://www.onlinebank.kz/, https://www.homebank.kz/.
С помощью таких видов услуг, пользователю упрощают: управление банковскими счетами через Интернет; перевод средств с одного своего счета на другой счет; осуществление безналичные внутри- и межбанковские платежи; покупку и продажу безналичной валюты; открытие и закрытие депозитов; установление графиков расчета и оплаты за различные товары и услуги; отслеживание всех банковских операций по своим счетам.
Следующее, Business-to-Business (В2В) это направление интернет-коммерции подразумевает электронное оформление сделок между компаниями или организациями. Обычно имеется в виду B2B-маркетинг, а также системы электронной коммерции, в которых в качестве субъектов процесса продажи и покупки выступают юридические лица (предприятия, организации). Основная задача систем В2В - повышение эффективности взаимодействия компаний на рынке (http://www.om.kz/, http://www.mp.kz/, http://bimost.com/).
Электронная визитная карточка представляет собой несколько страниц с информацией о компании и ее деятельности (базовый веб-сайт).
Основная функция предоставлять возможность потенциальному клиенту познакомиться с услугами компании, аналогично обычному бизнес-справочнику или рекламному
объявлению (http://www.kbsgroup.kz/, http://www.finex.kz/indexrus.htm).
Business-to-customer (B2C) или бизнес для потребителя - сектор рынка, ориентированный на работу с конечными физическими потребителями товаров или услуг.
Сектор В2С образует электронные магазины (http://www.intershop.kz/goods.aspx?id=2) и иные организации, торгующие продукцией через Интернет непосредственно для потребителей.
Лидирующее место среди наименований потребительских "е" товаров занимают книги ( http://www.kaz-kniga.kz/), компьютеры (http://www.it-shop.kz/), программное обеспечение (http://www.allsoft.kz/).
К сожалению, пока еще виртуальный мир Казнета очень ограничен действительно хорошими ресурсами е-покупок, например, мебели (www.zeta.kz).
Служба коммерческой информации - это информационный сетевой сервис, предоставляемый в области предпринимательской деятельности и включающий:
- анализ данных о состоянии торговли и рисках;
- анализ продукции и отчеты о состоянии предприятий и перспективах их развития;
- информацию об организациях, образующих инфраструктуру бизнеса;
- тексты законов, стандартов и других нормативных документов (www.zakon.kz);
- новости, статистику, обзоры и исследования (http://www.ictm.kz/default.php?ch_id=4).
Customer-to-Customer (C2C) - это направление электронного бизнеса подразумевает чаще всего интернет-аукционы (http://www.agora.kz/, http://auction.one.kz/), самым известным из которых является http://www.ebay.com/
Зачастую, виртуальные аукционы позволяют использовать всевозможные формы торговли в режиме:
1) стандартного аукциона - когда, покупатели делают ставки и выигрывает тот, кто сделал наивысшую ставку (т.е. больше всех предложил денег) http://www.agora.kz/auctiondetails.php?id=102349.
2) оптового аукциона. Хорошо, когда у продавца больше одного количества однотипного товара.
3) фиксированных цен - самый привычный способ торговли.
4) бартера - обмен товарами.
И последний элемент, без которого не может существовать бизнес, каким бы он ни был, виртуальным или привычным - это реклама. Несмотря на то, что некоторых пользователей она доводит до принятия "новопассита", другие готовы потратить последнее, лишь бы логотип их компании смогли увидеть миллионы.
Последним на помощь готовы прийти рекламные Интернет - агентства (http://www.millmax.kz/, http://www.ukg.kz/webdesign2a.htm, http://www.sfera.kz/, http://www.open.kz/openkz/advertizing/index.php).
Кроме того, обязательным элементом электронной коммерции является карточный процессинг, то есть системы авторизации платежных (пластиковых) карт и обработки платежей по ним в сети Интернет. (https://epay.kkb.kz/jsp/about/index.jsp, http://alemcard.kz/ru/, http://www.taulink.kz/, http://www.oplata.kz/).
Пожалуй, это все основополагающие инструменты е-бизнеса национального интернета. Мне остается лишь пожелать хорошего коннекта и пускай ваших виртуальных и карманных денег, будет столько, сколько вам надо для труда и счастья.
Электронный адрес автора v_nechukhrannyy@mail.ru
Изображение с сайта http://inet-shop.od.ua