В Казахстане национальный техрегламент на никотинсодержащую продукцию стал настоящим яблоком раздора между минздравом и рядом НПО, представляющих интересы потребителей, общественного здравоохранения и бизнеса. Минздрав считает, что нам такой техрегламент не нужен, а недавно ведомство пошло ещё дальше. Несмотря на то что разработка технического регламента на никотинсодержащую продукцию в рамках ЕАЭС уже решенный вопрос, минздрав никак не может с этим смириться. Вопреки тому, что все члены ЕАЭС уже два года, как приняли решение о включении нагреваемого табака и жидкостей для электронных сигарет в одну категорию, казахстанское министерство на днях выступило с предложением теперь включить нагреваемый табак в действующий техрегламент на табачную продукцию.
Собственно, именно этот подход предполагает принятый в Казахстане прошлым летом Кодекс о здоровье, который, по сути, приравнял альтернативную продукцию к сигаретам. Получилось, что наше национальное законодательство вступило в противоречие с наднациональным законодательством на уровне ЕАЭС, но некоторых чиновников это не смутило, и вместо того, чтобы исправить свою ошибку, они решили изменить все в соответствии с казахстанским подходом.
Эти предложения накануне обсудили на совещании в ЕЭК с участием представителей уполномоченных органов государств - членов ЕАЭС (Казахстан, Россия, Беларусь, Армения и Кыргызстан).
В частности, по инициативе минздрава РК казахстанская сторона в лице Ж. Кушуковой, вице-министра интеграции и торговли, неожиданно изменив своим предыдущим заявлениям, решила внести в действующий на уровне ЕАЭС техрегламент на табачную продукцию определение «изделия с нагреваемым табаком – вид курительного табачного изделия, состоящего из резаного сырья и предназначенного для использования в системе для потребления табака». И если позиция минздрава, который не желает понимать реальную динамику потребления никотина казахстанцами и просто реагирует на слово «никотин» на уровне безусловных рефлексов, по крайней мере объяснима, то позиция МТИ, призванного защищать интересы бизнеса и потребителей, просто вызывает вопросы. Скорее всего, госпожа Кушукова не желает находиться между молотом и наковальней, даже если это наносит ущерб интересам потребителей.
Позиция казахстанского минздрава основывается на том, что изделия с нагреваемым табаком - это те же самые сигареты, так зачем же их регулировать отдельно? Правда, изучая этот вопрос на уровне ЕАЭС, участники интеграционного объединения решили подойти к нему основательно. ЕЭК заказала Всероссийскому научно-исследовательскому институту табака, махорки и табачных изделий проведение научного исследования. Согласно его результатам, выработаны идентификационные признаки никотинсодержащей продукции, которые включают отсутствие горения, образование аэрозоля вместо дыма, содержание никотина, а также использование только со специальными устройствами – системами доставки никотина. В рамках исследования сделано заключение, что изделия с нагреваемым табаком не могут быть классифицированы как табачные изделия, а являются видом никотинсодержащей продукции. Также результаты проведенного исследования показали, что методики измерения, используемые в отношении табачных изделий, не могут быть применимы для никотинсодержащей продукции.
- Вся аргументационная база минздрава в части отнесения ИНТ к табачным изделиям построена на том, что ИНТ содержит табак. Сейчас же производители ухищряются делать нагреваемые изделия без содержания табака, но с содержанием никотина. Тогда что же получается? Если относить ИНТ, как предлагает минздрав РК, к табачной продукции только на основании всего лишь одного идентификационного признака – наличия табака, то другие нагреваемые продукты, которые не содержат табака, опять окажутся вне регулирования? Какой-то нелогичный и непоследовательный подход получается! - считает представитель объединения юридических лиц «Ассоциация производителей и импортёров алкогольной и никотинсодержащей продукции «QazSpirits» Д. Жуков.
Хотя наши чиновники и выдвинули весьма противоречивые предложения, но разработчиками и ответственными за эту работу, как заявила руководитель управления по контролю за техническими регламентами к непродовольственным товарам Р. Ермекпаева, казахстанская сторона быть не хочет. А кто тогда должен реализовывать инициативу казахстанской стороны? Вопрос риторический. Получается, госпожа Ермекпаева, создав головную боль, перекладывает ее с больной головы на здоровую.
При этом против включения ИНТ в действующий техрегламент на табачную продукцию выступили минсельхоз и минэкономразвития РФ, минэкономики Армении и госконцерн "Белгоспищепром", а также общественные организации всех стран. Эти ведомства настаивают на том, что нагреваемый табак и электронные сигареты - это отдельная категория продукции. Они отличаются по способу потребления, в них нет горения, а вместо дыма пар, поэтому работа с отдельной категорией никотинсодержащей продукции на уровне ЕАЭС совершенно оправданна и обоснованна.
- Со стороны потребителей есть запрос на полную и достоверную информацию о никотинсодержащей продукции и контроль за ней. Им важно, чтобы эта продукция была дифференцирована от сигарет, так как в ней есть потенциал снижения вреда. Приравнивать её к сигаретам - это значит запутывать потребителя и лишать его возможности сделать информированный выбор. Тем более что, не имея собственных исследований, мы изучали международную научную базу и позицию, например, министерства здравоохранения Великобритании – Public Health England. В Великобритании вейпинг и другие электронные системы доставки никотина используются на государственном уровне как инструменты снижения уровня курения, и уже 27,2 процента курильщиков благодаря им удалось отказаться от сигарет, - отметила председатель Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская.
Словом, стороны ни о чём не договорились, что, по мнению экспертов, было вполне предсказуемо, так как в основе инициатив казахстанской стороны лежат предложения, продиктованные эмоциями, нежели трезвой оценкой рисков для потребителей в отсутствие жёстких требований к никотинсодержащей продукции. К сожалению, только небольшое количество людей в государственном аппарате способны и имеют смелость смотреть на вещи объективно, но их задаривают «грязной пепельницей» и сразу обвиняют в табачном лоббизме.
Пока чиновники отсиживаются на нескончаемых заседаниях, страну охватила эпидемия одноразовых электронных сигарет. Следующим шагом можно ожидать изделий с нагреваемым любым видом растений и так далее. И как же тогда нам обезопасить рядового потребителя? Такая продукция уже не будет ни в табачной, ни в никотинсодержащей категории!
Решение одно - нужен один единый технический регламент на никотинсодержащую продукцию, куда войдут все разновидности продукции, которая потребляется отличным от курения способом.