С 2008 года у прокуратуры РУ отберут санкции на арест

Появившись в 1991 году с председателем правления в лице небезызвестного Рустама Азимова, она должна была стимулировать привлечение в узбекскую экономику иностранных инвестиций и рачительное использование их для модернизации производства.
Инвестиции, благо в те годы климат для внешних вливаний оказался благоприятным, пошли, однако, как недавно выяснилось, тратились они, мягко говоря, неэффективно. Проще изъясняясь, разворовывались.
В этом контексте роль генеральной прокуратуры незабвенна. На радость ностальгирующих по советским временам людям, прокуратура должна была и разоблачать, и развеивать. Вовсе не случайно недавний уход с политического олимпа главного сельскохозяйственного советника президента Исмаила Джурабекова совпал с пространной статьей в проправительственной газете "Народное слово" генерального прокурора Рашитжона Кадырова, других начальников отделов данного ведомства по коррупции и взяточничеству во властных структурах на местах.
Не ошиблись, да, во властных структурах на местах. Ибо высшие властные структуры в самом Ташкенте по сути неприкасаемы.
В последние дни июля с разницей в три дня, 26 и 29 июля 2005 года, в центральных официальных СМИ Узбекистана выступили по очереди генеральный прокурор Рашитжон Кадыров и начальник управления по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией генеральной прокуратуры Рамазон Пулатов. Если первый говорил о смысле и значении последних президентских указов и постановлений по либерализации экономики, то второй коснулся более злободневной темы - расхищения в особо крупных размерах инвестиционных средств в Национальном банке внешнеэкономической деятельности.
Этот банк был образован через некоторое время после провозглашения независимости по президентскому указу. Изначально ему создавались условия работы, о которых другие банки и мечтать не могли. Инвестиции, которыми был богат Узбекистан в первые годы самостийной жизни, шли в Нацбанк, все средства по внешнеэкономическим операциям - тоже сюда, даже американский самолет приобрести без участия Нацбанка было невозможно.
По сути НБУ стал финансовым институтом, которого ничего не трогало, не касалось. Ушедший с поста председателя правления банка Рустам Азимов возглавил всю узбекскую экономику, что не могло не сказаться и на условиях, в которых Нацбанк существовал. Любые иностранные гранты, помощь, субсидии, займы, кредиты проходили через счета НБУ. Банк тоже не сидел сложа руки. Во всех без исключения районах Ташкента появились фешенебельные филиалы, многие из которых можно легко спутать с основным офисом любого другого банка, если бы не надпись "НБУ".
Есть в Узбекистане такая межбанковская рейтинговая компания, как "Ахбор-рейтинг". Она ежеквартально оценивает банки Узбекистана, составляет рейтинг и оказывает другие сопутствующие услуги. Так вот в рейтингах этого монополиста нельзя было встретить аббревиатуру "НБУ". Почему? Как указывалось в конце обзора, по степени капитализации, депозитной и ресурсной базе, активам Национальный банк внешнеэкономической деятельности нельзя было сопоставлять ни с одним другим банком Узбекистана. Он стоял особняком и об его истинных оборотах до сих пор ничего толком не известно.
Вообще, Узбекистан - страна парадоксов. Все примерно знают, сколько мы производим хлопка, зерна, золота, однако все равно остаются несколько вопросов, на которые никто не может ответить:
- Каков золотовалютный запас страны?
- Сколько Навоийский и Алмалыкский горно-металлургический комбинаты производят золота?
- Сколько в суммарном выражении продается хлопкового волокна через Министерство внешних экономических связей, торговли и инвестиций (до недавнего времени - Агентство внешних экономических связей - прим. А.А.)?
- Каковы активы, объем кредитного портфеля и сферы кредитования Национального банка внешнеэкономической деятельности?
В таких непрозрачных условиях иностранные инвестиции, как оказалось, просто разворовывались. В своей статье "Аферы под прикрытием иностранных инвестиций" начальник управления по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией генеральной прокуратуры Республики Узбекистан Рамазон Пулатов пишет: "Следствие, проведенное группой Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан, показало, что, к сожалению, причины невозвращения валютных кредитов совершенно иные (работники НБУ ссылались на объективные экономические трудности, имеющиеся в стране - прим. А.А.). Было выявлено, что ответственные лица, вступив в преступный сговор с руководителями некоторых предприятий и даже иностранных фирм, расхищали валютно-кредитные средства с помощью тщательно продуманных и замаскированных комбинаций".
В этой связи возникает два вопроса:
- Что толкает предпринимателей не возвращать кредиты?
- Изменилась ли ситуация с тех пор, как кредиты не возращались?
Главной причиной невозврата кредитов являются неподъемные ноши налоговых и других отчислений в бесчисленное количество всевозможных фондов.
В самые неблагополучные времена на один полученный из банка наличный сум нужно было заплатить как минимум полтора сума. В течение последних двух-трех лет снижается процент рефинансирования Центрального банка, а вместе с ним и цена кредитов. Но чтобы получить реальные плоды снижения налоговой нагрузки, необходимо, чтобы процент рефинансирования был снижен не на два процента в год (в 2005 году с 18 до 16 процентов - прим. А.А.), а как минимум был сопоставим с процентом рефинансирования, существующим в Казахстане (недавно он поднялся с 7,5 до 8 процентов - прим. А.А.).
Налоги, высокие проценты по кредитам и крупные отчисления в фонды заставляют узбекских предпринимателей искать обходные пути. Одним из таких путей и является невозврат кредитов.
Нельзя упускать из поля зрения и такую важную составляющую, как вмешательство государства в дела бизнеса. Пытаясь "скоординировать", "улучшить", "упорядочить" предпринимательство, оно невольно загоняло деловых людей в угол, из которого не было иного выхода, кроме черной лестницы.
С середины 90-х годов прошлого века узбекское правительство усиливало давление на бизнес и занималось не созданием благоприятных условий для предпринимательства, а созданием реальных препон для его развития. Одно только мероприятие по повышению таможенных платежей (на продовольственные - 90, на непродовольственные - 70 процентов - прим. А.А.) чего стоит! Правда, немного погодя пришлось несколько снизить планку таможенных платежей, однако большая часть так называемых "челноков" была уже разорена и осталась без работы.
Проверки, которые осуществляли контролирующие органы, зачастую играли роль пылесоса. Причем, вместе с пылью они обескровили целые секторы экономики. Так, в капитальном исследовании Международной финансовой корпорации "Деловая среда в Узбекистане глазами представителей малого и среднего бизнеса", говорится, что в 2003 году в налоговое законодательство было внесено более 90 изменений. По заявлениям руководителей фискальных органов, в 2004 году тенденции к улучшению имеются. Но в это трудно поверить. Даже после недавнего выхода в свет четырех указов и одного постановления президента, направленных на либерализацию экономики, налоги в суммарном выражении не изменились. Хотя в официальных средствах массовой информации ежедневно трубят об облегчении налогового бремени.
По словам одного узбекского предпринимателя, Узбекистан впадет в стагнацию, если непродовольственные товары в том же соседнем Казахстане будут стоить в полтора-два раза дешевле, чем у нас. Причина - нереальные таможенные барьеры, которые заставляют узбекских предпринимателей продавать импорт в два, а порой и в три раза дороже его номинальной цены.
В условиях нестабильности законодательства, когда правила игры на поле меняются по желанию одной из сторон сколько угодно и когда угодно, нереальных таможенных барьеров, наличия налогов, которые невозможно честно платить и процентов по кредитам, которые невозможно гасить, говорить о возврате кредитов просто не приходится. Налоговый кодекс с осени должен претерпеть значительные изменения (данное поручение было дано президентом - прим. А.А.), но это далеко не гарантия, что условия инвестирования станут более благоприятными, а кредиты - доступными.
О чем я говорю? О том, что ни инвестиционный климат, ни цена кредитов, ни условия для торговли в корне не изменились. В 2005 году роздано рекордное количество обещаний и посулов, исписано огромное количество бумаги, хотя реальных плодов не видно.
Станет ли осенний вариант Налогового кодекса спасательным кругом для узбекского предпринимательства? Судя по хронике событий на фронте узбекского бизнеса, вряд ли. Вы назовете меня пессимистом, но я все же скажу то, что думаю: куда бы не пришли иностранные инвестиции, они разворовывались, разворовываются и будут разворовываться.
Сегодня Генеральная прокуратура обвинила ряд ответственных работников Национального банка внешнеэкономической деятельности, а первый заместитель председателя Тищенко находится в международном розыске. Завтра на этом месте может оказаться совсем другой банк, и другие персоны. Как говорится, "от перемены мест слагаемых сумма не меняется". Извините, меняется сумма невозвращенных кредитов…
ПОСЛЕДНЯЯ НОВОСТЬ: По опубликованному 8 августа 2005 года президентскому указу санкция на арест передается от прокуратуры судам с 1 января 2008 года. Что это: строгое следование международной практике, неудовлетворенность деятельностью Генпрокуратуры или что-то еще?
Будем надеяться ближайшее время покажет, насколько серьезно идет реформирование судебно-правовой системы. И идет ли вообще.